«Все очень переживали за челюскинцев…»

Воспоминания Карфидовой Ангелины Павловны 

Родилась я 26 ноября 1924 года в Свердловской области, Ирбитского округа. В 1930 году, когда мне исполнилось 5 лет, семью отправили в ссылку, в Конду. К осени этого же года переселили в Тулью, и уже в 1931 году весной начали селить по оврагам на берегу озера Туман.

В 1931 году было раскорчёвано 2 га площади и началось строительство первой улицы посёлка. В этом же году начала работать начальная школа, медпункт, клуб. Все эти организации располагались в двухквартирных домах, из которых была выстроена улица. К зиме из оврагов все были переселены в дома, была очень строгая дисциплина, жили под надзором коменданта до 1954 года. В каждой квартире 3-4 семьи. Во время раскорчёвки околачивали вывороченные из земли пни. На раскорчёванной территории стали сеять зерно. К 1936 году было раскорчёвано 800 га, а к началу войны уже 1145 га, так рассказывал мой отец, который 29 лет проработал председателем колхоза в п.Лиственничный.

Осенью занятия в школах начинались с 1 октября, учеников классами отправляли по колхозам на уборочную: копать картошку, помогать на покосе, сеять в колхозе рожь, пшеницу, овёс, ячмень, горох, мак, подсолнух, коноплю. Школьники пропалывали посевы от сорняков. Помнится, как в школе все очень переживали за челюскинцев, которые в 1934 году остались на льдине, а в 1936 году прилетал один из челюскинцев. Аэродром тогда был на берегу озера Тумана. Всех учеников собрали около самолёта, с вниманием все воспитанники слушали рассказ о мужественных людях, попавших в ситуацию, о героях-лётчиках, спасавших челюскинцев. В 1943-1944гг. на озеро Туман садились гидросамолёты.

Шестой и седьмой класс я закончила в Леушинской школе. В школу ходили пешком в любую погоду. Восьмой, девятый  и десятый классы заканчивала в Нахрачах, и тоже на каникулы приходилось возвращаться домой пешком, дорога занимала три дня, ночевала на постоялых дворах.

После десятого класса один год я проработала на Леушинской метеостанции и в то же время два с половиной месяца работала в школе, заменяла учительницу Калябину, ушедшую в декретный отпуск. Одновременно работая на двух работах, совсем мало спала, очень уставала, но в школе нравилось больше, чем на метеостанции. На метеостанции были ночные дежурства с фитильком на столе, который зажигать можно было лишь на обработку данных наблюдений. Тогда я твёрдо решила перейти работать в школу.

20 декабря 1944 года меня  взяли на работу в детдом, очень быстро я подружилась со своими подопечными. До июля 1945 года в Ягодном был детский дом для ленинградских детей-блокадников, а затем на его базе было решено создать детский дом для детей-сирот. Учились ребятишки в школе очень старательно. Ленинградские воспитатели были сильные педагоги, помогали преодолевать трудности в учёбе. 9 мая 1945 года война закончилась. Ленинградскому детскому дому пришлось уехать. Детей провожала до Нахрачей, очень трогательным было расставание с детьми. Ребята махали руками, а мальчики подбрасывали вверх пилотки, пока пароход не скрылся из виду.

С каждым  рейсом парохода «Храбрый» в посёлке стали прибывать дети из разных районов. 112 ребятишек собралось в детском доме. Завуч Карфидова Мария Никитична, педагог с опытом, внушала, что в каждом ребёнке есть что-то хорошее, может какой-то талант. Воспитатель должен это рассмотреть, увидеть и помочь развиваться таланту. Осенью в детдом пришёл работать бывший фронтовик Спартак Николаевич Самолов, талантливый человек. Он организовал хороший хор, подобрав самых голосистых детей, затем пришли воспитателями фронтовики: Дмитрий Данилович Вепрев, Сергей Германович Овсянкин, Юрий Петрович Карфидов. Какие авторитеты для ребят! Директор школы, тоже фронтовик, Дмитрий Степанович Ячменёв, его ребята очень уважали. Все вместе детдомовцы выдержали все послевоенные трудности: недостатки в одежде, полуголодное питание, труд на колхозных полях.

Постепенно положение начало меняться в лучшую сторону: отменили карточки, появилась возможность кормить досыта, у каждого своя фуфайка. В 1949 году Лиственничный детдом и детский дом с Ягодного посёлка отправили в Нялинский детский дом, к г.Ханты-Мансийску.

Работая в детдоме, я и познакомилась с Юрием Петровичем Карфидовым. В сентябре 1948 году вышла замуж за Карфидова Юрия Петровича и прожили вместе мы 54 года, продолжали работать в детдоме, в школе, интернате…

В 1959 году мы переехала на опорный пункт близ п.Лиственничный. Это было общежитие для учащихся русской национальности, приехавшие с дальних посёлков, деревень, а в Леушинском интернате остались дети ханты-манси. Опорный пункт – участок Ханты-Мансийского семеноводческого хозяйства, где выращивали зерновые, овощные, фруктовые, там работали учёные по вопросам выращивания сельскохозяйственных культур в северных условиях. В 1959 году участок был передан Леушинской школе. В жилых помещениях школы разместили нашу семью Карфидовых. В 1961 году я работала в Лиственничной школе преподавала русский и литературу, а в 1962 году работала учителем начальной школы до 1980 года. С 1980 по 1983 года  работала учителем обслуживающего труда. В 1983 году ушла на заслуженный отдых.

За период трудовой деятельности вела активную общественную работу. Была председателем женсовета, и руководителем кружка вязания. За свои трудовые заслуги награждалась почётными грамотами, благодарственными письмами, имею звание и медаль «Ветеран труда», медаль «К 100-летию Ленина», «отличник народного образования», «отличник народного просвещения».

2008 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика