Поэт-фронтовик Алексей Степанович Смольников

Мария Дернова

В канун 75-летия Великой Победы мы все чаще вспоминаем героев Великой Отечественной войны, которыми гордится Россия, Югра, город Ханты-Мансийск. Один из них – поэт-фронтовик, выпускных первой школы Алексей Степанович Смольников.

У Алексея Степановича Смольникова есть замечательная автобиографическая повесть «Сотворение Родины». В ней он так пишет о своем детстве: «Я родился на Каме, в городе, стоящем на красивейшем ее берегу, с высоты которого, кажется, до самого Урала на восток и до Волги на запад просматривается планета.

И все-таки я никогда не чувствовал волнения, подъезжая к этому городу: меня увезли оттуда двухлетним.

Моими стали другие берега — обские и иртышские.»

В детстве Смольникову пришлось много поездить по Оби — семья часто переезжала. Далекая сосьвинская фактория Сартынья, Березов, куда когда-то был сослан князь Меньшиков, рыбацкие деревеньки Малый и Большой Атлымы, Шеркалы, затем старинный, основанный еще по указу Бориса Годунова — со своим гербом и наместником — город Сургут.

В Сургуте Алеша Смольников пошел в школу. Его учителем был замечательный педагог-подвижник Аркадий Степанович Знаменский. Именно он привил будущему поэту любовь к литературе. Вот как вспоминает об этом Смольников в повести «Сотворение Родины»: «Не помню уж когда именно «приехал» к нам в Сургут Гек Финн. Во всяком случае, в библиотеке, где Гек остановился, он не жил. Он быстро переселился на нашу улицу. За две недели мы перезнакомились с ним все. Почти два года я любил его как великого озорника и выдумщика. Но с храбрым и справедливым рыцарем Гекльберри Финном свел меня Аркадий Степанович. Для меня была откровением их давняя взаимная любовь. Для меня стало целью быть в этой компании третьим. Я не откажусь от этой чести и сегодня.»

А вот как воспринимал Смольников в детстве своего учителя Знаменского: » В школьные годы я был искренне убежден, что благороднейший человек и ученый капитан Немо был срисован иллюстраторами Жюля Верна с Аркадия Степановича. Теперь я знаю, что это не так, но зато никто не разубедит меня в том, что они — люди одной породы.»

Когда Алексей закончил 7-й класс, семья переехала в Ханты-Мансийск, таким образом, с восьмого по десятый класс Смольников учился в первой школе. Вот как вспоминает об этом поэт: «Когда началась Великая Отечественная — наша — война, я перешел в восьмой класс. Все это было уже не в Сургуте — километрах в трехстах пятидесяти от него, в Ханты-Мансийске. Другие учителя обучали меня тому, чему не успел научить Алексей Степанович».

«Последний школьный экзамен мы сдали десятого июня 1944 года, — вспоминает Смольников. — Одиннадцатого утром нам выдали аттестаты, а через день — тринадцатого — мы уходили в армию.

На выпускном вечере, он был одиннадцатого, мы впервые закурили. Закурили не украдкой, как сделали бы, наверное, еще день-два назад, и не на школьном дворе, не за сараем, а в самой школе, где курить не положено.

Вечер наш затянулся. В физкультурном зале, где он был, уже убрали столы после ужина — мы целый месяц припрятывали продовольственные карточки, чтобы он был у нас, этот прощальный ужин, — уже проводили гостей, младшеклассников и родителей, уже трижды мигнули лампочки, предупреждая, что электростанция заканчивает работу, уже устал играть патефон, под который мы танцевали, а нам все не хотелось расходиться. Это оказалось трудным — взять вот так и уйти. Пока он продолжается, этот вечер, мы все один класс и школа эта — наша школа. Если мы уйдем сейчас, мы уже не вернемся.

В общем, мы закурили.

В зале еще кружились принарядившиеся наши одноклассницы, и усталый директор — танцевать он не мог, он пришел с фронта, из-под Сталинграда, с одной ногой, — усталый директор, один из всех учителей оставшийся с нами за полночь, распорядился принести керосиновые лампы и сел около патефона, чтобы сменить нам пластинку. Очевидно, он заметил непорядок: девчата танцуют, а нас нет. Он заметил это и встал.»

» Всего на мгновение кто-то из девочек сделал нам в дверях «страшные» глаза : » Директор!» Но было уже поздно. Я услышал за спиной скрип половиц и постукивание костылей.

Директор наш — Георгий Тарасович Величко — был строг. Каждому посмотрел в глаза. Мы держали притушенные самокрутки в руках — ни спрятать, ни бросить их некуда. Директор заметил это; мы видели, что заметил. » В учительской…у меня есть папиросы…»- сказал он.

Конечно, это лучше той махорки, но курить нам расхотелось.

Тогда он сам, наш директор, закурил, зачем-то молча посмотрел на нас, опять каждому в глаза, стал рассказывать, как был ранен под Сталинградом, как пришел в себя в палате, в санитарном батальоне, как болели у него после операции ступни, а была — ступня…»

Позднее эту самую историю Смольников повторит, уже в стихах, в поэме «Мальчишки»:

Нас было в классе шестеро ребят,

И пятерых на фронт зовет дорога.

И нам в глаза пронзительно и строго,

Танцуя, одноклассницы глядят.

А патефон поет, поет, поет,

Мы кружимся с девчонками своими.

Мы в снайперском в Осоавиахиме

Уже отзанимались целый год.

И где-то там все жарче, все слышней

Грохочет фронт, и нам на запад надо.

Директор наш уже из Сталинграда —

Одна нога и пара костылей.

Он смотрит вслед, играя костылем,

Пластинки нам задумчиво меняет —

Он здесь один, наверно, понимает,

Какие мы экзамены сдаем…

В тот вечер закурили мы. Не раз

И прежде мы курили, но украдкой.

Тут в коридор мы вышли для порядка —

Все шестеро, все шесть мужчин, весь класс.

Мы курим, мы не прячем папирос,

Лишь изредка на двери взглянем косо —

Мелькают челки девичьи и косы

(Тогда еще была эпоха кос).

Из двери кто-то машет нам рукой,

Тревожные сигналы подавая.

По стуку костылей уже мы знаем,

Кто к нам идет, мы чувствуем спиной.

Но мы стоим — не видим, не хотим,-

Он в лица нам заглядывает зорко:

-В учительской есть у меня махорка.

Здесь все же классы. Покурите там…

Открыты окна в полночь. Три стола.

Сукно в чернилах. Классные журналы.

Уже мы курим нехотя, пожалуй,

Поскольку с нас заносчивость сошла.

А он присел у лампы, у огня,

Вдруг рассказал, как где-то там, на Волге,

Был ранен, и в палате долго-долго

Ступни болели, а была — ступня…

И вновь строки из повести «Сотворение Родины»: «Тринадцатого утром у военкомата собрался почти весь поселок. Районных призывников построили, нас тоже поставили вместе с ними, а те, кто пришел провожать, столпились перед этим строем.

Моя мать не пришла, опаздывала. Она где-то взяла муки и затеяла испечь мне в дорогу пирог. Почему-то ей хотелось, чтоб я взял горячий. Я все высматривал ее в толпе, а ее не было. Наверное, у нее плохо топилась печка.

Мать передала мне пирог уже во время митинга. Он большой, запеленатый в полотенце, его передают из рук в руки. В мешок он не помещается. Мы с Колькой переломили его пополам, снова завернули в полотенце, тогда уж положили. Наверно, мы положили его второпях к задней  стенке мешка, потому что пока я стоял и слушал, что говорят с трибуны, он все пригревал мне спину — теплый-теплый, будто я прислонился к нашей печке.»

В поэме «Мальчишки» Смольников рассказывает об этом дне, 13 июня 1944 года, так:

Мы уходили утром, через день.

Нас выстроили у военкомата.

Остриженные наголо ребята —

Весь наш район, кепчонки набекрень.

Сейчас начнется митинг. Военком

Прихрамывая, ходит возле строя.

И тишина, и лишь над головою

Нам кто-то машет издали платком.

Лишь матери моей все не видать.

Она взялась пирог испечь в дорогу.

И я в толпе ищу ее с тревогой —

Наверно, печь упрямится опять.

Он припоздал, дорожный мой пирог.

Он в полотенце запаленат туго.

Его весь строй передает друг другу,

Пока он попадает в мой мешок.

Уже с трибуны кто-то речь ведет.

Трибуна эта наспех сбита грубо.

Вздыхают тихо духовые трубы,

Готовые напутствовать в поход.

Минута, две минуты. Сколько глаз!

О, как они, девчонки наши, близки —

По-женски, нет, почти по-матерински

Они глядят в молчании на нас…

А там, в мешке, к спине, наверно, лег

(Так к печке прислонялся я спиною) —

Домашнее, знакомое такое,

Свое тепло мне отдает пирог…

До пристани дорога шла горой.

Я помню, как тут просеку сквозили,

Как рвали пни и как песок возили

Почти что перед самою войной.

А вдоль нее — не тронут лес, тайга.

И по тропинке хвойной не пробиться:

За нашим строем — все хотят проститься! —

Идут, толпясь, и просека узка.

Все говорят и говорят кругом.

Все спрошено, все сказано, все ясно,

И говорить уж, кажется, напрасно,

И кто-то предлагает: запоем?

» Россия, любимая земля,

Родные березки и поля…»

Земля в тот день подсохла, чуть дымит.

И не березы машут нам ветвями —

Когда смолкаем, слышно, как над нами

Седой кедрач шумит, шумит, шумит…

Пароходы у нас по Иртышу и Оби ходили большие, двухпалубные, и дебаркадер там, в Самарово, около которого нас уже ждал теплоход, был большой. Но и нас было немало. Мы шли вниз по улице с оркестром, люди выглядывали из окон, выбегали из дворов на музыку, и колонна наша все обрастала и обрастала, пока наконец улица не стала тесной и не стало очевидно, что на дебаркадер мы все не войдем. Нас провели на дебаркадер через какие-то боковые ворота. Мы сложили вещмешки и чемоданы к ногам, стали перед белым, шумно отдувающимся пароходом. Смотрели мы не на пароход, который должен был нас увезти, а туда, за высокий дощатый забор, где шумела, раскачивалась, подпирала оставшаяся толпа.

Женщины голосили, и кругом были только эти блестящие глаза и зареванные лица — до самого трапа, куда никого уже, кроме нас не пустили. Близкий трубный, закладывающий уши гудок — он раздался как раз в это время — будто отрезал нас от всех.

Мне не забыть, наверно, этих дней.

Уж сколько лет, а все передо мною

И палуба, и мы на ней стеною,

И пристань, и толпа ревет на ней.

И у девчат заплаканы глаза,

И кто-то буквы на ладошке пишет,

И нам кричит, а видно — только дышит:

Сквозь шум уж ничего сказать нельзя.

И медленно осевший пароход

Отходит от осевшего причала.

Как нехотя та пристань уплывала,

Когда он уходил за поворот…

Поэму «Мальчишки» Алексей Смольников написал в 1966 году. Тогда же появилось стихотворение «Мы уходим на фронт», которое является своеобразным продолжением поэтической летописи военной жизни поэта:

Мы уходим на фронт, и у нас не поверка — примерка:

Нам ботинки дают, нам обмотки дают, вещмешки.

И шинели на нас — необмятые, как этажерки,

И еще гимнастерки — на две шеи воротники.

Рядом госпиталь был, привезли их, наверно, со склада —

С них отстирана кровь и застрочены дыры на них.

И ворчит старшина: измельчали вы, что ли, ребята?

Или там матерьяла излишки у этих портних?

Мы уходим на фронт. Мы уже не курсанты — пехота.

Смотрит вслед нам казарма в последний, наверное, раз.

И какая-то женщина крестится часто в воротах:

-Да куда ж вас, сынки?

-Все туда же, на «практику» нас.

Стонет гулкий булыжник, метель за забором клубится,

Маневровый на станции тонко рассыпал гудок,

И мальчишки, мальчишки за нами бегут вереницей,

Лишь коленки мелькают да облаком снег из-под ног.

Мы идем и поем, и глядит инвалид с тротуара —

Костыли подобрал и глотает махорочный дым,

И какие-то бабы нам семечки тащат задаром,

Будто мы им родня, будто все мы знакомые им.

И мальчишки, мальчишки — все реже и реже их стая,-

Поспевая за нами, пылят, и пылят, и пылят…

Мы уходим на фронт. Мы идем и поем, не смолкая,

Мы поем, не смолкая, девятую песню подряд!

Война навсегда останется в памяти и в сердце поэта. Об этом стихотворение «С войны не возвращаются. Не лги…»

С войны не возвращаются. Не лги,

Что будто бы с нее вернуться можно.

Она лишь затаится осторожно,

Когда , вернувшись, скинешь сапоги.

Она как в рукаве пустом рука:

Ее уж нет, а все болит к ненастью.

Она — слепой осколок твой, что, к счастью,

До сердца путь не отыскал пока.

Подписывают мир не для солдат.

Одним лишь павшим он сигнал к отбою.

А тот трубач, что в бой нас вел с тобою,

Он все трубит — и нет пути назад.

В 60 — 70 годы Алексей Смольников, живя и работая в Москве, часто приезжал в родной Ханты-Мансийск, приходил в свою первую школу. Об этих встречах со школой  — строки из повести «Сотворение Родины»:

» Старая наша школа — теперь она не единственная, а просто средняя школа №1, — она совсем спряталась за березами. Лет двадцать назад мы сажали в палисаднике тростинки. Мы копали ямы, ставили саженцы, а кто-то из учителей говорил: «Вот вы кончите учиться, разъедетесь, а они вырастут и остануться. И будут напоминать о вас.»

Напоминать о нас тут, пожалуй, некому: из всех тогдашних остался в школе один — теперешний ее директор Юрий Георгиевич Созонов.

В школе только что покрашены полы к новому учебному году. Иду вслед за Юркой, за Юрием Георгиевичем, по каким-то доскам и газетам. А Созонов рассказывает:

— Актовый зал. Узнаешь?

Да, вот и надпись, что актовый. Мы звали его физкультурным.

— А здесь у нас радиоузел, — продолжает Созонов.

А я гляжу в приоткрытую дверь — конечно, здесь — я помню — я сидел в восьмом «А». В сорок первом году. Передо мной сидела Анка Слепцова, и я как-то кнопкой приколол к парте ее косу… А радиоузла у нас не было.

В коридоре наверху портрет Героя Советского Союза, нашего давнего выпускника. А вот мемориальная доска  — имена тех, кто не вернулся: Вадим Грищенко, Алексей Кобяшев, Сергей Лялин, Анатолий Романенко… Эти уходили при мне, я их помню, я знаю их лица. Список длинный, длиннее, чем я мог бы предположить…

Открыли эту доску к двадцатилетию со Дня Победы. Совсем недавно. Открытие было торжественным.

— Твои стихи прочел, — говорит Созонов. — Помнишь?

В нелегкий год мы родились,

Нелегкой шли дорогой.

В мальчишках мало были мы,

Зато в пехоте много.

Ровесники, ровесники,

Не так легко вас встретить.

Вас больше мертвых, чем живых,

Осталось на планете.

 

Алексей Смольников, как и Юрий Георгиевич, постарался сделать так, чтобы мы не забыли их погибших друзей. Это именно Смольников сумел заказать в Москве наш первый памятник, нашего Алешу, который стал теперь частью мемориала в школьном сквере.

Закончить нашу сегодняшнюю беседу хочется опять же словами из повести Алексея Степановича:

» Я стоял в нашей школе перед этой, перед нашей мемориальной доской. Их не стало — тех, чьи имена там написаны. В коридоре пахло свежей краской, поблескивали эмалью подоконники. Было пустынно и тихо перед началом нового — не нашего — учебного года.

Я стоял, и мне очень хотелось заглянуть в глаза тем, которые учатся в этой, в нашей, школе сейчас. Ребятишки сами делали эту доску, писали эти имена. Что они обо всем этом думают? Не прошлогодняя ли трава мы для них? Я бы, наверное, и не спросил их об этом, я бы только посмотрел в глаза.»

Выпускник школы, поэт, солдат Великой Отечественной войны Алексей Смольников умер в Москве в 2000 году.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика