Наталья Пивоварчик
Заканчивается 1942 год. Советские солдаты метр за метром отвоевывают Сталинград. Глубоко в тылу, вХанты-Мансийском округе, сибиряки собирают деньги, теплые вещи, продукты для отправки на фронт. Дети, старики и женщины круглые суткирыбачат и охотятся. При окружном Совете Осоавиахима организованы и приступили к занятиям курсы снайперов. Северяне учатся делать мыло из животного жира и канифоли. В магазинах катастрофический дефицит продуктов и промышленных товаров, нет даже лопат для уборки снега. В окружном центре открывается профессиональный драматический театр…
Возможно, звучит парадоксально, но именно в годы войны Ханты-Мансийский округ, как и вся Сибирь, переживает промышленный и культурный расцвет. Лучшие агрономы, инженеры, деятели искусств были эвакуированы в глубокий тыл. Здесь поднимали хозяйство, разрабатывали и внедряли новые технологии в рыбной, деревообрабатывающей промышленности, выводили сорта агрономических культур, а по вечерам горожане могли посмотреть кино, послушать музыку или сходить на спектакль.
Луч Просветова
13 ноября 1941 года газета «Сталинская трибуна» (сегодня «Новости Югры») публикует заметку под заголовком «Открытие Театрального сезона». В ней сообщается: «В предстоящем зимнем сезоне Дом народов Севера развертывает свою работу в тесном взаимодействии с Омским областным театром музыкальной комедии и драмы. В основу репертуара положены произведения видных советских драматургов — Корнейчука, Трепева, Иванова, Штока, Славина, — а также творения классиков мировой литературы — Пушкина, Островского, Мольера, Гольдони и Шиллера».
Самодеятельные кружки Дома народов Севера реорганизуются в художественно-производственные студии с твердым учебным планом. Объявляется запись в студии — театральную, художественного чтения, сценического танца, хорового пения, сольного пения, игры на струнных щипковых инструментах и игры на духовых инструментах. Руководство студийной работой возглавил вновь назначенный художественный руководитель Дома народов Севера Евгений Павлович Просветов, работавший до этого главным режиссером Московского Ленинского музыкального театра. Перед Просветовым была поставлена непростая задача – создать с нуля в маленьком Ханты-Мансийске драматический театр.
Сибирская глушь московского режиссера не испугала. У него уже был опыт создания провинциального театра в г. Верхнеудинске (ныне – г. Улан-Удэ). По данным Исторического архива Омской области, Е.П. Просветов стал первым художественным руководителем и режиссёром Государственного бурято-монгольского музыкально-драматического театра (ныне – Государственный русский драматический театр имени Н. А. Бестужева) и находился в этой должности с 1929 по 1933 годы.
В джазе только евреи
Просветов стал основательно готовить театральные кадры из местного населения и эвакуированной интеллигенции, он даже преподавал художественное слово в педагогическом училище. Ученики театральной студии постоянно были задействованы в самодеятельных спектаклях. Кроме того, частым гостем Ханты-Мансийска становится Украинский театр Крайнего севера, эвакуированный из Львова в Тобольск.
Постепенно в Ханты-Мансийск прибывает все больше интеллигенции, немало было среди эвакуированных и профессиональных артистов. Все они не только активно включаются в театральную жизнь поселка, но и работают в городских учреждениях: дикторами на радио, педагогами в школах и училищах, щедро делясь с северянами своими знаниями и культурой.
Спектакли проходили не реже двух раз в неделю, как в Ханты-Мансийске, так и в Самарово. А после представлений были танцы и… джаз, его хантымансийцы впервые услышали в военные годы. Создали джазовый ансамбль эвакуированные польские евреи.
«Их жило немало в Ханты-Мансийске. Какие это были музыкальные люди! Они работали где угодно, кем угодно: и башмачниками, и водовозами, но потом создали великолепный джаз. Правда, у них не было певицы, и пела актриса Турская. И это было хорошо для нашего города. Был свой народный театр, были прекрасные режиссеры, и самодеятельность, она играла большую роль в общей культуре города», — это строчки из воспоминаний Алевтины Тимофеевны Коробинцевой, которая в военные годы проживала в Ханты-Мансийске.
Профессиональному театру — быть
Культурная жизнь в столице округа била ключом. К концу 1942 года почва для создания собственного театра была готова. 30 октября «Сталинская трибуна» сообщает: «Омским областным отделом искусств утвержден постоянный профессиональный драматический театр в Ханты-Мансийске. Руководящий состав театра – директор и художественный руководитель Просветов Е.П., основной режиссер Казанский М.Ф. Ведущая группа актеров: Казанская Т.Н., Лялина А.А., Эстрин Р.А., Турская К.В., Паккерт М.А., Филиппова М.А., Малышев М.А., Хмельницкий А.Ф. и другие. Вспомогательный состав театра – студия Дома Народов Севера. Открытие театра состоится 6 ноября с.г. пьесой К. Симонова – «Русские люди»».
Вместе с открытием театра появляется и постоянная одноименная рубрика в газете «Сталинская трибуна», где публикуют рецензии на спектакли. Приводим выдержки из рецензии на первый спектакль Северного театра:
«Спектакль шел при переполненном зале. Нет сомнения, что и в дальнейшем этот спектакль будет пользоваться громадным успехом. Многие из жителей поселка еще не видели пьесы. А посмотреть ее должен каждый.
Как справился театр с этой постановкой? В целом, можно сказать, удовлетворительно. Большинство артистов сумело раскрыть образы пьесы. К числу недостатков спектакля можно отнести убогость оформления. Все сцены идут в сукнах. Комната врача Харитонова обставлена бедно. И не веришь словам этого предателя, что он без вещей ничто. В одной из картин вся декорация состоит из елки, прибитой к угольнику, причем этот угольник даже ничего не замаскирован. Театру надо иметь художника. А. Осипов».
Пушкин по талонам
Конечно, декорациями и костюмами театр не был богат. В газете того времени можно встретить объявления о том, что театр принимает от населения одежду и предметы быта для декораций. Есть даже небольшой фельетон, описывающий, как сотрудник театра не смог купить портрет Пушкина в магазине – продавец попросил за него талоны, потому что «портрет написан на сукне». Но все эти небольшие трудности не мешали Северному театру радовать зрителей новыми постановками.
Уже 10 декабря Северный театр представил вторую премьеру «Мой сын» о борьбе венгерских коммунистов. 17 января 1943 года поставлен «Петр Крымов» К.Финна — первая советская пьеса, посвященная труженикам тыла.
Забытые имена
Читая рецензии военных лет на страницах «Сталинской трибуны» испытываешь глубокое сожаление, что история не сохранила лиц актеров, их судьбы. У нас нет фотографий и аудиозаписей спектаклей, есть только публикации в газете. Одна из них посвящена приме Северного театра, исполнительнице главных ролей Т.Н. Казанской.
«Актриса прошла трудную школу жизни. Дочь бедняка-крестьянина Ярославской области, она в 12 лет работает на одной из ярославских фабрик, в годы гражданской войны уходит на фронт в качестве медсестры. После войны учится в Саратовской театральной студии. За 20 лет работы в колхозных театрах Т.Н. Казанская прошла путь от актрисы вспомогательного состава до положения ведущей актрисы».
Лучшую свою главную роль Казанская сыграла в пьесе М. Горького «Васса Железнова» в постановке Просветова. Премьера спектакля состоялась 24 декабря 1942 года. Приказом Омского областного отдела по делам искусств № 25 от 11 марта 1943 года за «художественно-зрелую» постановку пьесы «Васса Железнова» Е.П. Просветову была объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку. В приказе отмечалось: «Постановка «Вассы Железновой» свидетельствует о возможностях Ханты-Мансийского театра создавать художественно-полноценные спектакли, о возможностях художественно-творческого роста коллектива, призванного в условиях далекого Севера выполнять почетную и ответственную задачу – удовлетворять идеологически-художественные запросы советского зрителя…».
В зимнем сезоне 1943 года премьеры идут одна за другой, в репертуаре театра как комедии классиков, таких, как Островский, так и современные пьесы на тему войны. Так, 17 февраля театр показывает премьеру пьесы «Наш корреспондент», рассказывающую о подвиге защитников Ленинграда. В апреле ставятся пьеса К. Симонова «Жди меня», которая с успехом шла на сценах всех столичных и областных театров, и не менее знаменитый «Синий платочек».
Конец сезона
5 мая худрук театра Е.П. Просветов призван в ряды Красной Армии. Закончив зимний сезон 1943 года, труппа Северного театра под руководством главного режиссера М.Ф. Казанского отправляется на путину — обслуживать рыбаков округа. Театр посетил населенные пункты и места промысла Сургутского, Микояновского, Кондинского, Березовского и Самаровского районов. А потом артисты поднялись выше по Иртышу и остановились в Таре (Омская область). Туда же летом был возвращен Просветов. Именно в Таре Просветов открыл талант Михаила Ульянова – будущего народного артиста СССР, но это уже была другая история.