«Желал бы послужить пользою для края»

Валентина Патранова. Фото Олега Холодилова

1860 год. В Петербурге проходит всероссийская сельскохозяйственная выставка. Посетители с интересом разглядывают сноп озимой ржи, выращенной не на тучных черноземах Центральной России, а в далеком селе Юганском на Тобольском Севере. Вырастил рожь не губернский агроном, а священник церкви Богоявления Иоанн Яковлевич Тверитин. Шесть лет назад он занялся земледелием в широтах, где до него мало кто рисковал ставить опыты по выращиванию зерновых культур.

Усердие отца Иоанна оценили и вручили серебряную медаль выставки. Через четыре года на такой же выставке в Москве Тверитин представил ящик с колосьями озимой ржи и краткое описание своих земледельческих опытов, за что получил еще одну серебряную медаль. Через восемь лет, в 1872 году, на Политехнической выставке в Москве его наградили бронзовой медалью – это была его последняя награда. Вступив в преклонный возраст, Иоанн Яковлевич был вынужден прекратить занятия хлебопашеством, да и негде было – берег реки, где находился опытный огород, обвалился.

Заняться земледельческими опытами его заставила суровая действительность. В одном из своих отчетов за 1867 год Тверитин писал: «…Принял на себя труд открыть опыт хлебопашества, чтобы рано или поздно избавиться от дорогих цен на хлебную провизию».

Церковно-приходская школа, а теперь воскресная

Яркая фигура священника хлебороба не могла не вызвать интереса у сургутских краеведов. С 2006 года отдел краеведения историко-культурного центра «Старый Сургут», который возглавляет Валентина Пастухова, ведет исследовательскую работу по теме «История села Юганского». Поэтому вполне закономерно, что в конце 2011 года сотрудники отдела совместно с общественным Советом регионального краеведения провели краеведческие чтения на тему «Судьба сибирского подвижника», посвятив их 205-летию со дня рождения священника Юганской церкви Богоявления Иоанна Яковлевича Тверитина.

В Дом краеведа на территории ИКЦ «Старый Сургут» пришло немало желающих прикоснуться к судьбе человека, который 46 лет служил в одном храме и свыше 20 лет возделывал суровую северную ниву. Не могли пропустить это мероприятие и воспитанники православной классической гимназии – они пришли вместе с директором, священником Дмитрием Глухаревым. Также в мероприятии участвовала директор воскресной школы при храме во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» Людмила Афанасьева.

Как известно, до революции священнослужители выполняли важную социальную функцию, создавая в своих приходах церковно-приходские школы. Такой школой в селе Юганском заведовал священник Иоанн Тверитин. Изучая опыт подобных школ, некоторые современные педагоги пришли к выводу, что в нем и сегодня можно найти много полезного для формирования нравственной основы подрастающего поколения. Участникам краеведческих чтений продемонстрировали, как действует воскресная школа при храме, какие здесь изучают предметы, как дети проводят свободное время. Думаю, не у меня одной возникла мысль, что сегодня православные гимназии, воскресные школы становятся мощным заслоном на пути тех, кто растлевает детские души, культивируя эгоизм, жажду наживы, погоню за сиюминутными удовольствиями.

Дарили кафтаны и рубахи

Надо отдать должное организаторам: программу краеведческих чтений они составили так, что можно было узнать не только о священнике Тверитине как о хлеборобе, но и окунуться в прошлое села Юганского, ознакомиться с просветительской и миссионерской деятельностью русской православной церкви на севере Западной Сибири в 18-20-х веках.

С докладом «Земледельческие опыты священника-хлебороба Иоанна Тверитина» выступила председатель общественного Совета регионального краеведения Лилия Цареградская. У Тверитина была большая семья – шестеро детей, скромного жалования священника не хватало на ее содержание. Выращивание собственного хлеба было его заветной мечтой. Первый урожай священник-хлебороб собрал в 1854 году. Через год, высадив шесть пудов зерновых, получил урожай в 120 пудов. Со временем он построил даже мельницу, участвовал в выставках, писал отчеты, которые публиковались в научных журналах.

Выступивший на краеведческих чтениях Александр Андриенко вызвал интерес не только докладом об истории Юганской Богоявленской церкви, но и своей биографией. Выпускник Тобольской духовной семинарии, он после ее окончания поступил в Сургутский университет и сегодня работает специалистом управления информационной политики администрации Сургута. Как оказалось, по истории Юганской Богоявленской церкви он защитил диплом в Тобольской духовной семинарии, поэтому так хорошо знает историю храма, который, по его данным, перестраивался пять раз – в 1733,1774, 1816, 1843 и 1887 годы, а сам Иоанн Тверитин нес здесь службу с 1837 по 1883 год.

Сегодня, к сожалению, от того великолепного здания с колоколами остался только каркас – это результат планомерного уничтожения советской властью православной веры. Но как можно было уничтожать то, что несло свет и знания в самые отделенные уголки государства Российского? Говоря о просветительской, миссионерской деятельности церкви, известный в Сургуте журналист Алла Ярошко затронула тему распространения православной веры среди язычников. Миссионеры совершали регулярные объезды стойбищ. Тем, кто принимал веру, а их называли новообращенными, государство прощало ясачные недоимки прошлых лет, давало льготу на три года, им дарили казенные подарки – кафтаны, рубахи, хлеб.

Проповедникам православной веры приходилось проявлять настоящее мужество, когда на их пути вставали преграды. Алла Ярошко привела такой факт: «Однажды в мае, вскоре после ледохода, священник Стефан Тверитин, диакон Гордей Вергунов и двое остяков отплыли на лодке из Сургута к инородцам, селившимся у обских притоков Пим и Балык. В пути они попали в сильнейший шторм с дождем и снегом, но все же благополучно добрались до берега. Только за один год отец Стефан совершил шесть поездок по таежным юртам».

Есть ли у храма будущее?

А сколько интересного узнали участники краеведческих чтений от бывшей жительницы села Любови Кондаковой. В ее воспоминаниях Юган предстает самым лучшим местом на севере. Но сегодня это маленькая деревушка, где о славном прошлом напоминает лишь обветшавшее здание Богоявленской церкви. Бедственное положение храма не могло не вызвать вопроса: есть ли у него будущее? Вопрос был адресован председателю координационного совета по сохранению объектов культурного наследия на территории Сургута и Сургутского района Владимиру Домрачееву. По его словам, если еще недавно не было никакой надежды на восстановление Юганской церкви, то теперь она забрезжила. В ходе поездки губернатора округа Натальи Комаровой по Сургутскому району жители поселка Локосово, который через пять лет будет отмечать 300-летие, попросили губернатора помочь в восстановлении здешнего храма.

Дело в том, что Локосовская, как и Юганская церковь, носят не только одно название – Богоявленская, они еще и построены по одним чертежам. Если будет восстановлена одна, а для этого прежде необходимо провести большую исследовательскую работу в архивах, то тогда легче будет восстановить и другую.

Но так как власть не может вкладывать бюджетные средства в строительство и реконструкцию храмов, принадлежащих епархии, поэтому возрождаться они будут, скорее всего, как музеи-храмы.

Подготовительной работой поручено заняться историко-культурному научному центру «Барсова гора». Специалисты уже побывали в деревне Юган. Первичный осмотр здания показал, что под слоем штукатурки нет росписей, но более детальные исследования проведут весной 2012 года. Сегодня большой интерес представляет найденная недалеко от церкви могила. Существует версия, что, возможно, как раз здесь и похоронен священник Иоанн Тверитин, но она требует более детального рассмотрения. По мнению Владимира Домрачеева, если будет реконструирована церковь в Локосово и восстановлена в Югане, а в Тундрино уже восстановлена, можно говорить о «Золотом кольце» вокруг Сургута.

…Нива, которую возделывал Иоанн Тверитин, и через 150 лет дает всходы в… душах людей, неравнодушных к истории своего Отечества. Состоявшийся в историко-культурном центре «Старый Сургут» разговор о деяниях священника – это был разговор не только о прошлом, но и о настоящем – воспитании детей, нашей памяти… Жизнь Иоанна Яковлевича Тверитина, священника, хлебороба, педагога – чем не пример для подражания в наше прагматичное время?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика