О «хрустальной» туфельке, пожарных касках и любви к театру

Лидия Завьялова

Старожилы  Ханты-Мансийска помнят те времена, когда город не баловали приезжие артисты в отличие от нынешних времен.  В 1960-е годы в  окружной центр изредка приезжал на легендарном колесном пароходе «Аркадий Гайдар» коллектив Тобольского драматического театра – одного из старейших театров Сибири (осн. в 1899 г.), Тюменский театр кукол. В эти годы шло активное развитие художественной самодеятельности, проводились различные смотры, создавались разнообразные кружки, народные театры.

1959 год. Спектаклем «Стряпуха» А. Сафонова ознаменовал свое открытие народный театр Ханты-Мансийского округа, режиссером которого стала Новицкая Анна Ивановна.  В декабре 1961 года по решению бюро Народного театра была создана детская драматическая группа. В ее состав вошли ребята 3-10 классов школ города Ханты-Мансийска. Руководство и режиссерская работа, также по решению бюро, были возложены на актрису народного театра Логинову Лидию Фоминичну, окончившую в 1959 году курсы режиссеров народных театров при Ханты-Мансийском Доме культуры, занятия на которых  проводил   Яковлев (имя выявить не удалось) –  режиссер Тобольского театра.

Согласно личному делу, находившемуся в Государственном архиве социальной и политической истории Тюменской области, Лидии Фоминична родилась 23 февраля 1912 года в Варшаве (до 1917 года  Польша входила в состав Российской империи). Ее отец служил делопроизводителем в реальном училище. С началом Первой мировой войны, когда на территории  «русской Польши» развернулись военные события и отца призвали в Действующую армию,  семья вместе с учебным заведением была эвакуирована в Москву.  Так сложились семейные обстоятельства, что девочка в шестилетнем возрасте оказалась в детском доме Хамовнического района г. Москвы. Вот тогда-то Лида и встретилась впервые с театром. Помимо основных дисциплин с воспитанницами занимались и актеры Большого театра. Основы сценического движения, ораторского мастерства – именно тогда Лидия Фоминична прикоснулась к театральному искусству, что осталось с ней на всю ее жизнь.

В 1925 году, покинув детский дом, Лида начинает учебу  в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна. Закончив его в 1929 году,  пройдя  трудовой путь заведующей  детским садом, делопроизводителем ведомственной милиции, нормировщиком-счетоводом мясокомбината (Новосибирск), секретарем и литработником редакции свердловской газеты «Уральский рабочий», она оказывается в Омске,  который в то время являлся (до 1944 года) административным центром   Тюменской области.  Учеба в 1936 году на курсах литераторов областного отдела народного образования привела ее учителем русского языка и литературы на первую ступень трудовой деятельности в школьном образовании – школу с. Перво-Пасьяново Ишимского района Омской области.

А с 1937 года ее жизнь связана с Ханты-Мансийским национальным округом.  Но прежде чем попасть в Ханты-Мансийск, Лидия Фоминична долгое время работала учителем русского языка и литературы в школах Ханты-Мансийского района: Цингалы, Батово,  Нялино, Базьяны. В «Списке  лиц, представленных к вручению медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» по Самаровскому (ныне Ханты-Мансийский район) районного отдела народного образования Логинова Л. Ф.  значится «…дочерью служащего. Как директор   Батовской семилетней школы, имеющая 9 лет общего стажа педагогической деятельности,  являлась лучшим организатором школьной жизни.    Хороший общественник. Хорошо поставлена внешкольная работа.   Методически подготовлена. Внештатный инспектор».

Великая Отечественная война отняла у нее мужа Логинова Александра Владимировича. По сведениям  ОБД «Мемориал» – солдат, стрелок, 1918 г.р., место рождения – Крапивка (?) (так в документе) Самаровского района, пропал без вести в декабре 1942 г. Извещение выслано жене – Логиновой Лидии Фоминишне (так в документе), с. Батово. Согласно книге «Память» по Тюменской области (Ханты-Мансийский район) – младший сержант, пропал в декабре 1943 г. Память и дочь  Виктория – вот все, что осталось у нее после его гибели.

На тот период Логинова Лидия Фоминична – директор, учитель русского языка и литературы Цингалинской  неполной средней школы. Впоследствии, согласно справке, полученной из отдела народного образования администрации Ханты-Мансийского района,   работает директором, затем преподавателем русского языка и литературного чтения Батовской  школы, с 1947 по 1956 г. преподаватель, завуч Нялинской семилетней школы, внештатный инспектор районо.

Не раз за период педагогической деятельности за добросовестную работу по обучению и воспитанию учащихся и высокое качество педагогического мастерства Логиновой Л.Ф. объявлялась благодарность с занесением в трудовую книжку. За выслугу лет и безупречную работу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1952 года была награждена медалью «За трудовую доблесть».

Учителя и ученики Нялинской семилетней школы. 1953 год. Второй ряд пятая справа – Логинова Лидия Фоминична, завуч школы

Из воспоминаний Михайлюк (Бухаровой) Галины  Семеновны, предоставленных библиотекарем сельской Нялинской библиотеки Помаскиной Ириной Викторовной: «Вместе с учителями, приехавшими из блокадного Ленинграда, она внесла большой вклад в развитие культуры не только школы, поселка, но и района. Под ее руководством в школе был создан драмкружок, он был настолько значимым и разнообразным для всех, что все называли его гордо — театром, где ставились спектакли, исполнялись народные песни и танцы. Изготавливались такие яркие костюмы, что наши концерты запоминались зрителям надолго.  В 1943 году в Самарово проходил смотр детского творчества, где нялинский драмкружок под руководством Лидии Фоминичны был признан лучшим театром Самаровского района. Драмтеатр имел такой успех, что получил огромную популярность и известность во всем районе. Нялинский «Минитеатр» выезжал на гастроли не только в соседние, но и более отдаленные деревни, такие поездки обычно  проходили в каникулярное время.  Запрягали в сани несколько лошадей, а летом на лодках. Сами извозчики, сами гребцы, и сами артисты!»

Учительствуя в Базьяновской семилетней сельской школе с 1956 года, руководила кустовым методическим объединением. Но не забывала своего любимого увлечения – постановку любительских спектаклей.    «Каждый вечер в сельском клубе раздаются украинские песни,  – писала газета Самаровского  района «Знамя коммунизма» в 1957 году. – Это драматический кружок под руководством учительницы Лидии Фоминичны  Логиновой готовит пьесу Н.В. Гоголя «Майская ночь». Немало труда  пришлось приложить этой любительнице художественной самодеятельности, чтобы оживить работу драмкружка. Наградой        за это была благодарность населения: драма А.С. Пушкина «Русалка», которая шла на сцене сельского клуба, тепло встречена зрителями».

Людмила Михайловна Башмакова, работавшая в  конце 1950-х годов в Базьяновской сельской библиотеке, вспоминала: «В праздники в деревенском Доме культуры организовывались концерты: самодеятельные артисты исполняли песни, частушки. Особенно любили ставить одноактные сценки. Под руководством Логиновой Лидии Фоминичны мы даже поставили оперу Островского «Снегурочка», с которой выезжали в район на смотр художественной самодеятельности, а также выступали по близлежащим деревням. Мне доверили исполнять арию Леля (до сих пор помню эту партию), А.А. Башмакова пела партию Снегурочки, А.П. Башмакова – партию Весны.

Предположительно в 1959 году  Лидия Фоминична  покидает Ханты-Мансийский район и переезжает в г. Ханты-Мансийск, где устраивается на работу в музыкальную школу.   Не имея специального музыкального образования, она ведет уроки  музыкальной литературы, в процессе которых расширялся кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом.
В школьном клубе любителей музыки преподаватель Логинова Л.Ф. проводила по плану внеклассную работу. Так, согласно отчету музыкальной школы за 1970 год,  была прослушана составленная ею лекция «Великий композитор Людвиг Ван Бетховен», показаны озвученные диафильмы «Золушка», «Садко». Прослушаны литературно-музыкальные магнитофильмы «Лунная соната», «Спящая красавица», «Руслан и Людмила». Подшефной организацией музыкальной школы была окружная больница. И медики не раз приходили в школу для прослушивания лекций, так же как и Лидия Фоминична выезжала   с лекциями в больницу и в Дом пионеров.

В 1961 году ей предлагают возглавить народный театр для детей, который стал ее детищем на протяжении 10 лет.

А уже 24 мая  1962 года  состоялась премьера первого спектакля детской группы «Красный галстук»  по одноименной пьесе советского писателя Сергея Михалкова, повествующий  о роли школы и пионерской организации в воспитании юного поколения. История оставила нам имена  первых  юных  артистов: Таня Калинина, Алеша Пуртов, Володя Кондрашов, Соколовский. Кроме участия детей были привлечены и  актеры действующего тогда взрослого народного театра: Игорь Александров, Галина Кузнецова, Олег Свешников.

Преодолевая невероятные трудности: отсутствие помещения, холод (прежде чем проводить занятия детям приходилось натаскивать дрова, истопить печи, сделать уборку в помещении), создали второй спектакль «Белоснежка и семь гномов», который с большим успехом был показан 15 раз.

Сотни рабочих часов, колоссального труда было отдано созданию образов во время творческого процесса над спектаклями: безукоризненно выучить текст, работать над речью, движением, сшить или подогнать самому костюм. Бесчисленное количество часов было  затрачено  Лидией Фоминичной, чтобы убедить чиновников выделить денежные средства   для пошива костюмов. По воспоминаниям Татьяны Владимировны Калининой,   одной из участниц детского народного театра, во времена острого дефицита для приобретения внешних атрибутов  юным артистам приходилось ходить с протянутой рукой. Так, например,  пришлось идти к начальнику пожарной части города  Ремизову с просьбой дать пожарные каски, которые после покраски в серебристый цвет, превратились в  шлемы стражников, роли которых исполняли  Нина Новицкая и Люда Сафонова в  спектакле  В. Шиллера «Вильгельм Телль». А «хрустальные» туфельки  одолжили у  жительницы города – Иоутсен, которые после обработки в золотистый цвет прекрасно смотрелись на маленькой ножке Золушки в исполнении Тани Калининой.

В 1964 году на базе клуба Рыбников в Самарово был создан драматический кружок, который посещали    учащиеся восьмилетней школы № 4, и  неполный состав которого   через год   влился в народный театр для детей. Вспоминает одна из участниц кружка, ныне член Союза писателей России, главный редактор литературно-художественного и общественно-публицистического журнала «Литературный Омск» Целищева (Поспелова) Галина Ивановна, предоставившая свои воспоминания Государственному архиву Югры:

«Наверно, всё не просто так случается. Ханты-Мансийск. 1964 год. Восьмилетняя школа № 4, в которой я училась, – напротив,  через улицу, прямо через дорогу – клуб рыбников, клуб-театр со сценой, артистической уборной и зрительным залом. Клуб, построенный на старом фундаменте бывшей церкви, разрушенной в 20-е годы. И появление театрального режиссёра из Москвы  Логиновой Лидии Фоминишны (именно так, с московской мягкостью, произносилось отчество).  Какие пути-дороги привели её в наш город? Не знаю. Но для моих неизбалованных сверстников, находящихся в периоде подросткового брожения, это оказалось настоящим подарком судьбы.

Участники драмкружка, учащиеся восьмилетней школы № 4, на фоне клуба Рыбников (ул. Кирова)

В нашу жизнь ворвался сказочный мир. В шестом классе появился «принц» – Таня Кунщикова,  девочка высокая и угловатенькая, как мальчик,  и даже «королева» – Валя Лактиорова. Это меня просто потрясло. Я тоже хотела быть, –  пусть не королевой, то хотя бы принцессой. Золушкой. И мы с подругой Людой Лыткиной в стареньких пальтишках и резиновых сапожках отправились на пробы (сейчас бы сказали «кастинг»), ещё до конца не осознавая, как важно оказаться в нужном месте в нужное время.
Лидия Фоминишна предупредила, что все главные роли уже распределены и есть только вакансии в «массовке» – гости на балу во дворце. Нас, не знавших особых развлечений, само слово «бал» восхитило, и мы дружно согласились.

Руководитель, конечно же, проверила наши «артистические» способности. Мы должны были поочерёдно  показать реакцию на неожиданную встречу в лесу со змеёй.  Но я, как всегда, перестаралась и просто завалила всё дело: неуклюже отпрыгнула в сторону и налетела на стул. Он с грохотом рухнул на деревянный пол. Тут я с ужасом поняла, что меня – такую неуклюжую – ни на какой бал точно не возьмут. Но  режиссёр улыбнулась и назвала время первой репетиции.

Так я оказалась в составе детского театрального кружка – потом он станет Детской драматической группой Ханты-Мансийского Народного драматического театра.

И началось чудесное время: пьеса-сказка Тамары Габбе «Золушка», не сказка – волшебство, соприкосновение с чудом. Потому, что сказка ожила, стала нашей жизнью, а мы стали частью этой сказки. Она поведала нам о том, что мечты сбываются, а справедливость – торжествует.

Мы учились двигаться на сцене, держать спину, управлять своей мимикой, вживаться в роль. У меня, правда, не было ни одной реплики, ни одного слова. Но то, как я повторяла все диалоги главных героев, училась говорить, очень помогло в дальнейшей жизни. Это было настоящее воспитание словом.

И ещё мы научились танцевать, построили свой новый телесный образ. Длинные, атласные платья «в пол», первые аккуратные локоны (волосы накручивались на полоски газетной бумаги), туфельки на каблучке, выпрошенные у старшей сестры.  Всё это придавало уверенность в себе, оптимизм и надежду.

До сих пор помню волнительное чувство принадлежности к особой группе, азарт, желание действовать и получать оценку товарищей!

А потом начались выступления. Зал каждый раз был полон: и взрослые, и дети. Спектакль – яркий, музыкальный –  дарил ощущение праздника. Магия  этой сказки помогала яснее и глубже понять правду жизни. Мои родители, например, даже стали по-другому ко мне относиться  – начали уважать мои взгляды и чувства. Да и мы становились другими. Потому что, спектакль – это не просто музыка, танцы, эмоции, это – школа жизни. Здесь огромная заслуга Лидии Фоминишны. Её работа была делом педагога в самом лучшем и высоком значении этого слова.

Через несколько месяцев занятия драмкружка стали проходить в Доме культуры «города» (так часто называли северную часть Ханты-Мансийска). Мы поднялись на новый уровень. В коллектив влились учащиеся школы № 1, № 3, студенты педучилища, медучилища. Тогда появилась Таня Калинина и стала Золушкой «на балу» – нарядной, красивой, с высокой причёской. А Золушку «до бала» продолжала исполнять трогательная Алла Поляченко. Галя Гладкова стала прекрасным принцем в «Золушке».  Руководитель театральной  группы Л.Ф. Логинова всё время была «в поиске» – находила талантливых детей, ярких, колоритных: Люба Скиба, Люба Сладкова, Лида Балуева, Валя Ширнина, Таня Лукашенко, Володя Баловлёв, Коля Чекишев. Когда пришли сестры Пензаровы, то стала возможна работа над спектаклем «Вильгельм Тель». Тамара Пензарова – высокая, статная, с накладной окладистой бородой была утверждена на главную роль искусного  стрелка, борца за независимость Швейцарии. Её младшая сестра, такая же видная и длинноногая, с выразительным лицом, исполняла роль наместника Геслера.

И мне «досталась» небольшая роль с именем Мехтгильда и со словами. Моя подружка Люда Лыткина теперь именовалась Арлгарда.

Спектакль «Вильгельм Телль» был очень захватывающий. Мужественный. Заканчивался троекратным ликующим возгласом победившего народа: «Свобода! Свобода! Свобода!» Такую сложную для нашего возраста драму Ф. Шиллера мы играли легко, с удовольствием, с радостью. Рядом с нами было много маленьких деток, присутствие которых создавало разнообразность «народа», вносило оживление.  И у нас впереди тоже была свобода, – свобода выбора.

На зимние январские каникулы 1965 года мы летали на гастроли в Салехард. Ни с чем несравнимые ощущения!  Гастроли!!! За Полярным кругом!!! Жили в общежитии педучилища (студенты разъехались по домам), ходили по освещённому ночью и днём (полярная ночь!) городу, играли в клубе спектакли «Золушка» и «Звёздный мальчик». Было о-очень холодно! Но – Северное сияние – восторг! Когда прилетели в Ханты-Мансийск (аэропорт – на другом берегу Иртыша), мне показалось, что и светло, и тепло, и близко до дома. Было 40 градусов мороза, а мы не чувствовали. Побежали через замёрзшую реку в Самарово. И вот тогда я обморозила щёки.

Нам после гастролей в Салехарде присвоили звание «Театр юного зрителя». И еще вручили магнитофон (не помню названия), очень большой, чтобы мы записывали свои роли, а потом могли прослушать их. А. может, просто сделали подарок.

У меня до сих пор хранится зелёный альбом с дарственной надписью «Гале Поспеловой  на память об участии в детской драматической группе Ханты-Мансийского Народного драматического театра». И подпись «Руководитель Логинова». Там лежат фотографии со сценами из спектаклей  и программа «Золушки» с действующими лицами и исполнителями. И я снова вижу восторженных зрителей, дворцовые декорации, короля, королеву, Золушку, юного принца.  Слышу – овации, рукоплескания  и  – сказочный вальс».

Кстати, программу спектакля Т. Габбе «Золушка» с автографом Лидии Фоминичны Логиновой получили многие участники спектакля, в том числе и Люба Бердова, Таня Калинина.

С 17 по 19 июля  1967 года в г. Тюмени проходили дни Ханты-Мансийского округа. Среди лучших коллективов художественной самодеятельности округа (хор г. Сургута, женский вокальный квартет Ханты-Мансийского Дома культуры,  инструментальный ансамбль педагогического училища, танцевальные коллективы округа) находилась и детская группа народного театра г. Ханты-Мансийска, предоставившая для юных тюменцев спектакли «Звездный мальчик», «Камень жизни», «Павлик Морозов». За активное участие в подготовке и проведении дней Ханты-Мансийского национального округа в г. Тюмени и высокое исполнительское мастерство  Логинова Л.Ф., завуч Ханты-Мансийской музыкальной школы была награждена Почетной грамотой облисполкома.

Учитывая успех детской группы, в плане работы окружного Дома народного творчества на 4 квартал 1967 года предлагалось «обобщить опыт детского театрального коллектива Ханты-Мансийского ДК и сделать его достоянием руководителей самодеятельных театральных коллективов округа».

В 1967 году детская группа народного театра при городском доме культуры была удостоена поездки в город Киев на Всесоюзный пионерский фестиваль искусств, где с успехом выступила и была награждена грамотой обкома комсомола Украины. Киевлянам была показана пьеса-сказка А. Клейна «Камень жизни».

Почти все участники драматической группы состоялись как личности.  Трудную актерскую стезю выбрала Таня Калинина. Пришедшая в первый год  образования детской драматической группы, она в течение пяти лет ее существования создала на сцене прекрасные образы Марины в «Красном галстуке», Марфиньки в «Одолень траве», Марпиды в «Камне жизни», и исполнила заглавную роль в «Золушке».

Сцена из спектакля Т. Габбе «Золушка». Золушка – Калинина Таня.

После окончания средней школы исполнилась ее мечта – получить театральное образование и выступать на сцене. Сегодня она артистка   Новокузнецкого драматического театра, член Союза театральных деятелей РФ.  Цитирую: «Профессионализм Татьяны Калининой не вызывает сомнений, мастерство становится все более отточенным, актерский почерк получает новое развитие, а преданность делу театра и родной новокузнецкой сцене поистине безграничны. Творческий опыт и сценический темперамент позволяют ей играть и в драме, и в комедии, и в сказке».   А все начиналось с маленькой сцены в городском Доме культуры   в далеком  1962 году.

Вспоминая годы, проведенные в драматической группе для детей,  Татьяна Владимировна отмечает большую поддержку Лидии Фоминичны не только во время  ее  деятельности в Ханты-Мансийске, но и во время встреч с нею в Москве.

В начале 1971 года, согласно  архивным данным,    Лидия Фоминична  уходит на заслуженный отдых  и покидает окружной центр, ставший для нее, как и Ханты-Мансийский район, на многие годы родным домом.

Еще раз она посетила югорскую столицу в 1985 году, когда ее   пригласили   на встречу выпускников 1940-х годов в Нялинскую среднюю школу,    на память о которой остался групповой снимок.

Первый ряд третья справа Л.Ф. Логинова

После ухода из музыкальной школы, она уезжает в Москву, где  стремление быть ближе к театру привело ее    в ГАБТ – Государственный Академический Большой театр. Здесь она служила в персонале создающих и обслуживающих спектакли, в частности,  в репетиционных залах.

По словам Татьяны Владимировны Калининой, связь, которую она не прекращала с Лидией Фоминичной в течение многих лет, прекратилась в начале 1990-х годов, с уходом ее наставника в иной мир.

Около 50 лет прошло с  тех пор, когда Лидия Фоминична руководила маленькой ребячьей театральной республикой. Но ярким пятном остался этот момент в жизни многих участников драматической группы.  Достаточно сказать, что  до 1967 года  было поставлено 8 многоактных и 2 одноактных пьесы. 150 раз выходили на сцены округа юные  артисты. Их спектакли посетило около 20 тысяч зрителей. Творческий коллектив вырос с 5 человек в начале пути до 40  через пять лет, в том числе 12 мальчиков.  Думаю, что будет  уместно перечислить в этой статье, частично выявленные в процессе подготовки этой статьи,  имена тех,  кто в те годы  прикоснулся к волшебному миру на маленькой сцене – театру: Володя Баловлёв, Нина Брылина, Таня Калинина,  Валя Маслова, Нина Новицкая, Люся Колобова, Люда Лыткина, Люда Сафонова, Таня Кунщикова,  Валя Шмонина, Люда Аникина, Валя Лактиорова, Люба Бердова, Люба Скиба, Тамара Пензарова, Алла Поляченко, Галя Поспелова, Валя Архипчук, Люда Аникина, Валя Зарубина, Слава Морозов, Люся Киселева, Ира Коробинцева, Толя  Куваев.

История округа оставила нам в наследство немало имен представителей советской интеллигенции, оказавшихся на югорской земле  волею судьбы и внесших значительный вклад в культурное строительство. И имя Логиновой Лидии Фоминичны занимает среди них не последнее место.

Государственный архив Югры в лице автора данной статьи благодарит всех, кто предоставил дополнительные сведения о  деятельности драматического коллектива и его основателя – Логиновой Лидии Фоминичне.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика