Светлана Поливанова, фото Олега Холодилова
15 июля 1944 года началась полномасштабная операция по насильному депортированию последователей так называемой «Истинно-православной церкви». Берия предлагал Сталину насильно депортировать последователей ИПЦ из 87 населенных пунктов и 538 хозяйств в Сибирь, указывалось общее число подлежащих депортации — 1 673 человека. Тогда, в 1944 году в Самарово (ныне Ханты-Мансийск) прибыл целый теплоход ссыльных последователей ИПЦ. Среди них жительница окружного центра Анна Степановна Шушунова.
«Нашу семью гоняли власти с 1919 года. В основном за веру. Отец – Степан Михайлович был репрессирован, отбывал 8-летний срок в Воркуте, всего отсидел в тюрьмах 18 лет. Мама – Анастасия Васильевна пела в церковном хоре с 12 лет. Потом была старостой. Вся ее жизнь была связана с храмом. У нас вообще все в роду пели. Пел и старший брат отца – Павел Михайлович. Рассказывали, что когда он солировал, в церкви гасли свечи и дребезжали окна. Расстрелян в 1937 году.
Старшего брата Николая, 1922 года рождения, посадили в тюрьму за то, что читал духовную литературу. Умер в тюрьме, в Мордовии. Второго брата – Василия Степановича посадили за то, что возил передачи родным в Воркуту и Красноярский край. Мама тоже претерпела заключение, отсидела два срока.
В нашей семье молились всегда. Когда закрыли церковь, собирались еще в Рязанской области, где мы жили, на молитву тайком. Придут комсомольцы с обыском. Порвут книги, которые обнаружат. Потом мама снова все книги соберет. И снова на молитву на всю ночь. А утром встанем – в сенках то кучка картошки, то крынка молока. Господь не оставлял.
Когда маму первый раз арестовали, жили с бабушкой. В 8 лет пошла по миру, так как были разутые и раздетые. Второй раз маму арестовали, когда мы были уже здесь, на Севере. Всего в нашем роду расстреляно и репрессировано 16 человек. Раскулачили, посадили, из домов повыгоняли. У матери было шестеро детей. Мы остались на улице. А всем жителям деревни наказали : если только примите и вас тоже выгоним. Мама с двумя люльками обошла за зиму всю деревню. Все боялись нас принимать.
Презирали нас с детства. Когда мой брат Андрей Степанович решил жениться, снохе многие говорили: «Зачем ты за богомола пошла замуж?» Вспоминаю, как в юности один парень решил познакомить меня с родными, а его родители, как узнали, что я верующая – так и возмутились: «лучше пусть пьяница будет, чем богомолка». Вот так и жили».
Анна Степановна отошла ко Господу. Кажется, с такими людьми уходит целая эпоха.
3 комментария “«Лучше пьяница, чем богомолка»”
БЕЗМЕРНО ГОРЬКО И БОЛЬНО!!!….
Пьяницы и завистники-доносчики добили современную деревню окончательно. Знакомо! Да и не было четкой программы правительства, в которой было бы отражено желание защитить рост фермерства в стране. Достаточно вспомнить печально известных гостей из южных краёв страны, бывших республик, которые бандитскими методами отъёма задавили в крестьянах желание выращивать пшеницу, овощи, скот. Рынок был и остаётся полностью контролируемым заслоном для изобилия дешёвых продуктов. Земля — предмет торговли и не более того. Теперь нет деревни с богатым избытком в натуральном хозяйстве, кормящие города, — есть только дачные посёлки и наблюдаются участки земли, на которых стоят огромные дома, но без приусадебных участков. Толстобрюхому огород и свинарник ни к чему, ему корт и бассейн подавай.
Благодарю автора за статью, эти примеры о стойкости в вере укрепляют дух, поддерживают, наставляют. Вот об этом надо снимать передачи и показывать по телевидению. Надо думать о здоровье души российского народа,а не показывать всякую гниль.