Одежда русских старожилов Сибири

Источник

Русское старожилое  население Сибири, включавшее потомков переселенцев раз­личных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традици­онную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особен­ностями видов одежды и элементов исходного района переселения. Исход­ными для сибиряков, необходимо считать и национальные виды одеж­ды представителей различных этнических групп, принявших участие в ста­новлении старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным, как в целом в одежде, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.

Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим успешно осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, исто­рии, контактов групп «засольщиков» между собой и с местным населени­ем, в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельны­ми с Россией государствами. Важно отметить, что из  воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были до­вольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо за­щищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызы­вать усиленного потоотделения Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шап­ка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков: например, «даха» («доха») — у ямщиков, «лузаны» — у охотников.

Высокий уровень жизни сибиряков, будь—то горожан или крестьян, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие празднич­ной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибиря­чек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более раци­ональное.  Если при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку, как на внешний отличительный признак. Также и сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сиби­ряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза «хорониться».

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полот­нище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недоста­точна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже ши­лись без вставок.

Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более поздними — сбоку. Ворот соеди­нялся тесемками или металлическими застежками — «схватцами». Значи­тельно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуго­вицы с «воздушными» петлями.

В верхней части рубахи, с изнанки, для прочности подшивали ткань — «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болез­ней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где откры­вался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой, сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Мужские «порты» шились на поясе — «гашнике», неширокие, из бе­лого грубого полотна или, чаще всего, из «крашенины», полосатой пестря­ди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.

Порты заправлялись в сапоги. По документам, в XVII—XIX вв. сапоги делили на телятинные, конинные, бараньи, сафьяновые. Были еще коты телятинные, конинные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни и пр. Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: неговани, бродни, чижи, бутылы, чарки (чирки), бахи­лы, торбоза (торбаса), поршни и пр. Самыми простыми по изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви, были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.

В зависимости от времени года и характере работ на рубаху сверху надевали одежду из холста, сукна, овчины и т. д. В летнее время сибиряки  носили «однорядки», т.е. одежду из сермяжного сукна без подкладки в один ряд.  Кроме этого перечислим: «охабень» — длинная, широкая, распашная и слегка раскошенная, с глубоким запахом, носимая с опояской одежда, «азям» шился из верблюжьего сукна; «армяк» — верхняя одежда из толстого холста, понитчины; «ферязь», в отличие от перечисленных видов одежды, имела застежку, шилась из шерсти, сукна, хлопчатой ткани.

Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили шабуры, камарники, зипуны, серьмяги, полукафтаны и пр. Они были как из холста, так и из сукна, укороченные и более  удобные в движении. При наступлении первых холодов одевали шойданики, теплушки, чекмени, куртачки («куртачок», «куртак»; от этого слова пошли ныне куртки) и др. Они шились из более толстого, часто домашнего сукна или сукна, крытого холстом. Повсеместно были распространены балахоны — одежда широкая, часто большого размера, наде­вавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого плотного холста-«хряща».

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафта­ны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды име­ли большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» — сшитые вместе две верхние одежды.

Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Ши­лась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. По докумен­там XVIII—XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямшины», в лесу. Это объясняется, естествен­но, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.

Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и определенные занятия людей. Ле­том носили картузы, катанушки — шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки -катаные из шерсти шляпы, татарки — четырехклинные ткане­вые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные убо­ры — барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с ме­ховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».

Особенным видам головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатан­ной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементов головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА. Женщины носили длинную рубаху. Рубаха по­вседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и от­делки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украша­ли вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.) Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лента­ми, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различ­ных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого при­возного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.

Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Об­щераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, про­изошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно про­хладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязанная косынка, подшалок — платок из «гарус­ной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, хол­щовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы на­зывались безументом, или подвязальником.

Существовало и множество других уборов: капор — шелковый убор, на меху, красота — полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай — повседневная меховая шапка, наколка — убор из шелка на каркасе, чебак — парчовая шапочка на меху и др. Неко­торые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка — убор, из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие, сибирячки покрывали голову «наметкой» — куском полотна из дорогой, завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девуш­ки во многих местах носили праздничное украшение — «ленты», этот убор состоял он из пучка 20—30 разноцветных лент.

Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесен­ных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадеб­ные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII—XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чеп­цы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.

Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укла­дывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без го­ловного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и вер­хом неприличия (аналогия: «распущенные волосы — распутная женщина»).

Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» — чулки из собачьей шкуры, «лосинки» — промысловые лосиные чулки, «пупыри» — чулки из телячьей или овечьей шкуры.

В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязан­ки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т. д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибир­ские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».

На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя. Общераспро­страненными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения, взрослые и дети, мужчины и женщины, носи­ли валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки».

Со второй половины XIX в. сибиряки — мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А. П. Щапов писал: «Мода всецело гос­подствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки со­ставляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский кресть­янин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!»

Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и поку­пают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тка­ней?

Кумач — хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красно­го цвета;

Киндяк — подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;

Камка — шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;

Объярь — плотная шелковая узорно тканая ткань;

Атлас — шелко­вая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;

Бархат — шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;

Бархат рытый — подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;

Тафта — мягкая шелковая или полушелко­вая ткань.

Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль;

Крестьянские ткани — холсты различной выработки: пониточина, сукно, шиптуха, яренга, пестрядь и др.

Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Евро­пейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и раз­личные украшения.

Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).

Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.

ПЕРЕЧЕНЬ ОДЕЖДЫ СТАРОЖИЛОВ ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ XVII – XIX ВВ.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (ОДЕЖДА ИЗ ТКАНИ)

Азям — праздничная мужская одежда из белого верблюжьего сукна; азям из крестьянского полусукна служил повседневной одеждой

Бекеша — праздничная мужская одежда из плиса или сукна

Гостёва — праздничная мужская и женская одежда из сукна (XIX в.)

Душегрейка — женская праздничная и повседневная одежда из сукна, нан­ки, шелка, стеженная ветошью

Епанча — праздничная мужская одежда из сукна

Епанечка — праздничная женская одежда из плиса или шерсти

Жакетка плюсова — праздничная женская одежда из стеженного плиса

Жилет — праздничная мужская одежда из нанки, плиса, шерсти

Запон — женский фартук с нагрудкой

Зипун — праздничная и повседневная мужская одежда из фабричного сук­на или сукна крестьянского, катаного

Каботка — мужская и женская одежда из крашеного холста

Казакин — пращничная мужская одежда из фабричного сукна

Курма — праздничная и повседневная мужская и женская одежда из понитчины китайки, плиса, стеженная ветошью

Куртачок повседневная мужская и женская одежда из сукна на холщовой подкладке

Лабашка — праздничная мужская одежда из пониточины или верблюжьего сукна

Одевашка — повседневная одежда их холста

Салоп — праздничная женская одежда из атласа, канфы, стеженная вето­шью

Тальма — праздничная мужская одежда из сукна, распространенная в Приангарье

Телогрейка — повседневная женская одежда из ткани на подкладке, сте­женная ветошью или шерстью

Халат — распространенная повсеместно в Сибири мужская одежда из хол­ста; праздничный халат из кашемира, нанки, шелка, сукна

Шугай — повседневная женская одежда из крестьянского сукна.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА (МЕХОВАЯ ОДЕЖДА)

Кафтан нагольный — т. е. не крытый холстом, дабой; мужская повседневная одежда

Кафтан крытый — праздничная мужская одежда; крыт дабой, холстом.

Полушубок — нагольный и крытый

Тулуп — нагольный и крытый дабой, крашенной или фабричным сукном

Безрукавка — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытого штофом, плисом

Доха (даха) — повседневная и праздничная мужская одежда из шкур собак, диких коз

Дошка — повседневная и праздничная женская одежда из шкур собак, ди­ких коз

Душегрейка — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая штофом

Епанча — праздничная женская одежда из беличьего меха, крытая шелком

Курма — женская одежда из беличьего меха, крытая шелком

Яга — повседневная или праздничная мужская одежда из козьего или оле­ньего меха

ОБУВЬ КОЖАНАЯ

Аларчики (алачики) — мужские и женские праздничные мягкие сапоги с вышивкой

Башмаки козловые — женская повседневная обувь

Башмаки сафьяновые — мужская и женская праздничная обувь в XVII-XVIII вв

Башмаки телятинные — повседневная мужская обувь

Бахилы — мужские повседневные мягкие сапоги

Ботинки — женская праздничная обувь (с середины XIX в.)

Бродни — мужские повседневные мягкие сапоги

Вельверетки — праздничная женская короткая обувь

Ичиги, ичетоги — повседневные и праздничные мужские и женские мяг­кие сапоги из кожи и сафьяна

Калиппики — праздничные женские сапоги с вышивкой из юфти, сафья­на

Коты — мужская и женская праздничная обувь из красной юфти

Коты конинные, телятинные — повседневная мужская и женская обувь

Лабуты мужская повседневная обувь из лосиной замши

Лакомей — мужские и женские повседневные и праздничные мягкие сапо­ги из оленьей кожи

Обутки — мужская и женская повседневная короткая обувь; в Сибири — нарицательное название всякой повседневной короткой обуви

Сагоры — повседневные мужские мягкие сапоги

Сапоги-бизоны — мужские праздничные хромовые сапоги

Скуты — мужские повседневные сапоги с холщовыми голяшками

Ступни — мужская и женская повседневная короткая обувь

Уледи — мужские и женские мягкие сапоги для хождения на лыжах

Чибрики — женская повседневная короткая мягкая обувь

Чирки, черки — женская повседневная юфтевая короткая обувь

ОБУВЬ МЕХОВАЯ

Бокари — мужские и женские мягкие сапоги из оленьих камусов с кожаной подошвой

Волосяники — мужские промысловые сапоги из конского волоса

Дышики — мужские промысловые, длинные, до паха, сапоги из козьего меха

Камысы — мужские промысловые сапоги из оленьих, гураньих камусов

Камчуры — мужские и женские промысловые короткие сапоги из камусов

Качутки — мужские и женские промысловые сапоги из лосиных, козьих, оленьих камусов

Кысы — мужская и женская домашняя обувь из оленьих камусов

Пимы — домашняя обувь из оленьего меха

Торбаса — мужские домашние мягкие сапоги из оленьих шкур, украшены вышивкой

Унты — мужские повседневные и праздничные сапоги из собачьих шкур или камусов

Чижи — мужские и женские праздничные сапоги из меха с шелковым вы­шитым верхом

ОБУВЬ КАТАНАЯ, ПЛЕТЕНАЯ, ВЯЗАНАЯ. ЧУЛКИ ВЯЗАНЫЕ И МЕХОВЫЕ

Катанки, пимы — мужская и женская повседневная и праздничная обувь, катания из овечьей шерсти

Кошомные чулки — повседневные шерстяные овечьи, мужские и женские

Чуни — мужская и женская рабочая летняя короткая обувь. Плетена из конопляных веревок

Бакари — мужские промысловые суконные чулки

Голяшки — женские повседневные холщовые чулки

Вязанки — носки из шерсти

Карпетки — мужские повседневные пеньковые носки

Носки — мужские промысловые из конского волоса

Паголенки — женские летние повседневные чулки из холста

Трипотки — мужские повседневные вязаные чулки

Чулки русские — суконные, мужские и женские, повседневные и праздничные

Чулки пряжные — женские, вязанные из конопляных ниток

Букули — мужские и женские домашние носки из собачьей шерсти, а чаще из собачьей шкуры

Накочутки — мужские и женские повседневные носки из собачьего меха или овчины

Пупыри — мужские и женские повседневные чулки из телячьей или овечь­ей шкуры

Лосинки — мужские и женские промысловые лосиные чулки

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЖЕНСКИЕ И ДЕВИЧЬИ

Безумент — праздничные женский убор — сложенный платок

Капор — праздничный шелковый убор на меху

Кичка — женский повседневный и праздничный головной убор из холста с твердым каркасом (XVII—XVIII вв.)

Кокетка — праздничный шелковый шейный платок; в XIX в. — девичья праздничная вышитая ситцевая косынка

Колпак белёвый — убор девичий праздничный, вязанный из льняных ни­ток

Косник — убор вязаный девичий праздничный

Красота — девичья обрядовая полоса шелка на каркасе, украшена бисе­ром, позументом

Кругляш — женский повседневный и праздничный головной убор из шел­ка и ситца

Накосник — женский праздничный и повседневный головной убор из шел­ка на каркасе

Повязка — девичий убор: полоса ткани на каркасе, украшена бисером

Повойник — женский повседневный или праздничный убор из ситца и шел­ка

Назатыльник, подзатыльник — женский праздничный головной убор, шитый золотом и украшен жемчугом

Подобрусник — убор из холста, ситца, атласа, шелка, украшен одякуем

Подшалок — из гарусной шерсти, женский и девичий

Сборник — женский повседневный и праздничный убор из холста, ситца, шелка

Сетка — девичий повседневный головной убор, вязанный из цветных ни­ток

Сетка — от мошки, вязана из конского волоса

Чебак — женская повседневная и праздничная парчовая шапочка на меху

Шаль — из ситца, шелка, шерсти, праздничная и повседневная

Шапка — праздничная атласная или шелковая, шита золотом с бобровой опушкой

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ МУЖСКИЕ

Барлова — меховой повседневный убор

Шапка бобровая — из сукна и меха, праздничная

Гречевник — праздничный убор из катаной шерсти

Картуз — праздничный убор из сукна

Катанушка — повседневная и праздничная шерстяная шляпа

Кухтарница — промысловая шляпа, шапка катаная, с холщовой лопас­тью сзади

Папаха — праздничный меховой убор

Самокатка — катаная праздничная и повседневная шляпа

Татарка-«четырехклинка» тканевая, праздничная, подбита мехом, овчиной

Треух — повседневная шапка из сукна

Фуражка с кондырем — фуражка праздничная суконная, с козырьком

Чебан — повседневный и праздничный убор из сукна с меховой опушкой

РУКАВИЦЫ, «ПЕРСЦЯТКИ»

Вареги — из шерсти, вязаные

Верхницы из шерсти, вязаные

Верхоньки из бараньих, лосиных, собачьих шкур мехом наружу

Волосянки — вязаные, из конского волоса

Голицы — кожаные рукавицы

Исподки — вязаные рукавицы, надевались под кожанки

Коколды — рукавицы мехом внутрь

Лохматки — рукавицы из шкур мехом наружу

Персцятки — перчатки, вязанные из пряжи льняной, хлопчатобумажной, из овечьей шерсти

Рукавицы вятские — вязанные из шерсти

Шубенки — рукавицы овчинные, мехом внутрь

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика