Власть. История. Город

Маленькое предисловие. По заказу Думы Ханты-Мансийска и на основе архивных документов написал работу по истории становления муниципальной власти, начиная с момента образования города (1950) и до ликвидации Советов (1993). Сегодня начинаю публиковать главы из этой работы.

Годы пятидесятые

1950 год стал отправной точкой новейшей истории Ханты-Мансийска, с того момента, когда он получил статус города. Был образован городской Совет депутатов трудящихся, исполком которого определял стратегию и тактику развития окружного центра. А самому представительному органу власти – Совету — на протяжении четырех десятков лет отводились в основном представительская и контрольная функции.

В то время и простые граждане, государственные и партийные чиновники на местах не различали эти две ветви власти. В официальных документах середины прошлого века должность руководителя города именовалась и «председатель горсовета», и «председатель исполкома горсовета».

В 1950 году председателем исполнительного комитета Ханты-Мансийского городского Совета депутатов трудящихся являлся К. Пакин, затем его сменил Василий Васильевич Кондаков (год рождения 1908, член ВКП(б), образование незаконченное высшее). Секретарем исполкома, ведавшим всей организационной работой, был И. Худяков, после него – Борщев, Ворончихина.

В 1952 году насчитывалось 8 членов исполкома Горсовета. «Всего в номенклатуру исполкома входит 12 единиц, в том числе: женщин – 4, по национальности русских – 12, членов и кандидатов ВКП(б) – 8, беспартийных – 4. По образованию: с высшим – нет, незаконченным высшим – 2, средним – 2, незаконченным средним – 1, нисшим – 7. Депутатов – 3». В 1952 году в состав городского Совета входило 35 депутатов, на следующий год – 30, поровну мужчин и женщин.

С первых дней своего существования Совет и его исполком были вынуждены оперативно решать множество насущных проблем юного города, связанных с жизнеобеспечением населения. В то время ведущим направлением экономики всего региона являлось сельское хозяйство, поэтому агропромышленные вопросы ставились во главу угла.

«Исполком городского Совета отмечает, что весенние полевые работы по колхозам города проводятся крайне неудовлетворительно, по с/хоз артели «15 лет Октября» (Еловских), «Пламя» (Черепанова) по состоянию на 19.5.1950 еще не начинали сеять. Колхоз Чкалова (Шаврин) вспохал 9 га и посеял 5 га. Такое состояние по весенней вспашке угрожает срыву сроков посева. Посевным материалом колхозы за исключением им. Чкалова не обеспечены, картофель не яровизирован, инвентарь не готов. Исполком решил: обсудить поведение председателей колхозов Еловских и Черепанова, допустивших недооценку в развертывании весенне-полевых работ, как грубую политическую ошибку, как проявление недисциплинированности к выполнению государственного мероприятия. Потребовать от Еловских, Черепанова и Шаврина коренным образом изменить отношение к сельскому хозяйству, устранить недостатки указанные в настоящем решении и обеспечить безусловное выполнение и перевыполнение плана сева, плана вспашки, подъема пара и раскарчевки в установленные сроки…»

Сегодня бытует мнение, что Югра является «зоной рискованного земледелия». А вот еще совсем недавно хантымансийцы так не считали, и делом доказывали обратное. Распоряжение исполкома горсовета 23.07.1951: «Горпищекомбинат. В целях обеспечения материально-технической базы по приемке и переработке картофеля и овощей урожая 1951 года Вам доводится план заготовки: овощей 2 тонны, капусты 4 тонны, построить овощное хранилище одно».

Тяжелое хозяйственное наследство досталось Ханты-Мансийску от предшествующих лет. Сначала была раскорчевка чащобы и хаос первостроительства 30-х годов, потом военное лихолетье, когда все силы были брошены на обеспечение фронта. И лишь сейчас дошли руки до решения бесчисленного множества вопросов по благоустройству.

«11 мая 1950 года. В целях сохранения лесонасаждения, тратуаров и других сооружений в городе, соблюдение надлежащего порядка на улицах, скверах, садах, исполком решил. Запретить производить: вырубку и подсечку деревьев, пастьбу домашнего скота на улицах, скверах, садах, стадионах и зеленых зонах города. Выбрасывания всякого рода мусора, навоза, нечистот, строительных отбросов на улицы, площади, скверы, сады города и его окрестности. Ходить по газонам (цветам), рвать цветы, ломать деревья в скверах, садах, палисадниках и зеленой зоне города. Проезд на лошадях, велосипедах, мотоциклах, катание на конках, лыжах, санках, по тратуарам, площадям, садам, скверам за исключением мест специально отведенных для этих целей. Рытье ям, конав, установку столбов, складывание строительных материалов и т.д. на улицах, площадях, скверах, стадионах без разрешения городского коммунального хозяйства. Водить рабочий рогатый скот по тратуарам, выпускать безнадзорно и выпосать на улицах, площадях, скверах, садах и стадионах».

Надо сказать, что упорную борьбу с вредителями природы местные власти вели на протяжении столетий. Так, еще в позапрошлом веке путешественники, посещавшие Самарово, отмечали: «…при выходе с пристани сейчас же бросается в глаза надпись на столбе: «Рвать шишки, ломать ветви кедров и раскладывать костры в лесу строго воспрещается» (Лыткин Н. «Путевые заметки. Село Самаровское», 1890). Столь же безуспешно шла война с безнадзорным выпасом скота – пестрые коровы преспокойно щипали траву в центре города до начала нового тысячелетия.

Необходимо отметить, что на протяжении всей истории Ханты-Мансийска озеленение являлось приоритетной задачей населения. Именно благодаря этому сегодняшний город удивляет гостей обилием тенистых парков и скверов. А начиналось все с малого: «Лесхоз тов. Агафонцеву. На основании решения IV сессии городского совета вам предлагается не позднее 10 мая заготовить и подвести саженцы деревьев, кустарников (черемуха, рябина, тополь, береза). Для чего сейчас же организовать сбор заявок от организаций и частных лиц».

Глядя на современный благоустроенный и комфортный Ханты-Мансийск, с большим трудом можно понять причины появления некоторых решений органов муниципальной власти тех лет: «Ввиду начала потайки категорически воспрещается проход тракторов по дороге улицам Ханты-Мансийской и 30-летия Советской власти, от ФАШ до Самаровского универмага без разрешения окрдоротдела и только в исключительных случаях по условиям неотложной надобности в избежание порчи дороги и искусственных сооружений, кроме того мосты на дорогах могут не выдержать груза тракторов – легко привести к аварии с машиной и разрушению мостов. Последние постройки 1938-40 годов, требуется при транспортировке груза свыше 8 тонн дополнительное подведение опор последним».

Улица Ханты-Мансийская – это современная Гагарина, а 30-летия Советской власти – Мира. Сегодня совершенно невозможно не только представить проход по ним гусеничных тракторов, но и наличие каких-то мостов под прямыми асфальтированными автотрассами…

Благодаря отсутствию других источников энергии особая роль отводилась лесу и лишь в одном его качестве – топлива. Этой теме посвящены десятки документов в архиве городских органов власти:

«6 апреля 1950 года. Исполком горсовета отмечает, что выполнение плана заготовки дров для коммунальных предприятий города идет исключительно плохо и поставлено под угрозу срыва, заготовлено вместо 6200 кубометров – 3000 кубометров. Вместо 20 человек предусмотренных планом до марта месяца работало только 8-10 человек. Исполком городского Совета решил: указать и.о. зав. отделом коммунального хозяйства тов. Савиных на отсутствие с его стороны должного контроля по заготовке дров. Потребовать в срок до 10 мая обеспечить выполнение плана заготовки дров…»

В топливе нуждались не только в присутственных местах (от окружного суда до «детской санатории»), но и в каждом частном доме, поэтому ежедневно в исполкоме приходилось разбирать такие прошения: «Ханты-Мансийск, горсовет, председателю от сирот Хозяиновых, проживающих Ленина, 26, заявление. Просим нам выписать дров 5 м3, так как с рынка покупать дрова нет возможности. Отец погиб в 1942 году, мать умерла в 1945 году, а мы живем с бабушкой, которой 70 лет, а нас 3 человека. 26.12.1950».

Надо отдать должное руководству города, которое оперативно давало согласие на отпуск дров сиротам, вдовам, инвалидам войны: «От гражданки Рукиной Анны Федоровны. Прошу председателя Ханты-Мансийского горсовета тов. Кондакова в том что я Рукина нуждаюсь в топливе дров. Прошу помочь мне выписать дров три кубометра так как зарплата моя небольшая, всего 230 рублей в месяц. Работаю дворником горжилуправления, национальность моя ханты 44 лет. Имущественное положение рабочья, живу вкомунальной квартире. Прошу не отказать моей прозьбе. 25.12.1950».

На II сессии городского совета депутатов трудящихся, состоявшейся 26 апреля 1951 года, были рассмотрены итоги «первого года жизни» молодого города. В решении указано, что за истекший период проведена значительная работа по благоустройству, отремонтированы баня №1, жилой дом по улице Энгельса, локомобиль электростанции, заменена воздушная электросеть.

Вопреки сложившемуся мнению, даже в «тоталитарные сталинские» времена депутаты местных Советов осмеливались критиковать исполнительную власть. Так, в решении сессии народные избранники отметили, что «…горисполком не принял мер к использованию отпущенных средств и выполнению всех намеченных мероприятий. Коммунальный отдел не добился высокого качества проводимых работ, слабо осуществлял технический контроль и руководство работами по строительству тратуаров, кюветов, полисадников, заборов и др. Горисполком все еще мало проявляет заботу о нуждах трудящихся, не принимает мер к снабжению населения питьевой водой, к строительству тратуаров в сильнозагрязненных местах».

Повестка дня сессий горсовета отражает все стороны жизни Ханты-Мансийска середины прошлого века. На них рассматривались такие вопросы, как успеваемость учащихся, мероприятия по предупреждению кишечных инфекций, ликвидация неграмотности и малограмотности, капитальный ремонт горбани, проведение выставки работ «местных художеств», выдача пособий многодетным и одиноким матерям, планы товарозавоза, засыпки семян и зимних агромероприятий в колхозах города, итоги переписи скота, заявления на усыновление, учреждение опеки и т.д. и т.п.

Еще одним важным направлением деятельности депутатов трудящихся было проведение многочисленных проверок. Их результаты закреплены в документах, хранящихся в архиве: «1951 года января 13 дня мы нижеподписавшиеся депутат городского совета Худяков И.Л. заместитель начальника ГПО Быков произвели выборочную проверку готовности организаций города к выезду на пожар с пожарно-техническим вооружением, проверки подвергнуты следующие организации: Горпромкомбинат, Горрыбкооп №1, Педучилище, Окрсовет, Рыбакколхозсоюз и школа юнг, в результате проверки выяснилось, что Горрыбкооп №1 к выезду на пожар с пожарно-техническим вооружением готов, остальные-же горорганизации к выезду не готовы в случае пожара. Особенно плохо обстоит дело с телефонной связью в ночное время так как у имеющихся телефонов нет дежурств, а на конных дворах где сосредоточен пожарный инвентарь совсем нет телефонов».

Внимание депутатов привлекала каждая деталь общественной жизни, способная повлечь негативные последствия для города. За безыскусными, но такими искренними строчками их «актов» и «докладных» стоит тяжелый труд, неуемная энергия, решительность и неравнодушие народных избранников:

«На лесовозе №539 в адрес Ханты-Мансийской нефтебазы из Тюмени прибыли нефтепродукты смазочные 1000 бочек. Я как депутат горсовета последним был направлен для осмотра тары прибывших нефтепродуктов. Оказалось, смазочные прибыли в деревянных и железных бочках, которые все протекают, во первых потому что они погружены на палубе железного лесовоза (лихтера) и подвергались сильному нагреванию, во вторых у железных плохие пробки и сами многие очень помяты старые, а деревянные вообще не доброкачественные и рассохлись, у многих между клепками образовались щели до милиметра и не только жидкие масла вытекают, а даже солидол и тот вытекает и палуба лихтера вся смочена смазочными, стоят лужи. При выгрузке со многих бочек слетают обручи выпадывают дна. …В результате сейчас имеются значительные потери и будут при хранении на открытых складах, так как у нефтебазы не подвалов, ни сараев нет, о чем ставлю вас в известность. Депутат горсовета И. Худяков».

