Лидия Завьялова gahmao.ru
Аленева, Оленево, Оленевская, Манойло, Мануйловская, Мануйлово – это все названия одного поселения, находившегося в 22 км от Ханты-Мансийска и канувшего в лету в 70-е годы 20-го столетия…
Проживание жителей с фамилией Оленевы (Аленевы) в деревне дает повод говорить о том, что именно эти поселенцы были ее основателями. Второе название населенного пункта, с которым и ушла деревня в небытие, по всей вероятности, связано с именем Мануйла, также принадлежащее представителю рода Оленевых.
Одно из первых упоминаний о деревне обнаружено в Третьей ревизской сказке 1763 г., находящейся в Российском Государственном архиве древних актов в Москве. Во «вновь поселенной деревне Аленевой», как первоначально называлась деревня, проживало 3 семьи численностью 18 чел. и возглавляли их: «Герасим Мануйлов сын Аленев, Иван Мануйлов сын Кузнецов, Федор Данилов сын Губин». В «Списке населенных пунктов Российской империи» по сведениям 1868-1869 гг. в Тобольской губернии значится д. Оленева (Мануйло), при р. Иртыш, в 23 дворах которой проживало 70 чел. Крестьяне деревни принимали активное участие в благотворительных делах. Так, в регистре Самаровского Волостного правления от августа 1808 г. среди крестьян с. Самаровского и деревень Самаровской волости значатся и жители д. Оленевой, она же Манойлова, внесшие на постройку каменной Самаровской Покровской церкви 79 руб.
Согласно «Справочной книге Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года» в д. Оленевой находилась часовня, которая относилась к приходу Самаровской Покровской церкви. В 1923 году с образованием Самаровского района церкви и часовни начали передавать в бессрочное бесплатное пользование верующим. Подобная процедура была заключена и с верующими, посещающими Ильинскую часовню в д. Мануйловской. В 1938 г. в связи с требованиями колхозников Мануйловского колхоза «Искра» – закрыть часовню и отдать под культурное учреждение, президиум Самаровского сельского Совета посчитал целесообразным «часовню закрыть и передать под избу-читальню».
В 1930 г. в деревне был организован колхоз «Искра». Постановлением президиума Остяко-Вогульского окрисполкома от 15 октября 1934 г. «О состоянии Мануйловского колхоза «Искра» было отмечено, что «за два года своей работы [колхоз] встал в ряды передовых колхозов Самаровского района. Но с 1933 года работа колхоза резко ухудшилась. Вследствие ослабления классовой бдительности в колхозе, в состав правления колхоза проникли кулаки и жулики, которые поставили своей задачей дезорганизовать колхозное производство. В январе 1934 г. кулацкое руководство было отдано под суд, после чего вышли из колхоза и выехали из Мануйлово одиннадцать хозяйств (летуны)».
По сведениям учета населения по Самаровскому поселковому совету, в составе которого находилось Мануйлово, на 1 января 1935 года в деревне проживало 203 чел. в 59 хозяйствах (45 хозяйств колхозников, 13 – единоличников, 1 – кулацкое).
Похозяйственная книга д. Мануйлово на 1944-1946 гг. дает нам представление о семьях, населяющих деревню в этот период: Миеловы, Шаламовы, Кузнецовы, Оленевы, Губины, Змановские, Скрипуновы, Алексеевы, Крыловы, Суханины, Коневы, Поповы, Корепановы, Пуртовы, Доронины, Ждановы, Лаптевы, Башмаковы, Завьяловы, Андреевы, Кайгородовы, Пронович, Сумкины, Павлушевы. А появлению калмыков среди русского населения на территории Самаровского района способствовала операция «Улусы» (1 декабря 1943 г.), которая была проведена на основании Постановления СНК СССР «О выселении калмыков в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области». Так в Мануйлово появились Гайдуковы, Качановы, Сукеевы, Мускины, Кубановы, Улюмжеевы.
Предположительно в 1951-52 гг. колхоз «Искра» был объединен с колхозом «Крупный колос», находившемся в д. Ярки. В связи с укрупнением и изменением был принят новый устав с сохранением наименования артели «Искра» с хозяйственным центром в д. Мануйлово. Председателем рыболовецкой артели вновь был избран Изгагин Николай Андреевич, 1922 г.р. Член КПСС, неоднократно избиравшийся депутатом Ханты-Мансийского района Совета депутатов трудящихся по Мануйловскому избирательному округу, он находился на посту председателя колхоза «Искра» 18 лет. В 1967 г. был освобожден от должности председателя колхоза по состоянию здоровья.
В период его руководства колхоз неоднократно отмечали среди передовых колхозов Самаровского района. В 1952 г. окружной исполком совета депутатов трудящихся представил к награде «За трудовую доблесть» зав. конефермой д. Мануйловой Крылова Ивана Васильевича, как получившего и вырастившего в 1951 г. от 21 конематки 19 жеребят. В 1953 г. рыболовецкая артель Самаровского района «Искра» была утверждена кандидатом в участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве .
Большую помощь оказывали колхозу и ребята местной школы, которым было по 14-15 лет. В 1958 году правлением колхоза за достигнутые успехи в колхозном производстве были премированы учащиеся: Алексеев Валентин – рубашкой-тенниской, Шаламов Миша и Калугин Коля – отрезом на брюки, Семенов Владимир, Малюгин Коля и Кузнецов Коля – штапельной рубашкой, Калинина Нина и Завьялова Нюра – отрезом на платье, Изгагин Саша – отрезом на рубашку.
Колхоз добывал рыбу (по отчетам значится крупный и мелкий частик, красная рыба), развивал животноводство (коровы, свиньи, лошади), разводил черно-бурых лисиц и кур-несушек, возделывал овес, пшеницу, овощи, озимые и занимался извозом (перевозка лошадьми грузов и пассажиров).
Корреспондент газеты «Ленинская правда» Г. Скрипунов писал в 1961 году: «Неузнаваемо изменился облик селения за годы Советской власти. Сейчас здесь начальная школа, медицинский пункт, стационарная киноустановка, библиотека, клуб. Колхоз имеет собственную электростанцию и радиоузел. <…> В текущем году мануйловцы первыми в районе завершили годовой план вылова рыбы. Исключительно хорошо вел промысел Георгий Ефимович Завьялов. Молодежи есть с кого брать пример».
Решением № 309 исполкома Тюменского областного Совета депутатов трудящихся от 9 июля 1956 г. Самаровский и Базьяновский сельские Советы были объединены в один – Базьяновский совет, куда вошли населенные пункты – Базьяны, Ярки, Добрино, Мануйлово, Чага.
В январе 1969 г. на общем собрании рыболовецкого колхоза «Искра» д. Мануйлово было принято решение объединиться с колхозом «Рассвет» с. Базьяны.
Школа в Мануйлово была открыта в январе 1921 года. Но еще в 1913 г. в деревне действовала передвижная школа Министерства народного просвещения. Такие школы были рассчитаны на обучение детей в небольших селениях, с числом жителей от 100 до 300 душ обоего пола. Прием в передвижные школы производился только один раз в 2 года при одной группе учеников, что давало возможность в двухгодичный срок обучить детей основам школьных знаний.
Учащая (учительница) Мануйловской школы 1 ступени Вакарина (имя не указано. – Л.З.), выступая 14 февраля 1921 г. в числе 9 участников на волостном съезде учащих Самаровской волости, отмечала, что «вновь открытая Мануйловская школа начала свою жизнь после Рождества. Помещение довольно приличное, отношение населения доброжелательное. Учеников 19 чел. Крупных неприятностей по поводу снятия икон в школе не было (такие неприятности отмечались учащими Третьяковой (Чучелинская школа) и Лыткиной (Шапшинская). Дрова доставляются аккуратно».
Согласно акта о состоянии работы Мануйловской школы от 7-8 декабря 1930 г., школа 1 ступени обслуживала одно селение – Мануйлово, имеющее 212 чел. народонаселения русской национальности. Детей в возрасте 8-11 лет – 18 чел. В приспособленном под школу кулацком доме размещался класс и кухня. Для нормальной учебы не хватало школьной доски, счетов, часов. Состав учеников характеризовался следующими данными: мальчики – 12, девочки – 13, по социальному положению: бедняки – 19, середняки – 6, возраст детей от 8 до 15 лет. На этот период в школе была уже создана пионерская и комсомольская организация (пионеров – 4, комсомольцев – 1). Школу возглавляла Кайгородова Анна Михайловна, 1907 г.р., с образованием, полученным в педтехникуме, член ВЛКСМ.
В конце 1960-х г. все чаще и чаще Ханты-Мансийский окружной отдел народного образования предлагает исполкому совета депутатов трудящихся Х-Мансийского района рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования малокомплетных школ в районе. Отмечалось, что в Мануйловской восьмилетней школе в 1966/67 учебном году обучалось 53 ученика. «Условий для работы никаких нет, жилья для учителей колхоз не выделил. Из 7 учителей только один живет в нормальных условиях (тов. Изгагина), все остальные на частных квартирах, даже вместе с хозяевами, однако исполком райсовета вопрос о реорганизации этой школы в начальную не решает». В 1972 г. в уже начальной школе осталось 7 учеников. В том же году райрыбкоопом был закрыт магазин. Еще раньше прекратило свою деятельность почтовое отделение. Не функционировала общественная баня.
Решением от 25 октября 1973 г. Тюменского областного Совета депутатов трудящихся д. Мануйлово Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского национального округа была исключена из учетных данных административно-территориального деления области, как утратившая «свое значение в связи с ликвидацией производственных предприятий и выездом всего населения».
На 1 января 1952 г. в районе существовало 78 населенных пунктов, спустя двадцать лет – 45.
На снимке: мануйловские доярки, 60-е годы