Владимир Струсь, «Архивы Югории» №17, 2018 год
Выявляя сведения об участниках Первой мировой войны из нашего региона, мне довелось выйти на Сумкина Михаила Федоровича, уроженца с. Селиярово Самаровской волости. Не отец ли он тому предполагаемому Герою Советского Союза Сумкину Александру Михайловичу, о коем писала окружная газета «Новости Югры» в 2015 году? Предположение подтвердилось. Так я в поисках фотографии участника Первой мировой войны М.Ф. Сумкина вышел на его сына и сразу заинтересовался его судьбой, очередным «белым» пятном…
Напомним предыстории исследования. В газете «Новости Югры» от 20 августа 2015 года была опубликована заметка: «Кто они – Сумкин и Ханжиев?». Известный в округе журналист Андрей Рябов, основываясь на газетных публикациях окружной газеты «Сталинская трибуна» за 1947 года (23 февраля и 22 октября), заинтересовался судьбой нашего земляка А.М. Сумкина. В этих заметках А.М. Сумкин значился как Герой Советского Союза (не менее). Вот те на! Неучтенное лицо?!
«Наш дядя Саша был Героем!» — последовавшая следом заметка журналиста Елены Потехиной в окружной газете от 27 августа того же года, казалось бы приоткрыла завесу этой тайны… Оба журналиста приглашали читателей газеты к поиску истины и подробностей жизни героя… Так я увлекся разгадкой этой тайны.
На сегодняшний 2017 год в наших региональных изданиях об участниках Великой Отечественной войны, вышедших в 1980-2000 гг. на территории Ханты-Мансийского автономного округа, имя А.М. Сумкина нигде не упоминается. Соответственно, отсутствует и пятнадцатый бюст Героя на Алее Славы в парке Победы г. Ханты-Мансийска.
А 70 лет назад, в 1947 году, всего лишь спустя два года после Победы, его имя было на слуху. Что же случилось? Опала, немилость, недоразумение? Начал поиск с просмотра двухтомного краткого биографического словаря «Герои Советского Союза», изданного Воениздатом в 1988 году. Увы, не значится… В Интернете, в списках военнослужащих, лишенных звания Героя Советского Союза, его имя также отсутствует. С наскоку не получилось что-то узнать, пришлось пойти пошагово. Через Лыткину Веру Юрьевну, откликнувшуюся на призыв А. Рябова помочь в поиске сведений о Герое, вышел на дочь Александра Сумкина. Заручился ее моральной поддержкой и доверенностью на предоставление выявленной официальной информации по подтверждению фактов происхождения военной службы и награждении государственными наградами ее отца. Признаться, не очень-то надеясь на успех, запустил обойму запросов по центральным военным архивам.
Томительное ожидание… Бездушные отписки…
Все случилось в один день. И последняя тупиковая бюрократическая отписка… И торжество истины! Итак, 1 ноября 2016 года все встало на свои места. Прав был А. Рябов, утверждая в статье: «Иногда исторические загадки скрыты не в толще земли, а лежат на поверхности». Так и случилось… Ларчик открылся очень просто… Но, к сожалению, сенсации не случилось. И бюст пятнадцатому Герою не понадобился…
«Железобетонное» уведомление из Верховного Совета СССР шансов на чудо не оставляло (подробнее чуть позже).
Несостоятельной оказалась и версия Лыткиной Веры Юрьевны по так называемому «Жуковскому» делу (Новости Югры. – 2015. – 27 авг.): якобы вызову имущества с территории Германии и последующего лишения А. Сумкина всех наград и званий. Сохранившиеся документы самого высокого уровня и сам А. Сумкин напрочь отметают это предположение. Вероятно, Вера Юрьевна по истечении такого длительного времени могла не сориентироваться в своих тогдашних детский ощущениях…
На самом же деле произошло нелепое, досадное недоразумение, вызванное отчасти эйфорией, несовершенством и некоторым попустительством воинского учета первых послепобедных лет. И это где-то можно понять… Как ни крути, а пресловутый человеческий фактор с весов не скинешь… С фронтов возвращались сотни тысяч демобилизованных солдат… и возникало немало ситуаций и проблем с достоверностью воинского учета. Но прошло время и учет заработал так, как и положено. И в 1955 году ситуация с А.М. Сумкиным прояснилась окончательно. Но, к сожалению, по непонятным причинам никто из работников окрвоенкомата не удосужился дать разъяснения по А.М. Сумкину в местной печати. И в результате, в 2015 году, на основе заметки за 1947 год вновь выплыла тема Героя.
Заключительным аккордом этой истории служит вышеупомянутое извещение из Канцелярии Президиума Верховного Совета СССР за № 218 от 18 августа 1955 года, подписанное начальником канцелярии Н. Козловым: «Сообщаем, что среди лиц, которым присвоено звание Героя Советского Союза, а также награжденных орденом и медалями, Сумкин Александр Михайлович не значится».
На этом вопрос о Герое можно считать исчерпывающим и закрытым. Какая-то иная информация, содержащая сведения о геройских проявлениях и подвигах А. Сумкина, в официальных источниках отсутствует.
Сведения из послужного списка участника Великой Отечественной войны, лейтенанта А.М. Сумкина подтверждаются архивными справками Центрального архива министерства обороны.
Ну и, наконец, самое главное – сам герой этого повествования в одном из документов заявил, что «…никогда не являлся Героем Советского Союза».
Более добавить нечего… Хотя полагаю, не лишним будет донести до жителей нашего города, района, округа выявленные мною сведения, дабы поставить точку. Для чего? Может быть, для того, чтобы через много лет спустя тот же праправнук Андрея Рябова, наткнувшись на заметку в «Сталинской трибуне» 1947 года, не стал бы понапрасну ломать копья.
В соответствии с федеральным Законом «О персональных данных» и пожеланиями дочери, сведения конфиденциального характера о прохождении А.М. Сумкиным военной службы и касающиеся его личной и семейной жизни были опущены.