Как молодежь организовала водно-лодочную эстафету

Валентина Патранова

Это нашей истории строки: водно-лодочную эстафету в честь десятого съезда комсомола организовала молодежь Остяко-Вогульского округа. За неделю активисты преодолели 900 километров.
В апреле 1936 года в Москве в течение 11 дней проходил Х Съезд Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи – ВЛКСМ. В историю СССР он вошел как «съезд молодых победителей социализма». В Остяко-Вогульском национальном округе, отметившем первую пятилетку своего существования, тоже были свои «победители социализма». Они работали на лесозаготовках, добывали рыбу, поднимали северное сельское хозяйство, а в свободное от работы время участвовали в общественных мероприятиях. Например, в зимнее время проводили лыжные эстафеты, преодолевая десятки, а то и сотни километров между населенными пунктами.
80 лет назад придумывали для себя препятствия, которые требовалось преодолевать, – такое было время. Уже и съезд комсомола благополучно завершил работу в Москве, делегаты разъехались по домам, а в округе думали: чем же еще можно отметить это событие? Кому пришла идея организовать водно-лодочную эстафету имени десятого съезда ВЛКСМ – неизвестно, но она получила воплощение в постановлении президиума Остяко-Вогульского окрисполкома, окружного комитета комсомола и местного отделения Осоавиахима. Документ хранится в Госархиве Югры и датирован 29 августа 1936 года. Президиум окрисполкома утвердил не только положение об эстафете, но и расписание ее движения.
Сначала было выбрано три направления по маршрутам Сургут – Остяко-Вогульск, Нахрачи (ныне Кондинское) – Остяко-Вогульск и Березово – Остяко-Вогульск. В постановлении упор делался на идеологическое сопровождение мероприятия, а именно проведение «массово-разъяснительной работы среди трудящегося населения, организацию команд эстафетчиков и штабов во всех населенных пунктах по пути следования». Всем – от райисполкомов до сельских туземных советов – предлагалось оказывать содействие в передвижении эстафеты.
Из архивных документов неясно, состоялись ли маршруты из Березово и Нахрачей в Остяко-Вогульск. Точно можно говорить лишь об одном маршруте, который первоначально не был отмечен в постановлении, – это Ларьяк – Сургут и далее Остяко-Вогульск. Ему посвящен подробнейший график движения лодок. Возможно, это был единственный маршрут эстафеты, так как двигаться по нему было удобно по течению рек. Стартовала эстафета 14 сентября 1936 года в 12 часов дня в поселке Ларьяк.
Всего на маршруте от Ларьяка до Сургута организаторы эстафеты определили 15 остановок. Самый продолжительный участок – 106 километров – был от юрт Япарховых до деревни Ваты: выехав в половине десятого утра, участники эстафеты прибыли сюда только в полдень следующего дня. 18 сентября в 15 часов в Сургуте состоялся финиш первого этапа эстафеты, старт второго был намечен на 20 часов того же дня. Теперь путь лежал в окружной центр, до него предстояло пройти еще десять населенных пунктов, в их числе известные ныне Тундрино, Сытомино, Селиярово, Зенково, остальные уже исчезли с карты округа. Самым последним и самым протяженным – 120 километров – стал маршрут Зенково – Остяко-Вогульск, куда участники прибыли 21 сентября в 14 часов.
Анализируя график движения эстафеты, невозможно не удивляться мужеству и выносливости тех, кто отправился в рискованное путешествие по могучим сибирским рекам. Плыть приходилось и днем, и ночью, делая короткие, всего лишь 20-минутные остановки в населенных пунктах. В те годы в масштабах страны гремели события, о которых говорили все: спасение челюскинцев, беспосадочный полет экипажа Чкалова в Америку, – наверное, государство нуждалось в ярких примерах энтузиазма своих граждан. В молодом Остяко-Вогульском округе тоже были свои герои. О них, преодолевших за неделю на лодках около 900 километров, мы и вспоминаем сегодня.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика