Наконец-то вышел в прокат столь ожидаемый югорчанами «Тобол». Еще бы – наш, сибирский сюжет, наш, «югорский» продюсер – Олег Урушев, снимали у нас, в Тобольске, наконец на наши, северные деньги – см. список инвесторов-рекламодателей. Плюс – звон клинков и колоколов, скрип весел и седел, блеск золота и девичьих глаз. Короче – полный «фарш», пора бежать за билетами…
Начну, как водится, с хорошего. Приятно поразил размах декораций и качество реквизита. Вот уж чего-чего, а ощущения «малобюджетности» картина не оставляет. Если уж заявлена сцена на верфи, то с экрана ощутимо несет смолой и свежей стружкой, если появляется орда кочевников, то Батый запросто мобилизовал бы любого артиста из массовки. Каждый мелкий элемент в сбруе, одежде, интерьере, оружии вызывает доверие своей исторической правдивостью.
Убедительна игра всего актерского состава. Конечно, привлекает внимание могучий и строптивый Ремезов в исполнении Дмитрия Назарова, великолепен сиятельный ворюга Гагарин (Евгений Дятлов), колоритен дикий Онхудай (Еркебулан Даиров), а не слишком-то позитивный имидж Петра I всерьез укрепил Дмитрий Дюжев своей харизмой. Отдельный респект следует выразить Андрею Бурковскому за роль шведского пленного Йохана Рената.
Приятно то, что какая-то съемочная группа наконец-то выехала за пределы московской кольцевой, более того – выбралась аж за Урал. Наверняка многих столичных жителей, которые пойдут на это кино, ждут потрясения – они впервые узнают о существовании Тобольска, Джунгарии, да и Ремезова с Гагариным. Тем более что стараниями декораторов Сибирь получилась красочная и привлекательная – впрочем, об этом я уже говорил.
Теперь позволю себе немножко попридираться и поискать в «Тоболе» «киноблох», а их там хватает – как-никак XVIII век, антисанитария, никакого тебе «Доместоса»…
Во-первых, убила сцена ловли рыбы в верховьях Иртыша. Толпа русских солдат плещется на мелководье и голыми руками то и дело выдергивает из-под ног здоровенных стерлядей. Без комментариев.
Во-вторых, знатно удивила сцена отправки обоза из Тобольска в осажденную джунгарами Кару. Десятки саней, нагруженных гвоздями, порохом и мукой начинают движение – и на всем обозримом пространстве ни одной заводной (грубо говоря, запасной) лошади, и ни одних саней с сеном! А впереди – как минимум месячное путешествие по зимней степи, где любой клочок прошлогодней травы скрыт под полуметровым слоем снега! Сразу видно, что создатели фильма имеют самое поверхностное представление о передвижении на лошадях.
В-третьих, позабавили батальные сцены. Нет, сняты они динамично и красиво, вот только некоторые моменты как-то сомнительны с исторической точки зрения. Странно, например, видеть степняков-скотоводов, метко пуляющих стрелы в тот момент, когда их подбрасывают на растянутых шкурах боевые товарищи, ни дать, ни взять – чертики из табакерки. Еще одно ноу-хау: монгольские «ниндзя» со скоростью Спайдермена карабкаются по ледяной стене с помощью… собачьих (волчьих?) черепов…
Впрочем, чего только не случается на свете, к тому же толика здоровой и веселой фантазии только украшает любое игровое кино. Как и весомая жменя крепко сколоченного патриотизма, которым проникнут весь фильм. Судите сами – в нем нет ни одного(!) полноценного русского негодяя – один только вороватый, но смелый и находчивый князь Гагарин. Зато все иностранцы – просто средоточие смертных грехов. Монголы (джунгары) – коварные и жестокие, швед – дважды предатель, немка – изменщица, ее муж – проклятый дебошир и алкаш. Как тут не полюбить Россию-матушку!
В общем и целом фильм не разочаровал, но и не оставил в сердце сладкого «послевкусия». Получилось добротное средненькое кино, которое не заставляет шибко задумываться, впрочем, как и жалеть о потраченных деньгах.