Цингалы. Часть первая, историческая

У каждого даже небольшого населенного пункта есть своя аура, своя история, свой имидж, если хотите. Типичный пример – Цингалы Ханты-Мансийского района. Все югорчане слышали это название, а вот побывать в нем посчастливилось немногим…

Из тьмы веков

Судя по данным энциклопедии «Югория», «Цингалы — комплекс археологического памятника на левом берегу Иртыша. На окраине села на останце террасы Иртыша расположено городище, защищенное рвом и валом, датируется первой половиной II тысячелетия нашей эры». Действительно, в качестве укрепленного оборонительного поселения это место было идеальным, крутые обрывы и река делали его неприступным для врагов.

Одно из первых упоминаний Цингалов можно найти в «Описании Сибирского царства» историка Герхарда Миллера: «А именно не в дальнем рассмотрении, выше остяцких Цингалинских юрт на западном берегу Иртыша большая высокая гора находится. Остяки мне повествовали, что сия гора в древние времена им от неприятельских нападений служила убежищем. Чего ради на русском языке оное место называется Цингалинское старое городище».

В 70-х годах XIX века историк И. Поляков писал: «Цингалинская гора имеет на себе следы татарского городка со рвами и служит еще до сих пор для оставшихся около Тобольска представителей татарского племени священным местом для поклонения». По сообщению местного краеведа Натальи Бабушкиной, в рукописях татарского «Предания о религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири» упоминается более 30 захоронений местных святых. Однако не названа могила еще одной святой – Кульчамал – биби Хадичи, почитаемой в местности Цингалы.

Интересную легенду о происхождении слова «Цингалы» приводит С. Трусов со ссылкой на известного этнографа Галину Пелих: «Цингалы были конокрадами. Соседи били их за это «смертным боем». Ничего не помогало. Тогда устроили специальный молебен и просили «Касьму-Димьяна» (по другой версии – «речного старика») образумить Цингалов. И вот, однажды зашаталось под ногами Цингалов земля, и их дома стали проваливаться в образовавшуюся пропасть, а река изменила свое русло и потекла вместо запада на юг.

Цингалы в ужасе бежали в Сибирь и поселись там у самого северного устья Иртыша. Но и здесь они стали воровать у остяков пушнину, которая лежала в никем не охраняемых амбарчиках. Тут совсем рассердился «речной старик». Застонала земля, зашатались горы. Сам могучий Иртыш изменил свое русло и хлынул на цингальские земли.

Цингалы бросились бежать в гору, но гора раскололась на две части. Тогда Цингалы бросились на колени, умоляя богов спасти их и поклялись, что никогда больше не будут воровать. И сразу утихла земля и успокоился Иртыш, но он уже тек по другую сторону горы, где раньше стояли дома Цингалов. С тех пор Цингалы перестали воровать. Они помирились и породнились с остяками. И сами «обостячились». Все стали жить хорошо и дружно».

Хорошо и дружно получилось жить только до начала Великой Октябрьской. До революции жизнь здесь не отличалась от жизни десятков других сибирских сел и деревень. Основными фамилиями цингалинцев были Мамыкаевы, Исаковы, Каскины, Мокины, Чагоровы, Курбатовы, Салтановы, Тондыковы. Ловили рыбу, били зверя, пахали землю, понемногу торговали, ходили в ямщину, молились, женились, рожали детей.

Интересно, что в окрестностях поселка еще в начале прошлого века искали… нефть. В окружном архиве хранятся свидетельства очевидцев: «В половине июля 1912 года приезжали из Омска Пуртов Спиридон Николаевич и с ним два человека. В урочище Перевесный сор, около 6 километров от деревни Цингалы, нашли ключ, из которого вытекает масляничная вода цветом похожая на нефть. Они взяли ее и отправили в Тобольск или в Омск. Недели через три приехали инженеры, человек восемь. Инженеры привезли на пароходе трубы, всевозможные буровые приспособления и приступили к работе. Бурение было произведено на 33 аршина, работа у них была закончена примерно в конце сентября. Работу хотели продолжить в следующем году». Но потом началась одна война, потом другая…

Забытый герой

Одна из улиц и центральный парк Ханты-Мансийска носят имя Бориса Лосева. На вопрос о личности человека, увековеченного в топонимике окружной столицы, даже мои молодые коллеги не смогли правильно ответить – не то «ученый», не то «солдат». В рунете о нем тоже можно найти крохи информации, большей частью искаженной. Вот типичный образчик: «В начале 20-х годов прошлого века части особого назначения, ЧОН, изымали зерно у крестьян. Побывав в селе Самарово, они реквизировали зерно, погрузили на подводы и отправились дальше. Борис Лосев был одним из чоновцев. По какой такой причине он не ушёл со своими, а задержался на несколько часов в селе. Оставлял секретные наказы местным коммунистам? Общался с родственниками? Или — зазноба? Этого мы уже не узнаем. А знаем, что изловили его справные мужики, распороли пузо и набили соломой: хотел нашего хлебушка? Получай!»

Лосевы появились в Цингалах в 1908-09 годах. В 1906 году глава семейства Николай Анатольевич был осужден по обвинению «в подстрекательстве крестьян к ниспровержению существующего строя» и выслан из Костромской в Тобольскую губернию.

Присмотревшись к особенностям жизни на Севере, инициативный и решительный ссыльный мужик организовал одно из первых на Севере сельское потребительское общество. Судьба его печальна: в годы Гражданской войны он был арестован, этапирован сначала в Тобольск, потом в Читу, где был расстрелян колчаковцами. Примерно в тоже время был казнен, только на этот раз красными, еще один весьма видный цингалинец – купец Батурин.

После начала «кулацко-эсеровского мятежа» младший сын Лосева, комсомолец Борис, вступил в красный партизанский отряд. Судя по канонической советской историографии, он вместе с коммунистом Ильей Рыбиным вызвался спилить часть телеграфных столбов, чтобы нарушить телеграфную связь. Выполнив задание, напарники вошли в село Реполово и попали в руки врагов. После мучительных пыток «…палачи вспороли Борису живот и насыпали в него зерна. Мертвого Лосева привязали у развилки дорог с дощечкой на груди «Продразверстка выполнена».

Правда, в начале 80-х годов прошлого века мне довелось беседовать со старенькой бабушкой, бывшей свидетельницей трагических событий. Судя по ее воспоминаниям, легшим в основу художественного рассказа «Нас водила молодость…», на самом деле все происходило совсем иначе…

Тем не менее, Борис Лосев – одна из знаменательных фигур нашей югорской истории, поэтому не стоит забывать о молодом парнишке, сложившем буйную голову в кровавой круговерти.

И вечный «Путь…»

Вопреки устоявшимся представлениям, Гражданская война не миновала наши урманы, в том числе и Цингалы. Вот только одна фраза из документа того времени: «Из оперативной сводки штаба Помглавкома по Сибири, г. Омск, 9 марта 1921 г., 18 час.

Отряд, наступавший с севера на Тобольск, 4/III имел бой с повстанцами у Цингалинского, что 220 в[ерст] сев. Тобольска на р. Иртыше. Потеряв 5 убитых и 15 пропавшими без вести, отряд отошел и занял оборонительную позицию у д. Батово, что 25 в[ерст] сев. Цингалинского».

А за несколько дней до этого неподалеку от Цингалов произошло одно из самых крупных сражений Гражданской войны на Севере. В ночь с 28.02 на 1.03 красноармейцы главкома В.А. Данилова численностью до 700 штыков вступили в бой с отрядами повстанцев в 800-1000 штыков и сабель под командованием начальника главного штаба Северного фронта Ф.Я. Слинкина. В результате красные потерпели поражение, понесли серьезные потери и были вынуждены отступить к юртам Заводным. А повстанцы начали успешное наступление на Самарово и Березово.

В 1920 году в селе была организована комсомольская ячейка из 15 человек. 15 ноября 1920 года впервые в Цингалах организовалась партийная ячейка, организатором ее был член РКП (б) Демьянского райкома Иван Андреевич Поспелов. Одной из примечательных личностей того времени был цингалинец Урван Иванович Шатин (1899-1933), коммунист и активный строитель нового общества.

До поры до времени крестьяне села работали исключительно в своих личных хозяйствах. А 1929 году коммунисты Яков Семёнович Курбатов и Денис Дмитриевич Спасенников организовали трудовую рыбацкую артель. В начале 1930 года на базе рыбацкой артели образовалась сельскохозяйственная коммуна «Путь к социализму», позже преобразованный в колхоз «Путь к коммунизму». Видимо, в 50-х годах социализм в Цингалах уже построили…

149 сельчан сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной войны. Их жены, матери и дети в это время самоотверженно трудились в тылу, добывая для Родины рыбу, пушнину, молоко и мясо.

Вокруг Цингалов многие десятилетия (а то и столетия) существовал целый ряд мелких деревень и поселков, таких как Черемхи, Семейка, Слушка, Чембакчино. Жили себе люди, трудились, дома строили – пока в Москве не родилась катастрофическая идея «укрупнения колхозов». Со слезами покидали люди насиженные углы, перебираясь в так называемые «центральные усадьбы». Именно тогда начала рваться казавшаяся незыблемой и вечной связь крестьянства и родной земли…

2013

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Цингалы. Часть первая, историческая”

Яндекс.Метрика