Фото Олега Холодилова
Так где все-таки живет Бог? В аскетической простоте старческой кельи? В веками намоленных стенах древнего монастыря? В комфортабельных покоях иерарха?
В поселке Нялинское Ханты-Мансийского района на одной из чистеньких улочек стоит такой же чистенький и уютный домик, носящий гордое имя «Молельный дом в честь первоверховных святых апостолов Петра и Павла». Самый главный здесь – староста Андрей Григорьевич Михайлюк, скромный и степенный мужчина с изборожденным морщинами лицом, в профиль очень похожий на егеря Кузьмича из «Особенностей национальной охоты». Сам Андрей Григорьевич всю жизнь до самого выхода на пенсию трудился не покладая рук, был электриком, холодильщиком, кочегаром.
Его путь к Богу, по собственному признанию, был непростым:
— Сестра давно посещала церковные службы, и однажды позвала меня с собой, — чуть глуховатым голосом рассказывает мой собеседник. – Сходил раз, другой, постепенно появился интерес к вере, и я стал воцерковляться, исповедоваться, причащаться. А в 1997 году крестился…
В 2012-м в поселке организовали православную общину, старостой по благословению благочинного отца Сергия выбрали Андрея Григорьевича, а большую помощь оказывала Галина Федоровна Калиничева. Тогда же впервые за много десятилетий организовали на Пасху крестный ход, на который если не участвовать, то полюбопытствовать пришел весь поселок. Постепенно прихожане стали собираться на молитвы то в библиотеке, то по частным домам, и здесь, в тесноте да не в обиде, постепенно пришли к мысли – им нужен свой храм.
Вообще-то церковь в Нялино была выстроена еще в далеком 1908 году. В тридцатые ее закрыли, в помещении власти устроили сначала клуб, потом склад, а в 1998 году здание вообще загадочным образом снесли. Теперь на его месте на высоком речном берегу сиротливо стоит поклонный крест.
— Неоценимую помощь оказал наш земляк, уроженец соседнего Скрипуново Григорий Николаевич Змановский (предприниматель из Ханты-Мансийска – А.Р.). Он купил под молитвенный дом вот это здание, в прошлом году провел реконструкцию, выстроил купол, обшил сайдингом, — рассказывает староста. — И в последующем нам никогда не отказывал, может быть, и со строительством иконостаса поможет…
Община возлагает большие надежды на возведение иконостаса: «если построим, то нам обещают литургию». Эх, обратиться бы нялинцам за помощью в этом богоугодном деле и к другим своим обеспеченным землякам! Например, к бывшему вице-губернатору ЯНАО, а ныне заместителю председателя правления ОАО «НОВАТЭК» Иосифу Липатьевичу Левинзону. Может быть, и откликнулся бы по старой памяти…
А пока прихожане рассчитывают только на свои силы, да участие главы поселения Валерия Коптяева. «Стараемся своими силами» — вздыхает Михайлюк. Народу на воскресные службы приходит немного, постоянных – около десяти человек, причем, подавляющее большинство – женщины, а Андрей Григорьевич – чуть ли не единственный представитель сильной половины. «Мужики стесняются…» — признается он.
Многое лежит на плечах самого старосты. Он и дорожки от снега зимой почистит, и картошку на приусадебном участке посадит. Урожай потом продает, а деньги – все, до копеечки — вносит на нужды молитвенного дома. А они по местным меркам немаленькие – одно только отопление «съедает» до 8 тысяч рубликов из и без того пустой кассы общины. Уголек нынче дорог…
Кстати, по словам Андрея Григорьевича, в одном из магазинов поселка они установили ящик для пожертвований, и в нем регулярно появляются кое-какие деньги: «Видимо, некоторые односельчане сюда, к нам, на молитвы не ходят, а там пожертвования оставляют…»
На вопрос о наличии мечты Михайлюк улыбается: звонницу бы сделать и иконостас поставить – вот и ладно. Кстати, после появления в Нялинском молитвенного дома местные жители принесли туда пять икон из Скрипуновской церкви. Они укрыли их в тот момент, когда безбожники разрушали храм, сохранили в целости и передали прихожанам. Сейчас эти реликвии, перед которыми молились еще наши прадеды, стоят у стеночки. Некоторым требуется реставрация, на которую опять же нету денег…
Так зачем выбиваются из сил эти несколько человек в далеком поселке Нялинском, колготясь с общинными проблемами? Стоит ли овчинка выделки, ведь верить в Господа можно и у себя в избе, достаточно молиться перед сном да стараться не грешить?
Михайлюк отвечает словами из Библии: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…»
Так где все-таки живет Бог?..
2015
Мысль на тему “«Там Я посреди них…»”
Очень за душу берет твой материал, Андрей! И будет нам по вере нашей…