Хочешь жить – умей…

Фото Натальи Прутяну

Закон — основа любого общества, на нем зиждется государство. Но как часто он совпадает со справедливостью? Давно ушли в прошлое времена «божьего суда», когда высшая справедливость определялась на честном поединке. Сегодня, к сожалению, правда утверждается не острием меча, а махоньким чернильным перышком…

Два мира, две системы…

Петровы приехали на Север в начале восьмидесятых, много лет работали в лесу. Купили старый домик, где жили дружно да весело. Но с течением времени избушка стала потихоньку заваливаться, огород и подполье регулярно заливает вода, отец потерял работу, теперь перебивается случайными заработками.

Старший сын четвертый год служит в армии по контракту, понимает, что в родительском доме и без того не повернуться. Дочка вышла замуж, родила девочку, через год развелась и вернулась в отчую избушку. Тесно в ней, но чисто, уютно, всегда пахнет щами да пирогами…

Единственный раз Петровы обратились за помощью в мэрию. Натолкнувшись на непрошибаемую стену равнодушия, ушли обратно, в свой маленький солнечный мирок, угнездившийся в холодных промозглых стенах…

А Сидоровы-старшие наоборот, уехали с Севера в края, где цветут вишни и зреют арбузы, купили коттедж, обзавелись хозяйством. Дети же остались в Югре, делать карьеру и копить деньги. Дочь пошла по торговой части, и в веселые «перестроечные» времена контейнерами отправляла на юг товар. Сын после окончания военного училища отслужил несколько лет, за тысячи километров от ближайшей «горячей точки». Тем не менее, соответствующая запись в личном деле и непыльная работа в муниципалитете помогли за несколько лет трижды поменять квартиру — положена жилплощадь бывшему военному и все тут!

Когда положение в стране стабилизировалось, старшие Сидоровы забеспокоились. С одной стороны — фрукты-овощи и живительное тепло, зато с другой повышенные пенсии, пособия — грех упускать такую возможность. И родители вернулись к детям. Решить квартирный вопрос помог счастливый случай — выборы. Вся династия Сидоровых посредством местных газет и телевидения верноподданно заверила действующего мэра в своей пылкой любви, призвала к этому остальных горожан. И после завершения выборов принялась стричь купоны.

В результате уже через год Сидоровы-старшие въехали в новенькую квартиру. А их коттедж на «большой земле» девять месяцев в году стоит закрытым. За небольшую плату соседи присматривают за садом, кормят злющих цепных кобелей, бдительно охраняющих имущество господ Сидоровых.

Вот и вся история двух семей, одна из которых способна приспосабливаться, писать нужные бумажки, ломать шапку перед начальством. А другая умеет лишь честно работать, уповая на везение и порядочность власть предержащих.

«Льготная» жизнь

Многие годы идет в обществе спор по поводу льгот. Разумеется, необходимо поддерживать людей, подорвавших здоровье во время боевых действий, ликвидации катастроф. Только пресловутые «национальные особенности» слишком часто извращают все благие намерения.

Настоящие ликвидаторы-«чернобыльцы» тихо умирают на больничных койках, не имея ни сил, ни желания отстаивать свои интересы. А юношу Мишу проницательные родители прописали к бабушке в одном из районов Брянской области, который частично попадал под категорию «зараженных радиацией». И прожил-то он там в общей сложности пару недель, зато обзавелся нужной справочкой. А по возвращению домой «чернобыльцу» Мише живенько «пробили» квартирку…

Прошедшие грязь и кровь «горячих точек» ребята, воочию видевшие смерть, кричат во сне, кончают с собой, ищут забвение в бутылке или на кончике иглы. А «чеченец» Вася даже не бывал на территории мятежной республики. Туда по ошибке «заехали» его документы, пока их хозяин лечил в госпитале язву. Зато теперь «геройски ранетый» воин активно «светится» в ветеранском движении и рассказывает школьникам о своих подвигах…

Бездетная чета Сидоровых усыновила мальчишку-ханты. Будучи чистокровными «русаками», вместе с новыми именем и фамилией записали сыну и «свою» национальность. Играет сейчас «русский» Ванька Сидоров вместе с манси-Петькой и ненцем-Сашкой. И ничем они не отличаются — ни одеждой, ни поведением, ни разрезом глаз. Только кто-то из них сможет бесплатно на море поехать, в вуз поступить, жилье получить или там родовые угодья, а кто-то — нет. Зато ко мне подошла новая знакомая, недавно переехавшая в округ с «большой земли». Обратилась за советом: как бы ей побыстрее «в ханты» записаться… Не удивлюсь, если это вскоре произойдет, примерам таким несть числа.

Весьма многоуважаемый гражданин Кузнецов совершил благой поступок: оформил опекунство над своим малолетним родственником, оставшимся сиротой. А после получения вожделенного жилья отправил его… в детский дом. Не справился он, видите ли, с воспитанием огольца…

В словарях можно найти десятки определений понятию «нравственность». Только нравственность на самом деле настолько тонкая материя, которая не поддается какой-либо классификации. А потому и нарушается она на каждом шагу…

2012

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика