В вихрях времени. Роль комсомола в идейно-политическом и культурном воспитании молодежи

Новомир Патрикеев

В середине 1931 г. всю работу по политическому воспитанию молодежи возглавили организационные бюро окружкомов ВЛКСМ. На своих первых заседаниях они утвердили планы политического просвещения на 1931-1932 гг., задания по подписке на периодическую печать и радиофикации. Была поставлена новая важная задача — охватить политучебой всех комсомольцев. Оргбюро Остяко-Вогульского окружкома комсомола обсудило вопрос «О выковывании туземного пролетариата». Ямальское оргбюро обследовало местные организации по выдвижению националов Севера на руководящую работу в качестве практикантов и учеников, 40 представителей малых народностей были приглашены на окружные курсы секретарей комсомольских ячеек и культработников-массовиков. Среди рассмотренных на организационных бюро вопросов — набор в средние учебные заведения, комплектование школ и всеобщее начальное образование, декадник по всеобучу и ликбезу, состояние культмассовой работы, антирелигиозная пропаганда, радиофикация, подписка на периодическую печать, призыв в армию.

Бюро Уральского обкома ВЛКСМ рекомендовало оргбюро окружкомов комсомола усилить массово-разъяснительную работу среди охотников на факториях, в красных уголках, туземных домах, чайных, выделять для этого комсомольцев, знающих языки, создавать радиоуголки, комплектовать ударные охотничьи бригады, выделять комсомольцев из окружного актива для постоянной работы на факториях, в т.ч. из представителей коренных национальностей. Большие задачи предстояли по работе комсомола в тундре.

Значение воспитательной работы комсомола среди национальной молодежи видно из письма Президиума Комитета Содействия народностям северных окраин Уралоблисполкома, отправленного Ямальскому и Остяко-Вогульскому оргбюро ВЛКСМ в ноябре 1931 года. В письме сообщалось, что в округах с трудом нашли молодых работников из коренного населения «не более десяти на окружной аппарат». Основная тяжесть работы по выковке национального актива падает на комсомол.

Партийные организации округов постоянно нацеливали комсомол на усиление работы среди национальной молодежи. В специальной резолюции «О партийно-массовой работе среди туземного населения» вторая Остяко-Вогульская окрпартконференция определила задачи комсомола, решила укрепить туземные районы коммунистами и комсомольцами «комсомольская организация в работе среди туземного населения должна сыграть важнейшую роль». Конференция предложила ОК ВЛКСМ, райкомам партии и комсомола укрепить подготовленными кадрами туземные комсомольские ячейки, развивать усиленную работу по повышению политической подготовки комсомольцев: работа кружков, овладение туземным языком, продвижение газеты. На 1 января 1934 года из 240 рабселькоров окружной газеты 48 были комсомольцами.

Конференция особо подчеркнула необходимость применения методов работы комсомола среди туземной молодежи (игры, физкультура, состязания), рекомендовала развивать воспитательную работу, активно вовлекая молодежь в работу кооперации, советов, в социалистическое соревнование и ударничество.

Большое внимание уделялось марксистско-ленинской закалке комсомольцев и молодежи. Если в начале 1932-1933 учебного года в Остяко-Вогульском округе политической учебой было охвачено 978 комсомольцев и 214 человек из молодежи, то к концу года училось 1375 комсомольцев и 550 из несоюзной молодежи. Работали школы новичков, начальные школы, кружки текущей политики, кружки актива, школы-передвижки, кружки технической учебы, изучения хантыйского и мансийского языков. 185 комсомольцев занимались в кружках партийного просвещения, некоторые учились заочно или повышали свой общеобразовательный уровень.

На занятиях изучались политические и хозяйственные задачи второй пятилетки, итоги VII Всесоюзной и VIII областной и I окружной конференции ВЛКСМ, решения XVII Всесоюзной, II областной и I окружной партийных конференций, повсеместно изучали темы «Ленин и комсомол», «Устав и Программа ВЛКСМ». Перед началом учебного года в Сургутском районе был создан семинар пропагандистов. Организованно закончился учебный год в Самаровском районе. Здесь обучалось 423 человека, из них 309 комсомольцев. Начальную школу закончили 173 комсомольца, кружки текущей политики — 84, кружки актива — 14, по изучению истории партии — 31, технической учебы — 7.

В 1933 году была организована летняя учеба 1046 комсомольцев в 88 кружках. На 1 октября 1933 года в комсомольской сетиработало 80 пропагандистов, в т.ч. 17 членов и восемь кандидатов партии, 55 комсомольцев. Из них 4 с высшим, 41 со средним образованием и 35 — с низшим. В первом квартале 1933 года проведены курсы пропагандистов, группоргов и массовиков, где обучалось 49 человек. В январе 1934 года (в конце 1933) проведены курсы секретарей комсомольских ячеек в Кондинском районе.

В 1933-1934 учебном году только по Кондинскому, Самаровскому, Сургутскому, Березовскому районам политучебой было охвачено 1150 комсомольцев и 485 человек из несоюзной молодежи, среди них 165 представителей национальной молодежи.

Остяко-Вогульский окружком комсомола включился во Всеуральское соревнование с Горьковской краевой комсомольской организацией на лучшую постановку марксистско-ленинского воспитания. Заключили договоры о соревновании и районные организации: Самаровская с Кондинской, Сургутская с Березовской, Березовская с Шурышкарской.