В горсовет были вынуждены обращаться все инстанции и структуры, включая всесильную номенклатуру: «Ханты-Мансийский горсовет. Партийная школа просит вашего разрешения отпустить для капитального ремонта печей кирпича в количестве 4000 штук. Директор Титов».

Кстати говоря, ничто человеческое было не чуждо и партийным органам, например, необязательность коммунальных платежей: «От ст. бухгалтера горкомхоза Сидорова Л.И. докладная. Довожу до Вашего сведения, что несмотря на ряд надпоминаний о погашении дебиторской задолженности за услуги горкомхоза до сего времени задолженности непогашается лицами и организациями: окружком ВКП(б) за побелку кабинетов 445=64 задолженность 1949 года. Ключников за проживание в гостинице 168=00. Симанов за проживание в гостинице 126=00… Горком ВКП(б) за шрифты 200=00. А чем и довожу до Вашего сведения для принятия мер по взысканию. 26.02.1951»

А простые граждане видели в представительном органе единственно возможное решение всех своих бесчисленных проблем: «Председателю горсовета т. Худякову от Криванкова Владимира Прокопьевича заявление. В настоящем прошу вашего содействия в поступлении в школу ФЗО. Я желаю учиться. Но без документов не принимают. Документов, кроме трудовой книжки не имею т.к. я находился в детдоме, родителей не имею, мать Криванкова Матрена Ивановна померла в 1941 году, отец Криванков Прокопий Ефимович взят в армию в 1942 году и погиб в 1943 году. Мое свидетельство о рождении находится в колхозе деревни Ватово Сургутского района Покурского сельсовета. Поэтому прошу вашего содействия на получение временного удостоверения до получения метриков и содействия в поступлении в школу ФЗО».

Впрочем, у самого горсовета тоже хватало проблем, некоторые из которых совершенно непонятны современному жителю Ханты-Мансийска:         «Председателю Тюменского областного совета депутатов тов. Крюкову Д.Н. В связи с образованием города Ханты-Мансийска, бывшее село Самарово присоединилось к поселку Ханты-Мансийск и город увеличился протяженностью 6-7 километров. Часть учреждений находится в южной части города (бывшее Самарово) такие учреждения как горком ВКП(б), школы, детсады, пристань Нирпа, аэропорт, к/комбинат и ряд других организаций находятся от горсовета на расстоянии 6-7 км. Поэтому явилась необходимость иметь при горсовета легковую машину «Победу» или другие марки, только не Москвичку т.к. последняя имеющая в горкоме ВКП(б) не оправдала себя, при малейших дождях она не может зайти на гору. Машина нужна не только для связи с данными организациями, но и для разрешения ряда вопросов, которые приходится разрешать ежедневно, особенно с горкомом ВКП(б). Поэтому прошу Вас разрешить данный вопрос и выделить одну легковую машину для горсовета необходимости, в которой, Вы сами, убедились будучи в Ханты-Мансийске. Председатель городского совета Кондаков».

Местным властям приходилось активно заниматься не только вопросами сельского хозяйства, промышленности, лесопереработки, транспорта, связи, безопасности, но и успешно регулировать такие сферы, как мораль и нравственность:

«Председателям Горрыбкоопов №1 и №2 тт. Кайгородову и Симухину. Копии директору ДК т. Мезенину, Горкино т. Осокину, директору клуба Рыбников. Не смотря на указания торговым организациям города о недопущении продажи в буфетах культурно-просветительных учреждений спиртных напитков, столовая горрыбкоопа №1 продолжает снабжать ДК не только крепкими красными винами, но и спиртом. В результате отдельные посетители (любители выпить) приходят в буфет ДК напиваться, устраивать дебош, бьют окна, оскорбляют посетителей. Предлагается Вам ликвидировать торговлю спиртными напитками и другими не нужными товарами в буфетах ДК, Горкино и клубах. Об исполнении сообщить исполкому горсовету к 10 октября 1951».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика