Годы шестидесятые
Период «оттепели», наложивший столь глубокий отпечаток на всю историю советской России, отразился и на жизни патриархального Ханты-Мансийска, и на деятельности его городского Совета. Благодаря долетавшему из Москвы ветру перемен громче стал голос местных депутатов, сильнее их влияние на действия органов исполнительной власти.
Численность народных избранников по сравнению с предыдущим периодом немного сократилась. Так, в конце 60-х годов насчитывалось 84 депутата городского Совета, «…из них членов КПСС — 39, членов ВЛКСМ — 14, молодежи в возрасте до 30 лет – 18 человек, от 30 до 40 лет – 32 человека, свыше 40 лет – 34 человека. 66 депутатов работают в 12 постоянных комиссиях». В документах отмечено, что «Особенно активное участие принимают депутаты-коммунисты Щепеткина, Кауртаев, Понамарев, Мельбарт, Берлов, Аршинов, Шаброва, Нагина, Семин, Демешкина».
Круг вопросов, которые чаще всего становились предметом обсуждения Совета на постоянных комиссиях, был прежним: в первую очередь — благоустройство и санитарное содержание города, борьба с правонарушениями, выполнение соцобязательств, улучшение воспитательной работы среди молодежи, рациональное использование рабочего времени, укрепление трудовой дисциплины, организация горячего питания в школах, подготовка к лесозаготовкам. На заседания комиссии собирались не реже одного раза в месяц.
Чаще стали проходить и сессии Совета. Так, в 1967 году было проведено 5 сессий городского Совета. На них обсуждались такие злободневные темы, как выполнение народнохозяйственного плана развития, формирование бюджета города, выполнение мероприятий по благоустройству, укрепление социалистической законности и т.д. Только за 10 месяцев проведено 17 заседаний исполкома Горсовета, на которых рассматривались важные вопросы хозяйственного и культурного строительства.
В том, насколько быстро менялся облик Ханты-Мансийска, есть большая заслуга его представительного органа, определявшего вектор развития муниципалитета. Рядами симпатичных аккуратных двухэтажек застраивались прежние болота и урочища, появились новые микрорайоны по улице Мира в районе медучилища, СУ-20 по улице Шевченко. В 1967 году вступил в строй телецентр, новые корпуса птицефабрики, сдан в эксплуатацию масломолкомбинат, заасфальтировано 1400 погонных метров дорог и построено «с усовершенствованным покрытием» 2088 кв. метров, проложено 9 тысяч квадратных метров тротуаров, посажено 12440 деревьев. Только за три года 8-й пятилетки жилой фонд Ханты-Мансийска увеличился на 17480 квадратных метров.
Участвуя в работе постоянных комиссий, одновременно депутаты Горсовета проводили большую работу в своих избирательных округах, регулярно отчитывались перед трудящимися, внимательно выслушивали наказы, просьбы, пожелания земляков. Отличались активностью такие народные избранники, как Щепеткина, Кауртаев, Лангенбах, Яковлев, Русакова, Путилова, Грунин, Михальчук, Бисс, Бакшеева, Соколов. Большинство депутатов ответственно относились к выполнению данных избирателям наказов, часто обращались в исполком за помощью, выступали на сессиях. Среди них выделялись Шишкин, Киркича, Веденеева, Михальчук, Такбиршина.
Во все времена депутатами становились наиболее активные и неравнодушные граждане, которые стремились преобразовать к лучшему жизнь своих земляков не только посредством законотворческой деятельности. Так, в 60-е годы народные избранники принимали самое активное участие и в работе других общественных организаций, таких, как народные дружины (Берлов, Зайцев, Рыбьяков, Лыткин), товарищеские суды (Демешкина, Губина, Бакшеева), родительские комитеты, женсоветы и т.д.
Не могли они остаться в стороне от решения одной из самых сложных и многовековых проблем всего Обь-Иртышья – борьбы с последствиями паводка. Так, например, летом 1969 года депутаты Пуртов, Орлов и Лебедева приложили много сил для организации населения на устройство вала в затопляемой южной части города — Самарово. В своей последующей истории город еще не раз подвергался сильнейшим наводнениям, пока в новом тысячелетии его берега не опоясала надежная и комфортабельная набережная.
Находясь в самой гуще городской жизни, народные избранники оперативно реагировали на бесхозяйственность, волокиту, бюрократизм. Многие из них принимали самое активное участие в многочисленных проверках, рейдах и т.д. Так, например, группа депутатов в составе Гаврилова, Аршинова, Щепеткиной, Кузнецова и Лыткина тщательнейшим образом проверили общежития города. Вот что они указали в отчете:
«Проверка показала, что в общежитиях города все еще нет должного порядка. В общежитиях длительное время проживают семьи рабочих и служащих, а иногда и лица, не имеющие отношения к предприятиям, которым принадлежат общежития… Общежитие медицинского и педагогических училищ перенаселены. В общежитии СМУ треста «Рыбстрой» не создано самых элементарных условий: штукатурка обвалилась, краска на рамах окон, дверях стерлась, мебель ветхая. Начальник СМУ тов. Матюшенков А.Ф., руководство партийной и профсоюзной организации не бывают в общежитии, не интересуются тем, как живут рабочие, и как результат, здесь отсутствует дисциплина, очень часты скандалы, дебоши, пьянки. В общежитии, принадлежащем ЖКК «Тюменьгазстроя» по ул. Калинина №77 в комнатах очень грязные стены, штукатурка обваливается, из-за отсутствия дров кухня не отапливается… Воспитательная работа тут отсутствует, а потому отдельная часть молодежи ведет себя в быту не правильно, занимается пьянкой, устраивает скандалы. Лучше другие условия и воспитательная работа поставлены в общежитиях рыбокомбината, аэропорта, ПМК облРПС».
Качественные изменения, произошедшие в деятельности Горсовета, были отмечены местной исполнительной властью. Так, в одном из решений, вынесенных в декабре 1969 года, сказано: «Исполком больше стал опираться на депутатов при решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, шире использовать различные формы и методы вовлечения депутатов в работу Советов. Улучшилась работа по выполнению наказов избирателей».
Немаловажна роль исполкома, отвечавшего за обеспечение эффективной работы Горсовета. В 60-е годы была налажена постоянная учеба депутатов, регулярно проводились «депутатские часы» с приглашением руководителей и специалистов различного рода государственных подразделений и структур, совещания с председателями постоянных комиссий. Таким образом формировался особый характер ханты-мансийских депутатов – неравнодушных, компетентных, энергичных.
Им была не чужда критика и самокритика, являвшаяся средством совершенствования эффективности Горсовета. С его трибуны не раз звучали нелицеприятные замечания в адрес местного органа исполнительной власти: «В то же время исполком не до конца использует возможности работы с депутатами. Депутаты не имеют постоянного места для приема посетителей. Отчеты отдельных депутатов срываются из-за плохой организации их проведения. Работники аппарата исполкома редко посещают депутатов на производстве, мало обращают внимания на их жилищные и культурно-бытовые условия».
Характерным примером, иллюстрирующим взаимоотношения представительного и исполнительного органа городской власти, может служить открытое письмо, которое народные избранники Н. Лангенбах, Л. Пестрикова, В. Сумкина направили председателю горисполкома К.И. Табаченко 23 октября 1969 года.
«Мы, депутаты городского Совета депутатов трудящихся, пользуясь правом запроса, решили обратиться к исполкому городского Совета. В городе достаточно скважин и водовозных машин, а от избирателей поступают жалобы на плохое водоснабжение. Ведомственные скважины подают воду только в котельные. Руководители предприятий заявляют: обеспечивать население водой мы не обязаны. Ведомственные скважины можно и нужно использовать для удовлетворения нужд горожан, проживающих поблизости. Из 8 водовозных машин, имеющихся в комбинате коммунальных предприятий, работают лишь 3-4. Водоразборные колонки, особенно зимой, зачастую не работают. Неудовлетворительное снабжение города водой вызывает законное недовольство трудящихся. Мы хотим знать: когда же, наконец, будет решен этот наболевший вопрос, что делает горисполком сейчас, чтобы улучшить снабжение населения водой?»
Доставалось от депутатов и нерадивым коллегам, которые «…мало активны, на 4 сессиях выступило только 23 депутата, основная масса пассивно участвует в обсуждениях. Отдельные постоянные комиссии работают слабо».
Критика никогда не была самоцелью народных избранников, стремившихся всегда и во всем найти рациональное зерно, достичь консенсуса, добиться положительного результата. Так, например, на 3 сессии (12 созыва) городского Совета депутатов трудящихся, прошедшей в сентябре 1969 года, на повестку дня был вынесен вопрос «О состоянии и мерах по усилению борьбы с преступностью в городе».
В качестве примера слабого контроля руководителей за дисциплиной на предприятиях был назван комбинат коммунальных предприятий. Там всего лишь за 8 месяцев было совершено 235 прогулов, 12 работников побывали в медвытрезвителе, а рабочий И. посетил его четыре раза. «Как на это смотрит руководитель, депутат городского Совета А.М. Аршинов? Сообщения из милиции о пребывании работника в медицинском вытрезвителе никакой реакции в коллективе не получают. Товарищеский суд не работает, народная дружина тоже», — негодовали депутаты.
Они остро поставили вопрос об ответственности руководителей предприятий и учреждений города за состояние общественного порядка. «Было приведено немало примеров, когда администраторы проявляют заботу лишь о выполнении планов, забывая о воспитании коллектива, действуя по принципу: человек работает хорошо, а как себя ведет вне стен предприятия — мне дела нет. Так, видимо, рассуждают руководители горпромкомбината, геофизического треста, сельскохозяйственной опытной станции».
За четверть века до ЦК КПСС ханты-мансийские депутаты предпринимали шаги по борьбе с пьянством, в котором видели корень многих социальных бед: «Некоторые киоскеры в нарушение общеизвестных решений начинают торговлю спиртными напитками рано утром. Именно поэтому любители спиртного приходят на работу пьяными. Естественно, что их работоспособность низка». На сессии было сказано немало нелестных слов в адрес руководителей торговых предприятий, которые принимают на работу «лиц неблагонадежных, с запятнанной репутацией».
Интересно, что в качестве мер борьбы с алкоголизмом и хулиганством депутаты предлагали достаточно нетривиальные способы. Например, дружинникам — проводить короткие дневные рейды по предприятиям города, а осужденным за мелкое хулиганство — потрудиться на своих предприятиях «на прямых физических работах». Народные избранники призвали пресекать мелкие хищения, «…когда рабочий, уходя домой, захватывает с собой кусок доски или стекло» и потребовали от руководителей «…более жесткого отношения к нарушителям: лишать премий, льгот в получении квартир и отпусков».
Постепенно формировался демократический и цивилизованный стиль депутатской работы, уход от митинговой декларативности в сторону не всегда заметной, но крайне необходимой индивидуальной работы с гражданами. Все чаще этот факт отмечался в документах: «Депутаты Филатова, Путилова, Зельдина, Блинов проводят большую работу среди избирателей, разбирают жалобы и заявления трудящихся. Большинство депутатов являются и примером в коллективах, в которых они трудятся. Среди них можно отметить электрика облРПС В.И. Зайцева, товароведа горпищекомбината А.И. Белкину».
Большая нагрузка ложилась на членов постоянных комиссий, часто вынужденных оперативно искать решение незнакомых прежде вопросов. Стоит назвать некоторых депутатов – председателей наиболее успешно работавших комиссий: И.С. Гаврилов (по коммунальному хозяйству и благоустройству), Г.Т. Кауртаев (по торговле и общественному питанию), Н.Ф. Семин (по социалистической законности), А.Б. Лебедева (по народному образованию), И.А. Никитин (бюджетно-экономическая комиссия), В.И. Щербинин (по промышленности, транспорту и связи), В.А. Сарапульцев (по строительству и архитектуре), М.Г. Пономарев (жилищно-бытовая).
В Горсовете часто рассматривали результаты проверок, которые тщательно проводили депутаты В.И. Кашин, М.А. Яковлев, С.С. Чикирев. Такие депутаты, как Д.П. Орлов, З.А. Бакшеева, И.Б. Лебедева, А.М. Аршинов, Д.М. Шишкин, Е. Щепеткина хорошо работали по выполнению наказов избирателей. Активно участвовали в подготовке и обсуждении рассматриваемых на сессиях вопросов Кузнецов, Сердюк, Блинов, Балин, Чайкин, Рыбьяков, Ведрова и другие, ставил острые вопросы о контроле за исполнением наказов избирателей со стороны исполкома Горсовета депутат Ф.Н. Бикбулатов.
В газетах того времени часто появляются публикации о деятельности народных избранников, и крайне редко – о них самих. Вот одно из счастливых исключений – заметка о Фаине Павловне Нагиной: «Жила вдвоем с матерью в Сургуте. Трудно жили. Удалось закончить только пять классов. Началась война. Учиться дальше не пришлось, нужно было кормить больную мать. С начала и до конца войны Фаина Павловна работала рыбачкой в деревне Широково Сургутского района. Позднее вновь переехала в Сургут, училась в вечерней школе и работала в больнице санитаркой. Фаина Павловна, несмотря на возраст, успешно окончила медучилище и начала работать в Ханты-Мансийской окружной больнице медсестрой хирургического отделения. Она прошла специализацию по гипсовой технике, кроме этого, владеет всеми смежными специальностями хирургической медсестры. Пятый год Ф.П. Нагина является депутатом городского Совета. К своим депутатским обязанностям она относится очень серьезно».
