Галина Швец
Много легенд, связанных с жизнью коренных жителей нашего края ханты и манси (остяков и вогулов), дошло до нас из прошлого. Самая известная – о Золотой бабе, главном божестве, покровительнице и защитнице аборигенов от всех бед.
После покорения Югры лесных людей-язычников насильно обращали в христианскую веру. Поэтому они тайно унесли и спрятали свою богиню где-то за Уральским хребтом. До сих пор ведутся поиски Золотой бабы, но все тщетно. За многие века никому не удалось не только взглянуть на нее краешком глаза, но и определить точный маршрут ее «побега», хотя, как говорят различные исторические источники, объявлялось божество в разных местах. Впрочем, есть много сомневающихся в истинном существовании Золотой бабы даже среди ученых-краеведов и историков.
Очень интересное документальное свидетельство – свои дневники – оставил один из самых известных исследователей Кондо-Сосьвинского Приобья Константин Носилов. В конце XIX века Константин Дмитриевич изучал религию, быт и фольклор аборигенов. Он утверждал, что точная серебряная копия знаменитой Золотой бабы долгое время хранилась в вогульском селении Ямнель-пауль, недалеко от озера Арантур.
Исследователь долго жил в селении Оронтур-пауль, стоявшем на берегу озера у реки Конды. Зимой, по льду к Носилову часто приходил в гости слепой старик Савва. Он-то и рассказал, что в верховьях Конды, на расстоянии одного дня хода на лыжах от Оронтур-пауля, у одного из старейших ямнельских вогулов хранится фигурка Серебряной женщины. Отлита она в точности по золотому оригиналу и так же свято почитается таежным народом.
Савва бывал на праздниках и поклонениях Серебряной бабе. Носилов очень подробно записал его рассказ: «На праздник к ней собирался народ. Наедут в Ямнель-пауль, наберут оленей, навезут ей серебра, парчи, шелку, соболей, черно-бурых лисиц. Нашьют ей бабы одежды разной, изукрасят ее всякими дорогими вещами, поставят перед ней серебряные тарелочки с кровью и мясом и кланяются, просят… И она помогала промышленникам, посылала и соболя, и лосей, и бобра, и белку».
Каждый абориген стремился единолично обладать божеством. Это желание толкало людей на неправедные поступки. Соплеменники крали и выкупали Серебряную бабу друг у друга в надежде на то, что она даст им здоровых детей, богатую охоту и рыбалку. Но богиня всегда возвращалась к своему хозяину – старейшему и последнему жителю Ямнель-пауля. Теперь, как рассказывал Савва, старый вогул не расстается с идолом ни днем, ни ночью, в юрту к себе никого не пускает. Берет божество с собой даже на охоту, прячет завернутую в шелковый платок Бабу в мешочек из молодого лосиного уха.
Мечтал Носилов опередить людей алчных, из приезжих, которые охотились за древним божеством вогулов из-за наживы и видели в ней только слиток драгоценного металла: «Было бы крайне любопытно достать в наши этнографические музеи… «серебряную бабу»… вместо того, чтобы она была украдена и перелита каким-нибудь заезжим торгашом». Стремился автор дневников увидеть вогульскую богиню, сфотографировать, посылал к хранителю божества своего молодого помощника. Но весной случилось половодье, Конда полностью залила жилище старика. Куда он переселился из Ямнель-пауля, что с ним дальше случилось – никто не знал.
Константин Носилов не сомневался в существовании копии Золотой бабы и рассказал об этом в книге «У вогулов». Она вышла на основе дневниковых записей исследователя нашего края в 1904 году в Москве.
Много воды утекло с тех пор. Озера Арантур, Пон-Тур и Ранге-Тур Кондинского речного бассейна с прилегающими к ним территориями, историческими и археологическими памятниками вошли в природный парк «Кондинские озера» окружного значения. В июне 2005 года парку исполнилось десять лет. Его сотрудники проводят экологические уроки для школьников, разрабатывают интересные экологические маршруты. Эти места привлекают тысячи людей первозданной красотой, чистейшими водами озер и тайнами, которые еще предстоит разгадать. И очень хочется верить, что до сих пор живет здесь и никогда нас не покинет Серебряная баба, что по-прежнему бережет она древнюю и прекрасную землю.