Трое суток провели журналисты окружных СМИ в гостях у жителей одного из самых отдаленных и колоритных национальных поселков Югры – Нумто Белоярского района. Сегодня мы начинаем публиковать отчет о встречах с хорошими людьми и незабываемых впечатлениях, которые подарила эта поездка…
…Цивилизация закончилась на одной из ДНС «Сургутнефтегаза». Делегация, состоявшая из журналистов и представителей интеллигенции коренных малочисленных народов Севера, стала шустро менять «окраску». Вместо норковых шуб и дубленок из сумок были извлечены малицы, сахи, теплые комбинезоны, кисы и валенки. Оно и понятно – вместо комфортабельного автобуса нас ждали два десятка стареньких снегоходов с нартами и два трудяги-вездехода ГТТ. До места нашего назначения было еще сорок километров заснеженной и практически бездорожной тайги.
Забегая вперед, похвастаюсь, что только здесь я, родившийся и проживший в Сибири почти 44 года, впервые увидел северное сияние. Дух захватывает при виде этого роскошного, величественного, поистине космического действия. С ним не сравнятся представления цирка дю Солей, Копперфильда, Киркорова и Жириновского вместе взятых. Это просто надо видеть…
«Белому человеку» всегда хочется полной ложкой «хапнуть экзотики». Стоит ли удивляться, что при выборе места ночлега журналисты «Югра-Информ», ТРК «Югра» и «Югории» остановились на брезентовом чуме, который в числе семи других установили в полукилометре от поселка. Мы напились чаю, улеглись на дощатый пол, пожелали спокойной ночи гостеприимным хозяевам и уснули.
Проснулся я в кромешной темноте от жуткого холода, открыл глаза и с недоумением уставился в звездное небо. Мешковину в центре чума оторвало порывом ветра, на скрюченные фигуры коллег падал снег, дырявая печка давно погасла… До утра пришлось стоять на ногах и «кормить» очаг дровами, чтобы нежные журналистские организмы не окочурились на морозе. В ту ночь, оказывается, было минус двадцать пять…
На снимке: вот так в Югре спит цвет местной журналистики…
Утром все улицы Нумто (числом две) испытывали непривычный для себя ажиотаж. Во всех направлениях сновали «Бураны» и оленьи упряжки, на которых красовались отчаянные смуглые наездники, сверху раздавался рокот вертолетов. Высаживался десант ямальских друзей, среди которых был и Сергей Харючи, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В поселке должна была пройти встреча родов коренных народов Севера и совместный обряд на озере Нумто.
Вот и священный остров, залитый светом слепящего мартовского солнышка. Повсюду на деревьях развеваются лоскутки, платки, ленточки – подношения местных жителей своим божествам. Мы, приезжие, стараемся излишне не любопытствовать и не раздражать – ни духов, ни аборигенов. Мы здесь всего лишь гости…
А хозяева тем временем сноровисто готовились к обряду, разжигали костер, подвезли семь жертвенных оленей. Последние безропотно ждали своей участи. С точки зрения испорченного цивилизацией обывателя их, конечно, жалко. Но кто мы такие, чтобы судить о «правильности» обычая, которого придерживались сотни поколений ханты и ненцев? Какое имеем право лезть в чужой монастырь со своей моралью?
Не буду я описывать сам обряд поклонения божествам аборигенов. Достаточно сказать, что рокот бубна, камлание шамана, гортанные крики участников создавали неповторимую и таинственную атмосферу. А когда над толпой вдруг показалась пара хрипло каркающих воронов и взвихрилась метель, то по спине предательски скользнули мурашки. Нас предупредили, что если во время заклания поднимется ветер или пойдет снег, значит, жертва благосклонно принята духами…
2012