Покур

На фото: остяки с реки Вах

Старинное село Покур расположено на высоком берегу протоки Покур — старицы Оби. По истории села Покур известно, что в 1870 году на месте села уже существовало поселение ханты, название «Фокур» в честь ханты, срубившего первую избу. В дальнейшем — Покур.

Первые русские семьи появились в Покурских юртах с развитием пароходства в 70-80-е года ΧΙΧ века. С открытием здесь пароходной пристани возникла потребность в дровах, в так называемом швырке, от сжигания которого суда работали. Число пароходов на Оби и Иртыше быстро росло, и в 1904 году их было уже 107. Основными занятиями остяков в те годы были рыбной промысел и охота. Обской рыбой бойко торговали перекупщики на рынках Тобольска, Томска, Кунгура, на Ирбитской, Шадринской, Пинежской и других знаменитых ярмарках Сибири и Урала. Замороженная рыба с Оби поставлялась также в Москву и Санкт-Петербург.

До революции Покур оставался в стороне от крупных исторических событий. Лишь в конце ΧΙΧ — начале ΧΧ века знаменитый лесничий А.А. Дунин-Горкавич, побывавший с экспедицией в Сургутском и Ларьякском районах, в числе прочих населенных пунктов отметил и Покур. Так же, как в Майонских юртах и Ватинском выселке, его внимание привлекли плодородные чащевые кедровники, окружавшие эти поселения.

Ученый лесовод, желая привлечь местное население к земледелию, раздавал элитные семена огородных и зерновых культур. В 1909 году А.А. Дунин-Горкавич стал официально заведовать агрономическим делом в Березовском и Сургутском уездах. В состав последнего входили в те годы Покурские юрты.

В 1912 году в Покурских юртах на 17 дворов уже насчитывалось 84 жителя.

На средства, собранные жителями Покура и окрестных селений, в 1913 году была построена церковь Святой Богородицы. Освятил торжественное открытие нового храма священник И. Селихов, направленный в Покур из Тобольска.

Революция 1917 года Покура, как и многих сибирских селений, не коснулась. Но дальнейшая история села неразрывно связана с теми кровавыми историческими событиями, что происходили порой и за тысячи километров от Сибири. Первый след в его истории оставила Гражданская война. В конце мая 1918 года вспыхнул мятеж белочехов. Обской Север, именуемый также Низовским краем, оказался во власти адмирала А.В. Колчака. В июле Сургутский Совет был распущен. По воспоминаниям старожила  Крюкова Ильи Ивановича, к крутояру Покура пришвартовались суда с частями Колчака. Расстрелянных красноармейцев, которых везли с собой на баржах, похоронили тут же, на берегу возле церкви. Позднее, в 1930-е годы на месте захоронения был поставлен памятник, но не жертвам Гражданской войны, а её героям. В 1920 году после изгнания белых в Покуре был создан сельсовет в составе Локосовской волости Сургутского района. Летом того же года здесь была создана комсомольская организация.

С   увеличением населения в 1930 году в Покуре открылась начальная школа.

В 1930-е годы численность жителей Покура заметно увеличилась за счет репрессированных. Семей двадцать спецпереселенцев основали Новый Покур. За старой частью села осталось название Старый Покур, причем не только в обиходе поселян, но и в документах. В 1932 году в Новом Покуре была организована рыболовецкая артель «Вторая пятилетка». При рыбоучастке имелся свой засольный пункт, ледник, бондарная мастерская. У причала швартовались суда для мороженной рыбы. Ссыльные жили в основном в бараках, но и свои дома им строить не запрещалось. На самые тяжёлые работы ставили репрессированных. Мало кто из ссыльных избежал участи работать на лесоповале или на рыбной ловле. На лесозаготовки в основном направляли на соседние речки: Покурский Ёган, Куль-Ёган, Кирьяс, Лобановский Ёган. Зимой на лошадях свозили бревна в урьи, увязывая их в плоты, а летом плоты сбивали и сплавляли их  до Салехарда. Оттуда лес гнали на стройки ГУЛАГа.

В Старом Покуре процветал семеноводческий колхоз «Авангард». Его первым председателем был Рыбалкин Иван, проработавший один год. Следующий председатель Журавлев Иван Васильевич возглавлял колхоз 13 лет. До войны в сибирском селе распахали не одну сотню гектаров земли под зерновые и огородные культуры. Подаренные знаменитым лесничим семена дали свои результаты. Ездили покуряне в Москву на ВДНХ, с брюквой – овощевод  Шиленкова Анна Максимовна, с полевыми культурами — полевод Сорокин Владимир Ильич. Параллельно развивали животноводство, количество лошадей превышало 100 голов, разводили свиней, овец, коров. Работала маслобойня. Ловили рыбу для своих нужд.

Очередной прирост населения Покура произошел за счет депортированных в годы войны нескольких семей калмыков, финнов, а также поволжских немцев, сосланных в село в 1942 году. Жили в военные годы в Покуре и спасенные от голодной смерти блокадники Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны в селе был сборный пункт, отсюда пароходом мобилизованных везли дальше. Ныне в Покуре установлен монумент. На трех бетонных плитах высечены имена 113 павших призывников Покурского сельсовета.

В 1950-е годы и калмыки, и блокадники разъехались. Труженики-немцы с финнами прижились на чужой земле. После войны появились в Покуре и депортированные с западной Украины.

В начале 1950-х годов в Покуре начинались поиски среднеприобской нефти.

В 1961 году все сельхозартели и колхоз слили вместе и объединили в один совхоз «Покурский», а Старый Покур с Новым Покуром.

24 сентября 1976 года  Покурский сельсовет был передан из Сургутского в Нижневартовский  район.

Шли годы. Село росло и благоустраивалось, вместо старых отслуживших свой век домов, выросли новые, в том числе многоквартирные. Построены дороги и объекты  коммунального назначения, проложены инженерные сети.

Численность населения села Покур на 1 января 2015 года составляет 639 человек. Малочисленных народов Севера — 37 человек (ханты — 25, манси — 3, ненцы — 9). Число хозяйств – 223.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика