Затерялась когда-то в лесах Ханты-Мансийского района небольшая деревенька с необычным названием Заводные.
Из воспоминаний Уваровой (Нестеровой) Людмилы Александровны.
«Моя мать Нестерова Мария Андреевна родилась в 1927 г. в деревне Заводные Самаровского района. По рассказам мамы, деревня Заводные была большой, она расположена на правом берегу реки Иртыш на высоком месте, где вода образовала заводи. Может быть, поэтому так назвали деревню. На краю деревни, в сторону села Батово, было три хороших добротных дома, построенных из кругляка. В этих домах жили коренные жители, тогда их называли остяки, по фамилии Онины. Дед Сано Онин был седой крепкий старик. Летом он ходил босиком, с посохом-палкой. Зимой часто ходил без головного убора, без рукавиц. В свои былые годы убивал медведей, пушнину, ловил рыбу.
В середине деревни стояло несколько тоже добротных домов. Зимой через деревню шли конные обозы с грузом, деревня Заводные была местом отдыха. Здесь кормили коней, меняли почту, даже брали попутчиков до Самарово. За деревней, по другую сторону от Иртыша, раскинулись поля. В Заводных в ХХ в. выращивали пшеницу, табак, высаживали картофель. За деревней у полей стояла сушилка, где сушили зерно. Батово и Заводные состояли в одном богатом колхозе имени М.И. Калинина. В колхозе сеяли рожь, овес, овощи, подсолнечник и разные овощи. Особенно колхоз славился своими знаменитыми лошадями. Даже в Москву на ВДНХ их возили. В конце 1950-х гг. председателем колхоза был Пузин Георгий Николаевич. Его наградили орденом Ленина в начале 1960-х гг., за которым он ездил в Москву. Жители-крестьяне отличались великим трудолюбием, держали большие подворья и много скота. С 1953 г. мы один год жили в Заводных. Это была еще хорошая богатая деревня. В колхозе была своя кузница, скотные дворы, птичник-курятник, свинарник, молоканка, сушилка. Колхозники работали круглый год.
Деревня Заводные находилась в живописном месте. Недалеко от дома Пузиных находился березовый лес, а в нем чистое озеро. Вода в нем была настолько прозрачна, что видно было плавающую рыбу. Возле этого озера паслись стада коров, хотя плетень отделял луг от озера. Озеро звалось Бычье.
В нашем поселении живут люди, жизнь которых связана в какой-то степени с той красивой забытой деревней. Это бывшие жители деревеньки: Першины, Флусовы, Сотниковы. Как и везде по стране, в послереволюционное время школы находились в добротных купеческих домах. В Заводных школа стояла в центре деревни, в ней обучались дети с 1 по 4 классы, потом уезжали учиться в Батово, в интернат.
В 1961 г. началось укрупнение колхозов в совхозы. Люди стали переезжать в такие поселения, как Батово, Сибирский, Цингалы, Правдинск, Луговской. Были закрыты поселения людей: Кировский, Заводные, Сотник, Саргачи, позднее деревня Чембакчино, Реполовские Юрты».
Вспоминает В.Г. Младенцева (Флусова): «Наша семья приехала в деревню Заводные из г. Норильска в 1961 г. Производство в колхозе имени М.И. Калинина было представлено животноводческой фермой и конефермой, тоннами сдавали выращенный на полях картофель. Жители Заводных жили дружно, сами высаживали много картофеля на личных огородах, держали скот.
Дети собирали и сдавали в совхоз «Реполовский» золу, а также соревновались по сбору макулатуры, шкур животных и конского волоса. Деревенский клуб располагался в церкви, которая находилась на самом высоком месте. Батюшкой был дед З.А. Козиной (Першиной), которого звали Власов Иван. В клубе были две большие печки. Когда церковь разоряли, бабушки прятали на чердаках иконы. Наша соседка Софонова Анна Абрамовна имела богатый иконостас. Однажды мы с ребятишками забрались на чердак за вялеными чебаками, а там увидели большую красивую икону. Вначале мы все замерли, а затем кубарем скатились с соседского чердака. У нашей бабушки Лизы тоже икона была, на ней изображен Иисус Христос с двумя архангелами.
Когда в 1960-х гг. приезжие строители ремонтировали клуб, то под сценой нашли крест золотой и сдали его государству и получили причитающееся вознаграждение.
Во время «большой воды» дети находили зеркала, бусы, старинные монеты.
Деревня была большой (около 200 человек здесь проживало), с трех сторон ее окружала тайга. По улицам бегали зайцы, даже приходили лисы в деревню. В лесу было много ягод, грибов. Однажды охотники привезли из малинника медвежат, которые потом сидели на цепи.
Праздники всегда отмечали на берегу, взрослые и дети веселились на качелях, пели песни под гармошку. В этой уютной деревеньке были даже большие качели для взрослых людей».
До 1968 г. свет включали на станции вечерами на 3-4 часа, люди жили с лампами и фонарями. Потом свет стал гореть постоянно. Но в 1970 г. сначала закрыли школу, потом магазин, затем телятник. Жители деревни стали уезжать в Батово, Сибирский, Луговской.