Наше правительство давно ищет так называемые скрепы — идеи, ценности, смыслы, которые способны объединить всех россиян. В процесс их поиска вовлечены не только профессиональные «думатели» в лице политологов, идеологов, «пиарщиков», ЛОМов, общественников, журналистов, блогеров. Порассуждать на эту тему в соцсетях считает своим долгом каждый второй соотечественник.
Первый в российской истории курс официальной идеологии был озвучен в 1833 году министром народного просвещения С.С. Уваровым «Православие, Самодержавие, Народность» — как антитеза девизу Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство». Увы, но события 1917 года показали, что зерна этой идеологии были высажены в почву нашего менталитета не слишком глубоко и оказались попросту вытоптаны мозолистой ногой восставшего пролетариата.
Стараниями самодеятельных большевистских «пиарщиков» вскоре родилась новая, куда более привлекательная для народных масс мечта – построение светлого социалистического общества равных возможностей. Ради этой мечты (или в борьбе с оной) рушились и создавались государства,десятки миллионов людей по всему мирусложили головы. В конце концов в подавляющем большинстве стран отказались от социалистической доктрины (или же, если судить по Китаю, путем реформ выведя из нее нечто совершенно отличное от замыслов отцов-основателей).
С течением времени появлялись и другие идеологии разной степени привлекательности (с точки зрения масс), вменяемости и законности: анархизм, консерватизм, либерализм, расизм, национализм, шовинизм, гуманизм, феминизм и десятки «–измов» поплоше. Все они находили достаточно много своих последователей и противников, но ни одна не стала господствующей на каком-то отдельном участке матушки-Земли.
Россия не является исключением. После вакханалии 90-х государственная власть всерьез озаботилась поиском духовных скреп и нравственных начал. В качестве таковых рассматривалась, например, религия, но в силу тотального безверия, воцарившегося в результате 80-летней атеистической пропаганды, а также российской многоконфессиональности религия (мы сейчас говорим именно о государственной идеологии) отошла на второй план.
В 2012-2013 годах у нас даже прошел конкурс арт-концепций «Национальная идея России», на котором, если кто помнит, победил проект «Россия — неваляшка. Страна Ванька-встанька». По мнению его авторов, данная «динамическая скульптура» и есть символ нашего Отечества, которое не способны опрокинуть никакие невзгоды. Вот только «неваляшная» Россия никуда не движется, не способна идти и развиваться, может только упрямо вставать после пинка и замирать по стойке «смирно».
В 2016 году Президент РФ В. Путин заявил, что национальной идеей России является патриотизм: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат, и бизнес – все должны быть более эффективными. Мы работаем на страну, понимая под этим не нечто аморфное, как еще в советское время было, такая «давленка» со стороны государства – сначала страна, а потом неизвестно кто. Страна – это люди, вот в этом смысле «на страну». И другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо, она есть».
Патриотизм – это хорошая идея, основательная, привлекательная, базисная, за которую легко можно выходить на Бородино, на Целину или на поиск земли Санникова. Вот только за последние десятилетия народ изменился: разочаровался, очерствел, вкусил ядовитых плодов либералистического «познания». Сердце, к сожалению, у многих поросло мягкой шерсткой, сквозь которую трудно пробиться столь нематериальным росткам, как нравственность и мораль…
Интересно, а что думают о том, какие понятия в наше рыночное и меркантильное время могут стать основой для духовного развития России и способны оказаться фундаментом консолидации общества, наши земляки? Мы поинтересовались об этом у разных людей, представляющих различные слои, возраста и социальные группы.
Мнения
Сергей Козлов, писатель:
— Национальная идея России — это сама Россия и её народ, имеющие истоки ещё задолго до той истории Древней Руси, которую мы знаем. Органично и гармонично Духом её стало Православие. Евразийское пространство обусловило весьма прочный многонациональный состав, который и является основной целью её врагов. Никаких скреп нет. Это какое-то нелепое слово. Есть швы и иногда шрамы. Есть исторические традиции и неравномерное течение истории. Просто давно всем пора понять, если несколько человек начинают носиться с какой-то политической идеей в голове, убеждая всех остальных, что они знают, как обеспечить всем светлое будущее, то носителей идеи надо, в первую очередь, проверить на одержимость, во-вторую, у психотерапевта, хотя последних самих надо чаще проверять.
С другой стороны, надо понимать, что любые потрясения кому-то выгодны, и кто-то получает с этого большие дивиденды, в то время как народ занимается самоистреблением. А всякая власть, свергнувшая предыдущую, всякий раз теряет какую-то значительную часть своей легитимности и сакральности. Говоря проще — обесценивается, какой бы народной ее не называли. Надо перестать быть красными и белыми, любыми другими, надо постоянно учиться быть русскими. И под последним словом я понимаю все этносы, всех здоровых духом людей, которые хотя бы задумываются над смыслом существования человека, семьи, народа. И — над смыслом слова Вечность…
Анатолий Корнеев, политолог:
— Случился у меня намедни спор с молодым человеком. Тема вечная – кто мы? Одинокие волки, рыскающие по жизни в поисках съедобного куска, или люди, чувствующие биение сердца живущего рядом человека и готовые протянуть ему руку помощи в трудную минуту?
Помните знаменитый девиз мушкетеров – «Один за всех и все за одного»? Молодой человек доказывал мне, что пришло время, когда эти слова следует выбросить на свалку, ибо сегодня каждый должен стоять только сам за себя. Он убеждал, что интересов общества как таковых нет, есть конкретный интерес конкретного человека и чего радиэтот человек должен думать о проблемах других?
— Вас ведь не волнует, что я влез долги по самоенемогудля того, чтобы моя семья жила по человечески? У меня ипотека. Взял кредит под бешеные проценты и чтобы их выплачивать, взял другой кредит потому, что квартиру еще нужно достроить, обставить, а жену и ребенка обуть-одеть. Вот и кувыркаюсь как могу – работаю на полторы ставки, не вижу практически ни жену, ни сына. Когда я разберусь со всеми проблемами, стану пусть не старым и немощным, но измочаленным это точно. Нужен я буду тогда жене и взрослому сыну, которые меня видели только поздно вечером? Один я кувыркаюсь со своими проблемами, и нет у меня ни с кем ничего общего!
Я задумался – может быть, прав этот молодой, но уже опутанный проблемами человек? Может быть, уже восторжествовал лозунг «цивилизованного мира» — «Человек человеку – волк»? И обратился с вопросом к «жителям» соцсетей – что же все-таки нас может объединить?
Ответы посыпались незамедлительно: «Любовь к березкам и стремление выжить»; «Чтоб не было войны»; «Ничего нас не объединяет»; «Мечта о возврате к СССР»; «Желание вернуть Социализм»; «Память. Совесть. Бессмертный Полк»; «Большинство живет по принципу «моя хата с краю». Каждый сам по себе»; «То, что не хлебом единым жив человек»; «Мировоззрение»; «Надежда, что завтра будет лучше, чем вчера»; «Нельзя жить одной надеждой, нужно прикладывать усилия, чтобы она осуществлялась»; «Единая Родина»; «Вера, надежда и любовь»; «Пофигизм»; «Чиновникофобия»; «Понимание, что только в единстве мы можем выстоять против всего мира»; «Справедливость, гуманизм и стремление к миру».
Ответы подтвердили мысли о необходимости формулирования нашей общегосударственной идеологии. Идеологии не партийной, справедливо запрещенной Конституцией страны, а той, которая объединит в одну нацию всех сто сорок миллионов россиян. У любого из нас есть цели, к которым мы стремимся. У всех они разные и по масштабам, и по дорогам, которыми идем к их достижению…
А возможно ли сформулировать одну, общую для всех граждан России, цель? По-моему, не просто возможно, а необходимо! «Мы – вместе» не просто слова. Это слова, объединяющие всех нас, с проблемами и без,с мечтами о светлом будущем и нашей общей работой ради этого самого будущего…
Без общей цели, без осознания единой целостности перспективы у нас туманны. И тогда окончательно и повсеместно восторжествует антигуманный слоган «Человек человеку – волк». А романтичный и честный лозунг «Один за всех и все за одного!» канет в Никуда…
Илья Верховский, социолог:
— Испокон века традиционной русской идеей была идея взаимопомощи, взаимовыручки. Потому что все мы друг другу — не волки, а братья, сёстры и родственники. Родина — это мать, а мы все — её дети. Русская цивилизация — это метафора огромной и дружной семьи. Где нет чужих, нет конкурентов, нет врагов. И главная русская идея: «Как же сделать, чтоб всем было хорошо?»
К сожалению, в XXI столетии жизнь изменилась слишком фундаментально. Изменился мир вокруг, изменился и внутренний мир нашего современника. Готовность годами, десятилетиями жить в балках, общежитиях, вахтах, посвятить всю свою жизнь моноидее – поиску большой нефти для великой страны, забыть про комфорт и стабильность – для кого это сейчас самое главное? В XX веке мальчишки зачитывались книгами об открытии новых земель, кругосветных плаваниях, удивительных изобретениях и фантастических путешествиях в космическом пространстве. Сейчас – кому это нужно?
Современность отвергает героев. Отвергает взаимопомощь. Ибо она мешает потреблению.Современные ценности, транслируемые в общество, так или иначе связаны с экономическим благосостоянием. И всё. Рубль. Евро. Доллар. Те ещё идеалы.
Так что, с метафорами или без, — крепкая, дружная, здоровая семья — это наша национальная идея. И это хорошая идея. Не расширение жизненного пространства, не завоевание мирового господства и мировых рынков, не организация планетарной революции или агрессивного торжества прав меньшинств во всём мире. А выстраивание политики в области охраны и защиты традиционной семьи «здесь и сейчас» – для нашего с Вами будущего.И будущего наших детей.
Дмитрий Сотников, помощник депутата городской Думы:
— Нет в России сегодня национальной идеи. Увы… Хотя наш президент, например, считает, что есть. Патриотизм. Я бы поспорил. И вот почему. В моем понимании, патриотизм — это не березка, не ленточка Георгиевская и не песни группы «Любэ». Это — жить в своей стране, вкладывать в неё все силы, чтоб дети с внуками хотели и жили в СВОЕЙ стране. Не в Париже, не в Лондоне, не на яхте стометровой в нейтральных водах, а здесь, в России. А когда иначе, когда у тех, кто патриотизм олицетворяет, в телевизоре про него много пафосно говорит, все активы и надежды — там, то это не национальная идея.
Это просто красивые слова, ритуальные заклинания и просто обман. Но многие верят, и даже истово веруют. Гремят лозунгами, сыплют буквами в ЖЖ и Вконтактиках, украшают немецкие автомобили лозунгами про деда и повторить, клеймят позором всех несогласных и прочих инакомыслящих. Для очень и очень многих предложенные сегодня скрепы, включая ту, что это злобныйОбамканам все подъезды изгадил, — вполне себе хорошо. А по мне — не очень.
Я бы хотел, чтоб национальной идеей России стали добро и справедливость. Просвещение, образование и наука. Сильная экономика и здоровье нации. Чтоб президент наш Нобелевскую премию получил. Мира… Но пока смотрим «Дом 2» и мультики про ракеты. Летаем в космос на батутах. Церквей строим в десять раз больше, чем школ и больниц. И верим. Что детям будет лучше, чем нам. В той России, которую мы им оставим.
Пенсионер, педагог на отдыхе:
— Давай только без имен, хорошо? Не всем мои мысли понравятся. Я считаю, что российское общество консолидируется лишь в одном случае – перед лицом внешнего врага, желательно, полютее и посильнее. И мы тогда сразу забудем кто чему сколько должен, отбросим все споры и обиды, возьмемся за топоры и вилы. Спервоначалу нам, как уж водится, малость накостыляют, зато потом мы раздухаримся и всех порвем: фашистов, «пиндосов», либерастов, ордынцев, экстремистов, бонопартистов – кто там еще по списку?
Я такое наблюдал на птичьем базаре. Шум, гам, ругань, бакланы меж собой дерутся, хоть святых выноси. Но едва покажется песец, сразу все дрязги – побоку, а зубастого хищника встречаютклювами и ударами десятков крыльев. Все, песец бежит со всех ног в тундру, наши победили.
Так что без врагов нам никак нельзя.
Нина Наскидашвили, журналист:
— Про национальную идею. Я себя спросила: а что для меня национальная идея? Точнее не для меня, а внутри меня: какие ценности во мне живут, из которых собственно и состоит человек – его решения, мысли, действия, поступки. Причем, стараться нужно, как в кабинете психолога – долго не думать, озвучивать то, что выталкивается сердцем в первые секунды. Старая пятиэтажка в Симферополе на улице Кирова, с балкона которой я смотрела парад с дедом. Дед мой и его альбомы фронтовые, нарисованные им самим акварельными красками. Боевые ордена и медали деда, висящие сейчас у меня на стене дома. Мама и ее голос. Еще раз мама и еще раз. Бабушка в белом халате медицинском с манометром в боковом кармашке и накрахмаленном колпаке на голове. Бессмертный полк. Каждый год. Сын мой. Море. Моя симферопольская школа №1 и лицо моей первой учительницы, стирающееся со временем, но ее высокая прическа из темных волос и строгий, спокойный тон помню.
Кто-то считает, что надпись «Спасибо деду за Победу!» на немецких машинах – «красивый жест». Не согласна абсолютно. Это и есть мааааленькая часть одной большой «национальной идеи». И это не жест, а порыв души, и какая разница сегодня — на немецких машинах или на русских. Русские автомобили тоже вполне себе в большом количестве ездят рядом, если мы про отечественный автопром…
Георгиевская ленточка — тоже. Это символы. И они очень глубоко откликаются в каждом из нас. Символы нужны человеку, на них отзывается биологическая часть его натуры. В конце концов, никуда не делся внутри нас все тот же первочеловек в набедренной повязке, заворожённо смотрящий на горящий огонь, а потом поднимающий голову в небо и …замирающий от звездного мерцания. Сначала идут инстинкты, потом эмоции, потом состоянии духа.
В какой степени вообще «национальная» идея именно «национальная»? С точки зрения, что это нечто, что объединяет нацию, весь народ? Какой народ? Русский. Чем тогда, например, ценности семьи отличаются друг от друга, если они лежат в основе русской национальной идеи и, например, немецкой национальной идеи или американской. Ничем. Значит, национальная идея, как некая осмысленная общественными и государственными институтами концепция – это все-таки часть идеологии. А за идеологию всегда отвечают специально обученные люди. Они пишут тезисы. Формулировки. Нужны мне тезисы и формулировки, когда я иду с портретом деда в Бессмертном полку? Нет.
Странно, но почему-то никто не вспоминает про русскую литературу, про произведения, которые точно воспитывают лучше, чем всякая сформулированная идеология. Русская литература, русское искусство, русский язык, хорошие учителя в школе, мама и папа, дедушка, бабушка и двор дома родного и сам дом – его атмосфера, речь, которая там звучит, музыка и книги (они вообще есть в доме? Кроме телевизора…) – вот, мне кажется, то, что делает человека и из чего он потом состоит. Только возникает новый вопрос: человек, состоящий из всего этого – он русский, или немец, или американец? По-моему все равно. Разве нет? Я вот совершенно не космополитка и не «человек мира», я русский человек, потому что говорю и думаю на русском языке. Просто я не понимаю, чем в этом случае отличаюсь от любого другого человека любой другой страны?
Моему сыну 4 года. Оказывается, каждый день случаются десятки поводов научить его хорошему и обратить его внимание на плохое. И, если игнорировать их, в спешке, суете, от усталости, от нехватки времени и т.д., то, наверное, да, потом потребуются какие-то «национальные идеи», чтобы его вразумить.
Недавно продала гитару на Авито, красную лаковую акустическую «гитару молодости». Переписывалась с молодым человеком. Еще думала: какой пылкий, увлеченный молодой человек. Сговорились. Встречаемся утром возле музыкального магазина. И ко мне подходит подросток лет 12-13 с другом. Увидел гитару, глаза вспыхнули. Протягивает мне стопку сотенных и пятисотенных. В лице – счастье. «Сам играешь?» — спрашиваю. «Да!» — отвечает, а сам глаз с нее не сводит. Побежали с другом чехол покупать. А мне так хорошо стало на душе. Потому что вот оно, наше поколение. Мне важно было знать, что эти пареньки радуются новой гитаре. И своего сына я хотела бы воспитать так, чтобы он самостоятельно реализовывал свои мечты. А не просил маму, например: «Купи гитару!».
В общем, хочется, чтобы национальная идея отличалась от национальной идеологии, потому что идеология очень похожа всегда на демагогию. И именно демагогией все так легко и смело любят заниматься, особенно, да, в соцсетях. А вот те, что с «национальной идеей» внутри живут, не торопятся рот открывать. Потому что выразить то, что внутри тебя создано и живет, руководит тобой, непросто, чтобы не соврать.
Андрей Рябов, журналист:
— А чего искать то, что давным-давно было найдено и проверено временем? Национальная идея – это то, за что умирать не страшно. Наши предки всегда легко выходили на бой за веру, за отеческую землю, за честь рода, «за други своя». Уверен, что за века ничего не изменилось. Сражаться за «демократическое общество» или «общечеловеческие ценности» может только Джон Рэмбо и только в голливудских фильмах. А чтобы умирать за какие-то понятия, надо знать, чтить и осознавать их святость. Так что вопрос со скрепами можно обсуждать лишь в разрезе освоения бюджетных средств, не более того.
Я горжусь тем регионом, где мне посчастливилось родиться. Во все века сюда ехали самые крутые, отчаянные, трудолюбивые мужики и бабы, которые сумели выжить в таких условиях, при которых Робинзон Крузо и Сайрес Смит предпочли бы совершить сэппуку. А наши предки выстояли – наперекор врагам, стихиям, собственному правительству. И дали жизнь нам с вами.
Вот она, моя личная местечковая национальная идея, за которую хоть в бой, хоть в стройотряд: Ханты-Мансийск, Югра, Сибирь и люди, их населяющие. Могилы предков. Тропы прадедов. Тепло моего домашнего очага. Счастье семьи, детей и внуков. А все остальное – шелуха и тлен.