«Остяко-Вогульская правда», 27.2.1939
Огромные богатства таят в себе недра Остяко-Вогульского округа: обширные луга, громадные лесные массивы, полноводные озера и реки, просторные поля, залежи торфа, каменного угля, россыпи золота, горний хрусталь, кварцевые пески, известняки и прочие богатства. Все это пока что не освоено.
Сенокосные угодия дают предпосылки для увеличения молочно-мясного хозяйства, роста поголовья скота, улучшения его пород.
Лесные массивы, составляющие 60 процентов лесного хозяйства Омской области, предвещают возникновение крупного центра деревообрабатывающей и лесохимической промышленности в одном из районов нашего округа. Эта отрасль хозяйства может и должна дать строительный лес, целлюлозу, бумагу, картон.
Опыты Остяко-Вогульского опорного пункта показали положительные результаты выращивания зерновых культур на севере. Уже сейчас стоит задача увеличения площадей под посевы зерновых и овощных культур, создания продовольственной базы.
Добыча горного хрусталя в пределах Березовского района (Саранпаульский нацсовет) носит пока что случайный характер. В третьей пятилетке прииски горного хрусталя могут и должны стать постоянно действующим предприятием. Добыча каменного угля и золота вблизи Саранпауля предрешает вопрос о создании рудной промышленности в округе в ближайшее время.
Березовский и Ларьякский районы имеют запасы известняков, при обработке которых округ может иметь известь. Известняки и глины при специальной обработке дадут алебастр и цемент. Могут быть использованы и кварцевые пески для стекольной промышленности. Имеются все предпосылки для увеличения кирпичного производства.
Естественные силы природы в третьей пятилетке должны быть поставлены на службу человека. У нас есть дешевый и доступный способ превращения ветра в электрическую энергию. На сопках с Самарово с большим эффектом может быть построена районная ветренная электростанция.
Мало изученные и мало освоенные сырьевые рессурсы Остяко-Вогульского округа говорят о том, что округ имеет предпосылки для создания собственной технической и продовольственной базы, для производства строительных материалов и развития горно-рудной промышленности.
Создание местной продовольственно-технической базы немыслимо без улучшения транспорта, без создания новых путей сообщения. Водный транспорт в пределах рек Иртыша, Оби, и Конды не может удовлетворить растущие запросы населения. Вместе с расширением водных путей сообщения (расчистка притоков Иртыша и Оби, их углубление) назрел вопрос строительства железной дороги, и создания автомагистрали соединяющей Тобольск, Остяко-Вогульск, Сале-хард.
Даже улучшенный водный транспорт в округе не может решить судьбу создания продовольственно-технической базы в Остяко-Вогульске. Растущие потребности населения нашего округа водный транспорт в полной мере не удовлетворит. Следовательно потребуются другие виды транспорта.
Вполне возможна прокладка железной дороги из Верхней Тавды в северные округа. Необходима также прокладка и постройка автомагистрали государственного значения, связывающей Тюмень, Тобольск, Остяко-Вогульск, Сале-хард. Это пути в недалеком будущем могут стать «артериями» северных национальных округов.
Нельзя допустить, чтобы экономическая жизнь районов была оторвана от главных путей сообщения. Стало быть нужно развивать дорожное строительство низовой сети т.е. дорог районного значения. Районные автогужевые дороги должны рассматриваться, как подъездные пути к железнодорожной линии, водному транспорту и автомагистрали. Они должны быть направлены главный образом на соединение районных и окружных центров с пристанями, железнодорожными станциями и автомагистралью. Все это возможно и необходимо. Строительство дорог местной сети в районах осуществится путем трудового участия населения сельской местности.
Несмотря па огромные перспективы в развитии транспорта в нашем округе существует до сих пор бездорожье. У нас многие товарищи недооценивают роль дорожного строительства. Так, например, председатель Самаровского райисполкома т. Титов совершенно не заботится об организации технических и экономических изысканий для строительства дороги Остяко-Вогульск — Уват которая составит часть авто магистрали. Он позабыл постановление облисполкома, обязывающее окружной дорожный отдел и Самаровский райисполком произвести в 1939 году техническое и экономическое изыскание для постройки дороги Остяко-Вогульск – Уват. Попытки окрдоротдела создать комиссию из представителей райисполкома, которая обосновала бы трассу в экономическом отношении провелa бы работу с населением, остались безрезультатными. Товарищ Титов откладывает серьезную работу на будущее время, ссылаясь на отсутствие средств. Между тем Самаровский райисполком в строительстве дороги Остяко-Вогульск — Уват заинтересован больше всех.
Третья сталинская пятилетка перед партийными и советскими организациями нашего округа ставит серьезные задачи, в том числе и в области дорожного строительства. Успешное разрешение этих задач зависит от активного участия в дорожном строительстве всех хозяйственных, советских и колхозных организаций. Прежде всего они должны будут проявить инициативу в широком развитии местной промышленности, промкооперации, производстве строительных материалов, создании сети путей сообщения.
Начальник окротдела И. Смирнов. Дорожный мастер Н. Кузнецов