Необходимо отметить, что среди депутатского корпуса в 60-е годы были как руководители предприятий, так и простые рабочие: старшая медсестра детского противотуберкулезного санатория Е.Е. Щепеткина, директор горэлектростанции М.Г. Пономарев, главврач санэпидстанции М.Г. Зельдина, расфасовщица рыбокомбината Л.3. Бисс, ов, работница горрыбкоопа М.Д. Михальчук, начальник консервного цеха Н.П. Ширнина, рабочий горпромкомбината И.С. Блинов, работница хлебопекарни 3.Б. Демешкина, заведующая поликлиникой Л.А. Пестрикова, телеграфистка узла связи В.Н. Першина, командир авиаподразделения М.П. Евстратов, продавец ОРСа пристани Н.М. Beденеева, директор КБО А.И. Савин.
Пристальное внимание Горсовет уделял такому направлению деятельности, как выполнение наказов избирателей. Например, этой теме был посвящен доклад председателя исполкома Горсовета К.И. Табаченко на 2-й (12 созыва) сессии Ханты-Мансийского городского Совета депутатов трудящихся, прошедшей 27 мая 1969 года.
В своем выступлении глава исполнительной власти отметил, что большинство наказов, данных депутатам Совета прошлого созыва, выполнено. Над осуществлением многих требований городской Совет работает, «Среди них такие, как пуск бани в южной части города к 1 ноября, строительство мясо-рыбного магазина по ул. Красной (Рознина – авт.), средней школы в районе нарсуда, городской прачечной, открытие автобусного движения в микрорайоне Иртышского отделения «Сельхозтехники» и СУ-20».
Вот такие критические замечания были высказаны на XII сессии XII созыва: плохо работают службы коммунального быта, в микрорайоне нечистоты откачивают прямо в болото; запретить проезд тракторам по улицам; запретить выдавать лесобилеты на елки для сохранения зеленой зоны; решить вопрос о переводе всех школ на водяное отопление; горпромкомбинат не изготовляет мелкие хозяйственные товары, горрыбкооп вынужден завозить их из других областей.
Далеко не всех вопросы находилось в компетенции местной власти, а потому и решение некоторых насущных проблем отложилось на десятилетия. Лишь в следующем веке у муниципалитета появилось достаточно средств и возможностей для того, чтобы превратить Ханты-Мансийск в уникальный и чудесный город.
А в 60-е годы депутаты били тревогу по поводу выполнения многих задач. На заседаниях они отмечали: «Ниже своих возможностей работают комбинат производственных предприятий, горпромкомбинат, гормолзавод. Например, горпромкомбинат план 8 месяцев выполнил всего на 86,2%. Это предприятие очень мало дает городу кирпича, пиломатериалов, товаров широкого потребления. Плохие показатели имеет нынче и комбинат бытового обслуживания, коллектив которого предоставил бытовых услуг населению всего 85,9% к плану».
Некоторые острые и неразрешимые в то время проблемы вызывают сегодня улыбку: «Серьезного упрека заслуживают связисты, несвоевременно доставляющие адресатам газеты, журналы, телеграммы, письма. Одна из жалоб, отправленная из южной части Ханты-Мансийска в северную, в горисполком, находилась в пути… девять дней».
Квартирный вопрос, перебои в торговле, сезонные погодные катаклизмы вызывали серьезную озабоченность Горсовета. И, конечно, благоустройство города. Эта тема поднималась на каждой сессии: «Захламлена территория Иртышского отделения «Сельхозтехники». Неприглядную картину представляют собой улицы Красная, Сирина, Заречная. По существу не решается такой важный вопрос, как снабжение города водой. Много денег выброшено на ветер при строительстве водопровода на улице Свердлова. Водопровод же до сих пор не работает».
Общественники грозили карами ответственным лицам за не выполнение решений, принимаемых сессиями: «Депутаты прямо заявили руководителям предприятий, что за неисполнение мероприятий по благоустройству города с них будет спрошено по строгому счету».
В 1969 году вся страна готовилась к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, не могла остаться в стороне и местная представительная власть. IV сессия городского Совета рассмотрела вопрос «О ходе выполнения социалистических обязательств», взятых к этому событию. Выступавшие в прениях депутаты говорили о том, что «трудящиеся города вносят немалый вклад в соревнование за достойную встречу славного юбилея. Коллективы промышленных предприятий города сверх восьмимесячного плана реализовали продукций на 1 млн 225 тысяч рублей, а рост реализованной продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 34,4 процента».
Успешно выполняли принятые соцобязательства рыбокомбинат, горпищекомбинат, типография, СУ-20, госпромхоз. Строители торопились сдать в эксплуатацию несколько жилых домов, хлебозавод, баню, гастроном, Дом быта, теплицы, расширялась сеть мастерских и приемных пунктов. К юбилею готовились школы, культурные и медицинские учреждения.
Город постепенно рос и становился краше.
Мысль на тему “Власть. История. Город. 60-е”
Классное время,классные люди!!!