Золотые люди. Золотошор

Фото: Андрей Рябов, Дмитрий Сотников

…Около часа спускаемся в живописную узкую долину, густо заросшую смешанным лесом. Вездеход то гремит гусеницами по камням, то месит жирную глину, время от времени вспугивая зайцев и копалух.

Внезапно из-за поворота открывается база, состоящая из десятка построек. Это – «разведочно-добычный участок Золотошорский», наш очередной походный дом.

Андрей Андреев с законной гордостью показывает свое хозяйство. До нынешнего сезона здесь добывали золото, но в этом году работы по ряду причин не ведутся.

Участок отличается наличием непривычного в тайге комфорта. Во-первых, здесь установлены современные удобные вагончики, в которых жили финны, делившиеся опытом по добыче золота. Во-вторых, имеется просто шикарная баня, откуда прямиком можно сигать в чистейшую воду ручья Безымянного, впадающего в Золотошор, который, в свою очередь, является притоком Маньи. Эх, уважаемые, знали бы вы, какое это блаженство – из парной да в ледяную купель!

За всем этим добром присматривает сторож Миша: непьющий, рукастый и хозяйственный. По его словам, скучать или мучиться от одиночества ему в тайге некогда, он все время что-то мастерит, придумывает, строит. Вот он на наших глазах берет кусок дерева, а через час-полтора уже держит в руках новенькое удобное топорище. Сейчас ладит на заказ лодку. После начала зимнего сезона основным занятием станет охота – соболя по нынешним местам еще много.

Глядя на эту чудесную долину с ее разнотравьем, вдыхая аромат первого в этом году подосиновика, обжигаясь душистым чаем на удобной террасе, поневоле начинаешь размышлять о том, что все это – просто клад для потенциального туриста.

Красота альпийских лугов, ни в чем не уступающих швейцарским, изобилие ягод, грибов, дичи, рыбы, комфорт и безопасность, плюс экзотика и — по желанию – наличие экстрима должны сделать этот край очень привлекательным для отдыхающего люда.

Несмотря на отдаленность и малонаселенность, он имеет свою самобытную и интересную историю. Вспомним знаменитый Сибиряковский тракт, по которому еще в позапрошлом веке перебрасывали грузы из Европы в Азию. Вспомним о походе русского воинства 1499 года под предводительством воеводы князя Курбского против местного Ляпинского княжества. Вспомним кровопролитные и малоизвестные события 1918-1920 годов, когда здесь, на Сосьве и Ляпине, гремели ожесточенные бои. Многое здесь можно вспомнить, а на этой основе строить историю и даже мифологию.

Кроме того, потенциал Приполярного Урала дарит уникальную возможность для организации пока еще диковинного у нас минералогического туризма. Представьте себе перспективу опуститься в настоящую штольню, пройти по таинственным подземным коридорам (в Пуйве, например, их протяженность достигает 40 километров), увидеть редчайшие и красивейшие друзы, самому найти интересные образцы минералов…

Разговор о том, что готов дать Приполярный Урал любителям экстремального отдыха, мы вели вечером с Денисом и Русланом. В «мирной жизни» они – предприниматели, но не ставящие своей главной целью безостановочное укрепление своего благосостояния.

— Надо работать, чтобы не работать, — рождает афоризм Руслан. – То есть так организовать производственный процесс, чтобы у тебя регулярно появлялись возможности для нормального отдыха, а сам процесс не прерывался…

Эти парни знают толк в правильном отдыхе. Их стихия – адреналин, скорость, драйв, их любимые «кресла» — жесткие сиденья «эндуро», квадроциклов и горных снегоходов. То, что они на них вытворяют, кажется обывателю форменным безумием, но для них самих это обычный, рутинный отдых, после которого они возвращаются в город с «проветренными мозгами».

— Каждый начинает с техники для комфортного передвижения из одной точки в другую, — рассказывает Денис. – Постепенно ощущаешь драйв, потом видишь какого-нибудь экстремала и задумываешься: он смог, а я что, хуже?! И доказываешь, что – нет…

Сейчас они едут с нами, потому что тоже озабочены развитием туризма – своего, экстремального. И мечтают о том, чтобы превратить эти места в еще одну «Мекку райдеров», наряду с такими знаковыми для них названиями, как Приисковый, Ергаки, Шерегеш, Кваркуш, Хибины или Лаго-Наки.

Руслан, известный в мире снегоходчиков под ником Швед, со знанием дела рассказывает:

— Здесь лишь один недостаток – нет логистики, очень сложно добираться, забрасывать технику и снаряжение. Но есть и свои преимущества – долгий сезон и большая высота. Эх, если бы удалось проложить сюда дорогу!

О насущной необходимости строительства дороги до Саранпауля все разумные люди говорят давно. Она во многом решила бы проблемы не только этого края, но и прилегающих субъектов Федерации. Самое главное, она позволила бы наконец вовлечь в технологический оборот те подземные богатства, которые в буквальном смысле лежат здесь под ногами.

Один маленький пример: совсем рядом разведаны большие запасы качественного угля, однако в поселок его каждый год завозят за тридевять земель по баснословной цене. Не потому ли, что это выгодно чьему-то отдельно взятому большому карману?

Андрей Андреев невесело улыбается:

— Хотя надо признать, что не все местные жители мечтают о приходе в горы цивилизации и полноценной власти. Оно и понятно: один, например, высказывает недовольство — в прошлом сезоне взял «всего» 32 лося…

Согласитесь, такому рвачу абсолютно не с руки наличие контроля со стороны любой власти, ему наплевать, что в магазинах Саранпауля цены в полтора раза выше среднеокружных, на прилавках нет обыкновенного лука, а на вертолет, летающий два раза в неделю, записываются за месяц…

Впрочем, хватит о грустном. Хочется верить, что власть предержащие наконец поймут, какие выгоды округу и государству даст дорога.

А нам пора спать, потому что завтра нас ждет, наконец, ЗОЛОТО…

Продолжение следует…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика