«Сталинская трибуна», 25.5.41
Деревня Слушка, Филинского Совета, Самаровского района, стоит на берегу реки Иртыша. С другой стороны деревни проходит протока, так называемая старица Летней речки. В царское время Слушка была окружена зарослями тальника да ольховника. Пока не подойдешь к деревне за 100 метров, не увидишь ни одного дома.
До революции население деревни жило бедно. Часто купцы и кулаки из соседних сел издевались над крестьянами. компрометировали их. Кулачество даже дало прозвище беднякам д. Слушки. Слушкинцев называли «зайцами» отчасти за их забитость, отчасти потому, что деревня-то находилась в зарослях.
После Великой Октябрьской социалистической революции почти до 1932 года малосознательная часть колхозников Филинского Совета продолжала называть слушкинцев «зайцами». Получалось это, может быть, от того, что в Слушке не было колхоза.
В 1932 году со старым прозвищем было покончено. В деревне Слушка была организована промысловая артель.
Правление артели возглавлял П.Ф. Никуров — его называли председателем артели. Однако с первых дней жизнь в коллективе как-то не клеилась. Каждый член артели имел свою, маленькую полоску земли. Обрабатывалась земля плохо — колесянками, да сохами. Засевались клочки земли некондиционными семенами, боронились примитивными боронами, с деревянными зубьями. От такой обработки земля захламлялась и не давала хороших урожаев. Нехватало лошадей. много тратилось лишнего труда на сооружение изгородей вокруг отрезанных каждому двору клочков земли.
Члены артели решили иначе построить свою жизнь и перешли на устав сельскохозяйственной артели. Колхоз свой они назвали «Третья Пятилетка».
В колхозе объединились 19 хозяйств. Первые 2 года работа в общественном, хозяйстве, была организована плохо, так как бывший председатель правления колхоза И.Ф. Никуров бездельничал и увлекался пьянством. Слушкинские колхозники решили снять с работы Никурова И.Ф. и вместо него избрали Тихона Андреевича Никурова, который взялся за дело по-большевистски. С этого момента хозяйство колхоза быстро стало рости.
Если в 1938 году в колхозе «Третья Пятилетки» было 12 лошадей и 2 дойные коровы, то сейчас только полеводство обслуживают 19 лошадей, а продуктивное стадо от 2 голов возросло до 36 вместе с молодняком. Сейчас в среднем на каждый колхозный двор приходится по 2 головы крупного рогатого скота в обобществленном стаде и не менее 2 голов разного скота в личном пользовании. Колхоз купил породистого быка за 1 000 рублей и подыскивает племенного жеребца.
В 1940 году колхоз сеял более 40 гектаров зерновых, выполнил план сенозаготовок несмотря на то, что труд на сеноуборке был не механизирован. Своевременно здесь был снят высокий урожай зерновых, овощей, льна и конопли. Осенью 1940 года технические культуры полностью обработаны и колхоз обеспечил себя сырьем для мешкотары и веревок. Для посева 1941 года отобраны лучшие семена. Для посевной было оставлено самое лучшее сено и засыпан кормовой овес. На доходы от сельского хозяйства колхозом приобретены конные грабли и другие сельскохозяйственные. машины. Для постройки складов заготовлено 300 бревен.
В прошлом году колхоз «Третья пятилетка» получил урожай от 18 до 22 центнеров с га, 50 процентов урожая продано государству, с осени полностью созданы все колхозные фонды и по 3 килограмма зерновых выдано на каждый трудодень колхозникам.
В текущем году колхоз «Третья пятилетка» засеет зерновыми 60 гектаров, при чем собственными силами, без помощи МТС. тракторы которой нужны для работ на полях более крупных колхозов.
В колхозе «Третья Пятилетка» крепнет колективное хозяйство и колхозники становятся зажиточными. Такая жизнь создана потому, что Советская власть указала крестьянам верный путь — путь колхозов. Крепнет в этом колхозе общественное хозяйство еще и потому, что все колхозники дружно и честно работают во всех отраслях колхозного производства. Все трудоспособные, в том числе председатель колхоза и счетовод днем заняты на физической работе. Правление колхоза управленческую работу выполняет вечером.
Мы желали бы только одного, чтобы все колхозы Ханты-Мансийского округа укреплялись также быстро, как укрепляется маленький колхоз «Третья пятилетка», чтобы все колхозники Ханты-Мансийского округа, на основе честного труда в общественном хозяйстве, быстрей превращались в зажиточных колхозников.
А. Кузнецов