В Ямало-Ненецком округе 78 процентов всех членов ВЛКСМ были охвачены политучебой.

В 1934-1935 годах окружные комсомольские организации заключили  договор о социалистическом соревновании за лучшуюпостановку политической учебы молодежи. В 1934 г. в кружках и школах системы партийного просвещения больше половины слушателей было комсомольцами. В кандидатских школах училось 141 комсомолец, в школах-передвижках — 24, в разных кружках — 105, заочно — 23, в начальных школах — 11.

В июне-июле 1934 года в округах прошли семинары по изучению решений XVII съезда ВКП(б).

В марте 1935 года в Ханты-Мансийске состоялось собрание комсомольского актива, отметившее, что политучеба комсомольцев в округе налажена удовлетворительно. Первенство и переходящее красное знамя держал Березовский райком ВЛКСМ, где политучебой охватили всех комсомольцев, изучение политических вопросов велось на пяти языках. Осенью 1935 года из 1600 комсомольцев округа 1500 занимались в политшколах.

Пленум Омского обкома ВКП(б) (ноябрь 1935 г.) обязал окружкомы, горкомы и райкомы партии обеспечить систематическую помощь комсомольским организациям в поднятии идейно-политического уровня. Обком рекомендовал, в частности, к 1 января 1936 года организовать в окружных центрах школы комсомольского актива на 30 слушателей.

Выполняя решения десятого съезда ВЛКСМ (11-21 апреля 1936 г.), комсомольские организации Севера усилили работу по коммунистическому воспитанию молодежи.

Комсомольские организации Остяко-Вогульского округа, как отметила пятая окружная партийная конференция в апреле 1937 года, — «несколько улучшили работу в постановке политической пропаганды». Политучебой было охвачено 2000 комсомольцев и несоюзной молодежи. Работало 84 комсомольских политкружка и школы, из них 30 — по изучению истории партии. В сети партийной учебы занимался 81 комсомолец.

Дальнейшее улучшение политического образования комсомольцев и молодежи отмечала и VI окрпартконференция. Если на 1 мая 1937 года в политкружках училось 1299 комсомольцев и 926 из несоюзной молодежи, то через год, в 1938 году, уже соответственно 1489 и 1496. Более 2000 комсомольцев и молодежи занималось в 152 кружках политграмоты, более 500 — в 34 кружках истории партии. Всего по округу политучебой было охвачено более 90 процентов комсомольцев.

В предвоенном 1940-1941 году около 900 комсомольцев и молодых людей изучали историю партии, 600 — политграмоту, только за полугодие для молодежи проведено 75 лекций, 67 товарищеских собеседований и 100 индивидуальных бесед. Лучшие пропагандисты округа Зинаида Попова из Микояновского района и учащийся педучилища Петрушкин.

Вторая Ямало-Ненецкая окружная комсомольская конференция, проходившая 25-28 декабря 1935 года, обсудила доклады о международном положении, отчет окружкома ВЛКСМ, о развертывании стахановского движения в округе, отчет Тазовского райкома ВЛКСМ о воспитательной работе среди национальной молодежи. Конференция отметила активное участие комсомола в строительстве социализма, новый политический и культурный рост национальной молодежи.

Если на 1 марта 1934 года в Ямало-Ненецком округе политучебой было охвачено 329 комсомольцев и 163 из несоюзной молодежи, то в 1935 году соответственно 464 и 250, в т.ч. около 150 юношей и девушек из коренных народностей. Работало более 20 комсомольских начальных политшкол, 10 школ по истории партии, более 10 кружков текущей политики. В сети партийной учебы занималось более 120 юношей и девушек, заочно училось более 20 человек, на курсах ликвидации неграмотности — около 50 комсомольцев. Кроме того, в Салехарде была комсомольская школа среднего образования, в районах, особенно в тундре, проводились политбеседы, политчитки.

Учитель-комсомолец Михаил Тимкин возглавил первую (кочевую) политшколу-передвижку в Надымском районе, где училось 10 комсомольцев и 4 из несоюзной молодежи. 7 слушателей сдали зачеты на «хорошо» и «отлично».

Среди лучших пропагандистов округа руководитель начальной комсомольской политшколы при Салехардском рыбоконсервном комбинате коммунист Стрежнев, руководитель кружка текущей политики при педучилище коммунист Кошкаров. Большую работу по организации политшкол и курсов ликбеза в стадах Надымского совхоза провел председатель окрплана П.Х. Прибыльский. Лучшие слушатели-комсомольцы Устин Вануйто из педучилища, Н.Сэротетто из совпартшколы и другие были премированы.

В начале 1937 года в Ямало-Ненецком округе было охвачено учебой 1683 человека из комсомольцев и молодежи, в т.ч. политической — 885. 282 человека изучали историю партии, 593 политграмоту, остальные учились в школах и на курсах ликбеза. В соответствии с решением восьмого пленума Омского обкома ВКП(б) окружная парторганизация выделила для работы с молодежью 33 коммуниста-пропагандиста.

Улучшение работы «по поднятию идейно-политического уровня » молодежи Ямала отмечала VI окрпартконференция. Если в 1937 году в 16 кружках партполитсети училось 67 комсомольцев, то в 1938 году в 41 кружке — 159 комсомольцев. В апреле 1939 года 388 комсомольцев получали политические знания в 87 кружках. В сети комсомольского просвещения были изучены Конституция СССР и положение о выборах в Верховный Совет СССР. 670 комсомольцев и 301 человек из молодежи изучали историю партии.

В 1938 году окружком и райкомы комсомола улучшили работу с пропагандистами. Для них проводились семинары, индивидуальные консультации, лекции и доклады о международном положении, истории ВКП(б) и СССР. Лучше была организована учеба комсомольского актива — 15 человек были на трехмесячных курсах пропагандистов, 7 — на двухмесячных, 67 — на 10-20-дневных и месячных курсах агитаторов.

Нельзя забывать, что в то время набирала обороты мясорубка сталинских репрессий, которые не только оправдывались и приветствовались официальной пропагандой, но и публично одобрялись на собраниях комсомольцами, которые клеймили позором «врагов народа» и требовали жестокой расправы над ними. Таковы были реалии того времени. Не обошлось и без арестов среди комсомольского актива. Секретарь окружкома ВЛКСМ Павел Монастырев — коммунист с 1928 года, член бюро окружкома ВКП(б) был исключен из партии дважды. В 1935 году — за скрытие якобы кулацкого происхождения, но не сломался, доказал, что происходил из крестьян-бедняков. Его восстановили в партии, а в 1937 году исключили снова уже как «английского шпиона». К счастью, он остался жив, снова был реабилитирован и прожил достойно долгую жизнь. Но тысячи невинных людей были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря. По опубликованным данным хантымансийцев расстреливали в Тюмени, Тобольске, Омске. В окружном центре убито и захоронено 900 человек. В Салехарде расстреляли многих ямальцев.

Большой политической школой для комсомольцев округов было участие в подготовке и проведении выборов в центральные и местные органы государственной власти. Во время выборов в Верховный Совет СССР (1937 г.) агитаторами работало 350 комсомольцев. Депутатом Совета Национальностей был избран Л.Ф. Ернов.

В следующей избирательной кампании — выборах в Верховный Совет РСФСР (1938 г.) среди лучших агитаторов были комсомольцы Кауртаев, Яркин, Крышева, Щебляков, Бабкин, Кузнецов, Селезнев из окружного центра, Петухов и Салтанов — из Самаровского района. Сенсационным стало сообщение в печати о том, что в июне 1938 г. агитатор-комсомолец Петр Лопаткин совершил 800-километровый пеший переход с избирательными документами из Ларьяка в пос.Толька (ныне Пуровский район Ямало-Ненецкого округа) по почти непроходимой тайге. Во время первых выборов в местные Советы депутатов трудящихся было 744 комсомольца-агитатора. Хорошо работали агитаторы из Карымской комсомольской организации Кабанов, Евтифеев, Аверин, Попова, Кабанова, Арбузова.

На Ямале за кандидата в депутаты Верховного Совета СССР Н.Т. Няруя агитировали 60 комсомольцев. Особо отмечен заместитель секретаря окружкома комсомола учащийся национального педучилища Устин Вануйто.

Практиковались лыжные агитпробеги, связанные и с другими политическими кампаниями. 4 декабря 1940 года на молочно-товарную ферму колхоза «Красный северянин» пришли на лыжах комсомольцы Сургутского райисполкома. Они прочитали доклад «Конституция победившего социализма», рассказали о работе лучших животноводов округа и района, выпустили стенгазету, организовали прослушивание грампластинок. О выявленных на ферме недостатках сообщили председателю колхоза и райисполкому. На другой день комсомольцы райконторы связи ходили на лыжах в поселок Белый Яр, где также прочитали доклад, выпустили стенгазету, помогли оформить красный уголок.

Включившись в работу по повышению грамотности населения, организационные бюро окружкомов комсомола провели декадники по всеобучу и ликбезу, решали вопросы комплектования школ, набора в средние учебные заведения. В Ленинградский Институт народов Севера направили молодежь коренных национальностей, хорошо знающую родной язык, проявившую себя на общественной работе, умеющую говорить и желательно читать и писать по-русски.

В начале 1932 года комиссия по народному образованию при Уральском комитете Севера заслушала доклад облоно о подготовке национальных педагогических кадров и перехода на преподавание в начальных национальных школах на родной язык. Комиссия решила провести обследование Тобольского тузпедтехникума и подготовительных отделений медицинского, рыбного и ветеринарного техникумов и разработать план переброски техникумов на Север. Было признано необходимым организовать в Обдорске ненецкий техникум.

В 1932 году по инициативе Наркомпроса, Комитета Севера и ЦК ВЛКСМ состоялся культпоход на Крайний Север, в котором участвовали учащиеся Института народов Севера и сибирских национальных техникумов, передовая учительская молодежь, местные политпросветработники. Задача его — подготовить местными силами «культармейцев». Работа связывалась с очередными задачами социалистического переустройства Севера — укреплением существующих и организацией новых колхозов и совхозов, выполнением государственных планов заготовок, улучшением работы Советов, кооперативов, школ. Открылись курсы по подготовке инструкторов по массовой работе и ликвидации неграмотности.

В газете «Остяко-Вогульская правда» был опубликован план культэстафеты имени XVII партконференции. Культармейцы раскреплялись по маршрутам: всеобуч, ликвидация неграмотности и малограмотности; дошкольное воспитание. Эстафета стартовала в начале 1932 года. Культармейцы разъехались по бригадам и звеньям рыбаков, охотников, оленеводов, чтобы провести учет неграмотных и малограмотных, оживить работу ОДН (обществ «Долой неграмотность!»), помочь школе.

На основании постановления Совнаркома РСФСР оргбюро установило для культармейцев льготы: не отрывать от основной работы и не перегружать другими поручениями, разрешить внеочередной прием в больницах, первоочередное снабжение товарами в ларьках колхозов и кооперации, раз в месяц делать 50-процентную скидку на билеты в кино и платные спектакли.

Комсомольцы активно участвовали в эстафете. В Сургутском районе в 1931-1932 гг. они работали в двух школах малограмотных и на семи ликпунктах. В Березовском районе в 1932 году комсомольцы обучили 266 неграмотных и 52 малограмотных, в 1932 г. — 338 неграмотных из коренного населения. В 1933 году в пунктах ликбеза обучалось 1568 человек, в т.ч. одна треть из коренных национальностей.

В 1931-1932 гг. в Остяко-Вогульском округе было 148 школ, в т.ч. 39 — национальных, из 8278 учащихся 710 — дети коренных народов.

В 1932 году в округе открылось первое среднее учебное заведение — национальный педагогический техникум; в конце года закончились первые семимесячные курсы учителей из местного населения, 30 выпускников отправились в отдаленные населенные пункты.

В 1933 году в окружном центре открываются советско-партийная школа, подготовительное отделение Тобольского рыбного техникума, в Березово — школа партийного актива. Осенью в различные учебные заведения было направлено 724 молодых ханты и манси. В 1934 году состоялся первый набор из 34 учащихся в фельдшерско-акушерскую школу (теперь национальное медицинское училище).

К 1937 году в округе работало 118 начальных, 32 неполных средних и четыре средних школы, количество национальных школ увеличилось с 29 до 56. Число учащихся за эти годы утроилось.

В школах Ямала в 1930-31 учебном году обучалось около 400 детей, а в следующем году число учащихся увеличилось до 1034 человек. В 1933 году в Салехарде открылось национальное педагогическое училище. Появились специальные учебные заведения: школа ФЗУ, советско-партийная школа.

В марте 1934 года оргбюро ЦК ВЛКСМ по Обь-Иртышской области, считая в дальнейшем ненормальным такое положение, «когда оленеводство, являющееся важнейшей отраслью народного хозяйства на Севере, до сих пор не имеет учебного заведения для подготовки квалифицированных кадров», постановило: «…поставить вопрос перед оргкомитетом ВЦИК Обско-Иртышской области и оленеводтрестом об организации с нового 1934-1935 учебного года оленеводческого техникума в Ямало-Ненецком округе. Комплектование техникума провести за счет коренных национальностей: ненцы, ханты, манси. Одновременно просить оленеводтрест обеспечить техникум квалифицированными педагогами и ассигнованием на строительство учебного помещения и общежития…»

Одним из организаторов и первым директором олентехникума стал зоотехник-комсомолец коми-зырянин Артамон Витязев.

В 1936 году в этих учебных заведениях и 26 общеобразовательных школах Ямала занималось около 3000 учащихся, из них — 600 коренных национальностей. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения тундры создали сеть учебных пунктов. Новые школы построены в Пуйко, Хальмер-Седе, Тарко-Сале, Шуге, школы-интернаты в Тамбее и Се-Яхе. Работало несколько кочевых школ.

X съезд ВЛКСМ (11-21 апреля 1936 г.) рассмотрел вопрос о работе комсомола в начальной, неполной средней школе и средней школе и рекомендовал поставить в центре деятельности комсомола  в школе систематическую работу по организации учебы,за овладение науками, за высокую успеваемость. Комсомольцы и пионеры не только сами обязаны быть образцом отличной учебы, но и должны стать организаторами социалистического соревнования за отличную учебу, шире развернуть работу предметных кружков, вести работу по укреплению порядка и дисциплины в школе.

В школах и отрядах работали пионервожатые-энтузиасты. С 1933 года была вожатой в Шурышкарском районе Ольга Дмитриевна Вологодская. Об интересных делах ее воспитанников Прони Ундылева, Марфы Ямру и других пионеров-ханты узнала вся страна из корреспонденции в газете «Колхозные ребята».

В тот же район (до 1937 года он входил в Остяко-Вогульский округ) была направлена вожатой выпускница Остяко-Вогульского педучилища Гура Халтурина. В 1937 году в ее отряде было 32 пионера, интересно проходили беседы, игры, вечера детского национального творчества. Частым гостем пионеров был секретарь райкома партии Глазунов.

Вот что писал комсомолец учащийся IV курса Остяко-Вогульского педучилища Илья Шабанов: «работая в пионерском лагере с детьми, я испытал большую гордость и радость. Мне были вверены будущие строители нового коммунистического общества, будущие герои труда, инженеры, техники, мастера искусства, которым я должен был организовать веселый культурный отдых, помочь получить зарядку сил на новый учебный год».

За образцовую постановку работы с пионерами и вовлечение в пионерскую организацию детей коренного населения пионервожатая Пуровского района Ямало-Ненецкого округа Фаина Васильевна Сычева была награждена юбилейной Почетной грамотой окружкома ВКП(б) и окрисполкома в связи с 5-летием округа. Такую награду получил и заместитель секретаря Пуровского райкома комсомола Илья Николаевич Абрамов, курировавший работу с детьми.

На 1937-1938 годы государство поставило задачу осуществления всеобщего обучения в пределах начальной школы. В Остяко-Вогульском округе к концу 1936-1937 учебного года было 163 школы, из них 3 средних, 34 неполных средних, 126 национальных. На 1 августа 1937 года с участием комсомольцев и молодежи обучено около 1000 неграмотных и малограмотных. С 1935 года по 1940 национальное педучилище подготовило 80 молодых учителей, в том числе 37 из коренных национальностей. В 1940 году обучалось уже 165 человек, из них 67 ханты и манси. Если в 1934 году во вновь созданной фельдшерско-акушерской школе училось 34 будущих медика, то в 1940 году — 207, за это время выпущено 79 фельдшеров и акушеров.

Главным достижением народного образования можно считать то, что по итогам Всесоюзной переписи населения 1939 года 75 процентов жителей округа значилось грамотными. Расходы на посещение за 10 лет увеличилось в 22,5 раза. Если до революции они составили на душу населения 40 копеек, то в 1940 году — 144 рубля. За это время было построено 78 школ, в т.ч. половина национальных.

С 1937 по 1940 год открыто 43 новых школы, а всего их стало 197, из них 63 национальных. Число учащихся увеличилось почти на 5 тысяч, учителей — на 280. По-своему примечательный факт — в условиях бездорожья, отдаленности и прочих северных факторов 97 процентов из 11,5 тысяч учащихся начальных классов вовремя явились к началу 1940-1941 учебного года.

И еще одно конкретное сравнение — если в 1931 году в школе Казымской культбазы было только 17 учеников, и учебный год продолжался всего 92 дня, то 1940 год школьные занятия начались в срок, за парты село 260 учащихся, из них 145 — представители северных народностей.

В школах округа было 30 первичных комсомольских организаций, 592 комсомольца-учащихся и 244 комсомольца-учителя.

Открывались новые учебные заведения. В 1938 году организована одногодичная сельскохозяйственная школа, совпартшкола преобразована в политпросветшколу. В 1940 году в ней обучалось 115 человек (44 ханты и манси), а первые 22 выпускника отправились на работу в районные и сельские Дома культуры, клубы и избы-читальни.

При педучилище создано трехгодичное национальное подготовительное отделение. К этому времени педучилище подготовило 80 молодых учителей (37 из коренных национальностей), фельдшерско-акушерская школа — 79 фельдшеров и акушерок.

В 30-е годы более 38 миллионов рублей было вложено в народное образование Ямала. В 1940 году в 46 школах округа (33 начальных, 10 неполных средних и трех средних) обучалось 4503 человека, при школах было 28 интернатов для детей коренного населения, работало 225 учителей.

В национальном педучилище занималось 222 учащихся, в том числе 86 из коренных национальностей. К этому времени выпущено 56 учителей. Зооветтехникум выпустил 49 специалистов для оленеводства. Учебный комбинат кооперации (торговая школа) подготовил 57 приемщиков пушнины и продавцов. Обучалось здесь 55 человек, в большинстве местные жители. В ФЗУ рыбоконсервного комбината училось 88 человек, общий выпуск квалифицированных рабочих с 1933 года составил 758. В политпросветшколе обучалось 68 человек, в том числе 48 из коренных национальностей. За два года школа выпустила 28 человек.

В 1940 году вся воспитательная работа с детьми проходила под знаком выполнения решений X пленума ЦК ВЛКСМ «О работе комсомола в начальной и средней школе». В январе 1940 года окружные газеты перепечатали передовую статью «Правды» «Комсомол и школа» о задачах по выполнению постановления пленума ЦК комсомола, где говорилось, что перед нашей школой стоит благородная задача — воспитать сознательных строителей коммунистического общества. В первую очередь эту задачу должны решать школьные комсомольские организации и пионервожатые, особенно старшие вожатые — посланцы комсомола в школы.

Интересно организовали работу вожатых комсомольцы Анеевской школы Березовского района, где регулярно проходили сборы, занятия военных и физкультурных кружков. Почти все пионеры учились на хорошо и отлично.

Вожатый Верхне-Мысовской неполной средней школы Сургутского района комсомолец Ничкасов постоянно проводил в отрядах беседы, политические информации, игры, организовал помощь отстающим в учебе. Успеваемость пионеров за первое полугодие 1940 года составила 95,7 процента.

Проведенная в 30-е годы при активном участии комсомольских организаций подлинная революция в народном образовании способствовала значительному росту образовательного уровня молодежи Севера.

В 1930-1931 гг. на Севере создаются первые культурные базы и красные чумы — подлинные форпосты советской власти в тундре и тайге. Они приобщали кочевое население к социалистической культуре, разъясняли политику партии и государства. В 1930 году открылась Казымская культбаза в Березовском районе, ее первыми сотрудниками стали коммунисты и комсомольцы с высшим и средним образованием.

Весной 1931 г. начал работу Аганский красный чум в Сургутском районе (заведующий — коммунист И.Л. Худяков, учитель-комсомолец Кайдалов). Красный чум кочевал вместе с рыбаками по реке Аган, его работники проводили беседы, показывали кинофильмы, популяризовали культурно-бытовые и санитарно-гигиенические навыки, оказывали медицинскую помощью В 1931-1932 гг. комсомольцы Сургутского района участвовали в работе двух Домов туземца, 2 красных чумов и 5 туземных изб-читален.

Всего по двум национальным округам в это время комсомольцы работали в 38 избах-читальнях, 3 красных чумах, 4 библиотеках, 9 кинопередвижках, участвовали в работе 7 красных лодок и выпуске 18 стенных газет. Участие комсомольцев в культурно-просветительной работе находилось под постоянным контролем организационных бюро окружкомов ВЛКСМ.

Первые окружные комсомольские конференции рекомендовали проводить всю культурно-воспитательную работу на родных языках коренных народов Севера.

Широкая сеть учреждений культуры охватила самые отдаленные уголки округов. В Остяко-Вогульском округе к началу 1936 года было 70 изб-читален. 40 из них возглавляли комсомольцы. Центром комсомольской работы стала Угутская изба-читальня. Избача Николая Кайдалова единогласно избрали секретарем комсомольской организации. При избе-читальне работали кружки: драматический, самообразования и пушного дела. Почти каждый вечер там собирались люди, некоторые приходили «на огонек» за 35 километров. За полгода комсомольцы поставили несколько концертов художественной самодеятельности, выезжали в юганские юрты Лейковы, Каюковы, Рыскины.

По решению II окружной комсомольской конференции Больше-Тарховская изба-читальня была премирована гармоникой. Такую же премию получил комсомольский Сосьвинский красный чум.

К этому времени относятся и первые опыты литературного творчества молодых ханты и манси в Институте народов Севера и в педучилище окружного центра.

В 1937 году кружок национального творчества педучилища издал четыре выпуска фольклорно-этнографического и литературно-искусствоведческого альманаха «Советский Север». Журнал «Омская область» писал, что в Остяко-Вогульске А.Картина из педучилища (ныне известная мансийская сказительница, член Союза писателей А.М. Конькова) и другие учащиеся сочиняют песни, пьесы, частушки. К сожалению, авторы первых стихов и рассказов Дмитрий Дунаев, Дмитрий Тарлин, Леонид и Григорий Вайветкины, Дмитрий Тебетев погибли во время Великой Отечественной войны.

Признанным зачинателем хантыйской литературы стал учащийся педучилища комсомолец Григорий Лазарев, первое стихотворение которого было опубликовано в окружной газете в 1937 году.

Зачинателем мансийской литературы считается студент Института народов Севера Пантелеймон Еврин (П.А. Чейметов). Его рассказ «Два охотника» в 1940 году опубликовало Учебно-педагогическое издательство. Сын кондинского рыбака-охотника, он был активным комсомольцем, работал в колхозе, затем окончил курсы национального актива в Остяко-Вогульске. В 1941 году в Ленинграде вышла в его переводе на мансийский язык книга о С.М. Кирове «Мальчик из Уржума».

В школах и учебных заведениях старались развивать врожденные способности детей ханты и манси. В 1937 году в Остяко-Вогульске при педучилище работала студия самодеятельных художников, в которой занималось 30 учащихся из коренных национальностей. Руководила ими художница-комсомолка Елизавета Гавриленко.

Мировое признание пришло к первым национальным художникам — студентам Института народов Севера на Международной выставке 1937 года в Париже. Золотой медалью «Гран-при» были отмечены картины наших земляков К. Панкова и Н. Натускина. Большой успех на ряде предвоенных выставок имели рисунки студента Маремьянина. Талантливым художником был учащийся Ханты-Мансийского педучилища Григорий Бабкин, погибший на фронте.

Активно работала на культурном фронте и молодежь Ямала. В 1930 г. на территории округа был один Дом культуры, две избы-читальни, библиотека, кинопередвижка и красный чум. Комсомольцы создавали агитлодки-культбригады, новые красные уголки, организовали снабжение промыслов литературой, проведение там лекций и бесед, ликвидацию неграмотности и малограмотности, выпуск стенных газет. Ямальский райком ВЛКСМ для проведения культурно-просветительной работы направил 3 избачей, 3 кинопередвижки, кочевую школу, 2 красных чума.

Надымская районная комсомольская организация сформировала два показательных молодежных чума в совхозе, подготовила для работы среди оленеводов кинопередвижку, 2 красных комсомольских чума, 2 кочевые школы, обеспечила их кадрами, литературой и пособиями, выделила представителя райкома для налаживания комсомольской работы в тундре.

Тазовская комсомольская организация направила в Гыданскую тундру летнюю комсомольскую школу-передвижку и красный чум, подобрала 5 ненцев-комсомольцев для учебы на курсах ветеринарных санитаров в райцентре.

Учителями, культработниками, медиками первых красных чумов были комсомольцы Геннадий Бурдей, Зоя Стародумова, Мария Ануфриева, Андрей Филиппов, Наталья Слинкина, Федосий Рочев, Пантелей Сметанин и многие другие.

В 1935 году на Ямале работали 2 культбазы, 6 туземных домов, 7 клубов, 8 стационарных и много передвижных библиотек, 7 красных чумов, 13 изб-читален, одна звуковая киноустановка и 9 кинопередвижек. Развилась художественная самодеятельность. В окружной олимпиаде молодых дарований участвовало 150 самодеятельных артистов, представивших 114 номеров, в т.ч. национальные песни, танцы и инсценировки. В зиму 1934-1935 гг. создано комсомольское радиовещание в окружном центре, передавшее более 50 сообщений.

Еще в начале 1933 года П.Е. Чемагин организовал в педучилище литературную группу. Учащиеся писали небольшие рассказы о своей жизни, о жизни родителей в тундре. В апреле 1933 года группа опубликовала первую литературную страницу в окружной газете. Постепенно группа переросла в кружок. П.Е. Чемагин занимался с авторами, пишущими на национальных языках, А.Е. Стопкевич — с «русскоязычными».

В 1937 году вышел первый номер рукописного журнала училища «Ямал Тату» («Искры Ямала»), где были помещены зарисовки, рассказы и стихотворения кружковцев на ненецком, зырянском и русском языках Константина Ненянга, Ильи Окотэтто, Ивана Ступина, зачинателя ненецкой литературы Ивана Истомина.

В 1940 году было создано городское литературное объединение, которым руководил первый ненецкий драматург Иван Федорович Ного. К 10-летию округа начинающие литераторы подготовили две литстраницы для окружной газеты.

Понятия спорт и молодежь неотделимы. И с начала своей деятельности комсомольские бюро округов приступили к налаживанию оборонно-физкультурной работы. В апреле 1932 года президиум Ямало-Ненецкого окрисполкома образовал окружной совет физкультуры, а утверждая план его работы, предложил ОКРСФК включить в него все виды спорта, в т.ч. парусный. Были установлены сроки строительства окружной спортплощадки и площадок предприятий и школ. Это позволило провести первую летнюю окружную спартакиаду с соревнованиями по футболу и национальным видам спорта. Зимой 1932-33 года проводятся лыжные соревнования и агитпоходы лыжников.

На летней спартакиаде 1933 года добавляются новые виды соревнований: волейбол, легкая атлетика, стрельба из лука. В Салехарде открылись постоянная спортивная база и лыжная станция; работал каток с прокатом коньков; для летней водной базы приобрели две парусные яхты, весельные лодки. Проведены курсы физкультурных работников. Было подготовлено 161 значкист ГСО и 142 ворошиловских стрелка. Нормы ГТО первой ступени в зиму 1934-1935 гг. сдали около 150 человек, БГТО — более 100 человек. Летом 1935 года прошла окружная детская спартакиада с участием 185 школьников. В честь первого съезда Советов Обь-Иртышской области проведены лыжные пробеги Салехард — Остяко-Вогульск за 17 ходовых дней и женский переход Яр-Сале — Салехард — за шесть дней.

В 1935 году состоялся первый в округе женский лыжный переход Яр-Сале — Салехард. Шесть дней сквозь мороз и пургу, по бездорожью несли смелые девушки рапорт II окружной комсомольской конференции. Политруком перехода была одна из организаторов пионерского движения на полуострове Ямал, секретарь райкома комсомола, делегат конференции (мандат № 47) Евдокия Воробьева.

В 1936 году в Салехарде состоялась первая летняя межокружная спартакиада, положившая начало традиционным встречам спортсменов двух округов. Весной 1936 года в окружном центре начал работать парашютно-планерный кружок, организованный окружкомом ВЛКСМ и окрсоветом Осоавиахима. Записалось 22 человека, в т.ч. 7 ненцев и хантов, 4 зырянина.

В феврале 1937 года был совершен невиданный пробег на оленьих упряжках от Салехарда до Омска, комиссаром его был первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ Алексей Мамаев.

В Остяко-Вогульском округе первые лыжные соревнования состоялись в январе 1933, первый шахматный турнир — в 1935 году. Тогда же каюр Брайко прошел на собачьих упряжках от Остяко-Вогульска до Обдорска (Салехард). В августе 1935 года из Центрального совета Осоавиахима пришло сообщение об отгрузке самолета «Остяко-Вогульский комсомолец», приобретенного за 25 тысяч рублей, которые собрала молодежь округа. Самолет предназначался для осоавиахимовской работы, а попутно — для перевозки пассажиров и почты.

Окружная газета «Ханты Манси Шоп (Шой) («Остяко-Вогульская правда») подробно освещала беспримерный переход семерки отважных лыжников по маршруту Тобольск — Москва. Команда шла с рапортом Обского рыбтреста Народному Комиссариату пищевой промышленности о досрочном выполнении плана по добыче и обработке рыбы. В ее составе были представители округа: Архип Ложев, 18-летний самаровский лыжник, учащийся Тобольского рыбтехникума, А.Федулов — руководитель Перегребинского рыбоучастка, Г.Чупров — парторг Мужевского рыбозавода. Старт перехода был дан 24 декабря 1935 года. В Москве лыжники были приняты наркомом А.И.Микояном и награждены орденами «Знак Почета».

В начале 1937 года состоялись лыжные переходы Остяко-Вогульск — Омск, Остяко-Вогульск — Тобольск — Остяко-Вогульск. В окружной центр приходили лыжники из Березово, Сургута, Нахрачей.

Девятый пленум ЦК ВЛКСМ обязал каждого комсомольца приобрести военную специальность, стать физкультурником. Комсомольские организации активизировали военно-спортивную работу. Молодежь участвовала в работе организаций Осоавиахима, сдавала нормы ГТО, ПВХО, ГСО, училась стрелять, метать гранаты, оказывать первую медицинскую помощь, ходить на лыжах.

К маю 1938 года в 162 организациях Осоавиахима Остяко-Вогульского округа состояло 3089 молодых патриотов. Было подготовлено 132 призывника, 475 ворошиловских стрелков, 543 значкиста ПВХО. В четырех стрелковых соревнованиях участвовало 334 человека. Более 400 человек занимались в кружках стрелков и ПВХО. Зимой 1937-1938 годов 250 представителей молодежи сдали нормы ГТО и 16 — БГТО. Девушки занимались в кружках общества Красного Креста. В 1939 году значкистами ГТО стало 800 человек. В спортивных обществах округа состояло 4600 человек, в 232 первичных организациях Осоавиахима — около 5000. 1752 человека занимались в кружках военных знаний. К маю 1939 года было подготовлено 132 призывника, 475 ворошиловских стрелков, 543 значкиста ПВХО («Готов к противовоздушной и химической обороне). В четырех стрелковых соревнованиях участвовало 334 человека. За специальный поход по переписи населения 5 комсомольцев (командир Кайгородов) получили правительственную благодарность.

В это же время было создано окружное бюро общества Красного Креста, в которое вступило более 2000 человек. 400 — сдали нормы на значок ГСО («Готов к санитарной обороне»), 238 — БГСО («Будь готов к санитарной обороне»).

На 1 января 1939 года в Ямало-Ненецком округе было 1847 членов Осоавиахима в 29 первичных организациях, 590 значкистов. В 12 кружках ПВХО занималось 240 человек, в шести стрелковых — 90. 45 человек училось на курсах инструкторов ПВХО и по стрелковому спорту. В трех стрелковых соревнованиях 1938 года участвовало 218 человек с высшим показателем — 48 очков из 50 возможных. Из 4806 физкультурников округа 550 были значкистами ГТО и БГТО. За 1938 год в 100 лыжных соревнованиях участвовало 1300 человек, в спартакиаде — 700. Развивались национальные виды спорта: гонки на оленях, бег на охотничьих лыжах, метание тыньзяна. Работали секции волейбола, футбола, городков, баскетбола, хоккея, гребли, охотничьего спорта, лыжные, конькобежные и шахматно-шашечные. Проведено за год 150 соревнований.

После принятия Конституции СССР и настоятельных просьб с мест, правительство приняло решение о призыве на действительную военную службу молодежи из малых народностей Севера, начиная с 1939 года.

Среди призванных из Остяко-Вогульска, Березово и Сургута ханты, манси и ненцев было 39 процентов коммунистов и комсомольцев, более половины имели начальное и неполное среднее образование, 8 процентов среднее и высшее. Например, ханты Григорий Халтурин окончил Институт народов Севера и пришел в армию с четырьмя оборонными значками. Учащийся техникума ханты Гавриил Пырысев имел три оборонных значка.

Военно-патриотическое воспитание широко проводилось в школах и пионерских отрядах. Показательна в этом отношении тематическая полоса окружной газеты за 20 февраля 1941 года «Дети о Красной Армии». Ученик шестого класса Ханты-Мансийской средней школы Фомин выступил с заметкой «Хочу стать пограничником» и стихами «Оборона Царицина». Его одноклассник Косинцев написал заметку «Хочу стать хорошим лыжником» и стихотворение «Разгром интервентов». Четвероклассник Анинов пишет о желании стать кавалеристом. Шестиклассник Зуев публикует «Частушки о Красной Армии», пятиклассник Скосырев — стихи «Пограничник».

Весной в Березове прошли военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников. Из 135 участников 94 сдали нормы на значок БГТО. Затем в школах района прошли соревнования по гимнастике. В Ханты-Мансийской средней школе призывники из 9-10 классов выступили инициаторами создания военных кружков. В школе работали две стрелковые группы, три кружка ПВХО, два — ГСО, подготовлено около 250 значкистов, из них 93 — БГСО и 10 — ЮВС (Юный ворошиловский стрелок).

21 июня окружная газета напечатала передовую статью «Военно-оборонная работа среди школьников». В ней говорилось об опыте Самаровской средней школы, где учащиеся изучали жизнь полководцев: Ворошилова, Пархоменко, Щорса, Лазо, книги о военных подвигах. В оборонных кружках подготовлено 23 ворошиловских стрелка и 32 — юных ворошиловских стрелка, многие школьники сдали нормы ГТО и БГТО по лыжам.

Трудовая закалка, идейно-политическая зрелость, военно-спортивные навыки помогли молодым северянам выдержать суровый экзамен в годы Великой Отечественной войны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика