Анастасия Буякевич, фото: из личного архива семьи Баженовых
Раз в три года на даче Самолдановых под Ханты-Мансийском проходит слет. Ни туристов, ни молодежи, ни бывших комсомольцев. В нем участвуют люди разного возраста, статуса, политических взглядов, но объединяет их одно – фамилия. Хотя здесь есть и Самолдановы, и Замятины, и Колмаковы, и Коровины… Но они все – из рода Баженовых.
Есть идея!
Около сотни человек из Урая, Нефтеюганска, Сургута, Тобольска, Тюмени, Лангепаса приезжают в Ханты-Мансийск на слет семьи Баженовых. Есть потомки рода и за границей – в Израиле и Финляндии.
Удалось их всех собрать Галине Самолдановой (Баженовой): «Однажды, мне пришла идея, собрать информацию о наших предках. Они были простыми рабочими людьми, конечно, никакой истории и записей о своих родных и о себе не вели. Сохранилось в памяти только то, что нам рассказывали. Но время идет! Мы все родственники друг друга знали, общались, а наши внуки уже не знают друг друга. Чтобы сохранить память о роде, решили заняться генеалогическим древом».
Поддержку в составлении родословной оказали брат Галины Валентиновны – Виктор, дочь Татьяна и племянница Елена Колмакова. «Лена живет в поселке Нялино. Именно там и жили наши предки», — говорит Галина Самолданова.
Началось все с телефонных разговоров. Звонили родне, выясняли, кто чей родственник и по какой линии. В архиве искали даты, какие-то события, связанные с семьей. И вот что удалось выяснить…
Откуда ноги растут?
Деревня Лысово в Тюменской области давно исчезла с лица земли. Вымерла, как и еще 40 подобных сельских поселений за последние 50 лет. А именно там, на берегу реки Тобол началась история рода.
Петр Даниилович Баженов и Анастасия Георгиевна Батурина жили в деревне Лысово. Жили, как и все в то время, работали, рожали детей — там на свет появились три сына и дочь. Старший Василий Петрович 1924 года рождения, затем Клавдия (1925 г.р.), Федор (1928 г.р.), Валентин (1930 г.р.). Точные даты рождения детей неизвестны. Старый деревенский архив сгорел дотла, и восстановить информацию не получилось, а при выдаче документов написали даты рождения наугад.
В 1936 году многодетная семья с невеликим скарбом и коровой погрузилась на пароход в Тобольске и поплыла на север. Что заставило их сорваться с места – неизвестно. Приплыли в Самарово (ныне Ханты-Мансийск). Там устроились на лесозавод, но проработали недолго. Собрали вещи, погрузили на шаланду и отправились еще севернее — на Обскую губу. Пароход «Микоян» тащил рыболовецкое судно все дальше. Поросшие густой зеленью берега реки сменялись пустынными, песчаными, поросшими редкими карликовыми деревцами. Добрались до Салехарда. Анастасия Георгиевна там стала работать в пекарне, Петр Даниилович – тоже не остался без дела. Вася и Клава некоторое время учились в школе. А Валя и Федя сидели дома.
Стояла зима, лютые морозы. У младших детей не было верхней одежды – жили бедно, лишь бы старших в школу снарядить, а младшим и так сойдет. Хулиганам-мальчишкам так захотелось гулять, что они без тулупов и варежек выбежали на улицу. Их выходка не прошла бесследно – они обморозили руки. К счастью, мать выходила, и к весне ребята были здоровы.
Не гостеприимно принял Ямал Баженовых. Семья поняла, что нужно перебираться южнее. Снова пароход — снова Самарово.
Скитания и потери
В 1938 году у четы появляется пятый ребенок – Юрий. Отец семейства принимает решение переехать в поселок Луговской, а затем добрые люди советую ехать в Нялино. Петр снаряжает жену и детей. Анастасия Георгиевна и Клава (старшая дочь) на саночках везли вещи. Федя и Валя на вторых санках – закутанного в перины 4-летнего Юру. Сам Петр остается в Луговском. Старший сын Василий в то время обосновался в Самарово, работал, жил у одной из теток по отцу.
100 километров, от поселка к поселку, от дома к дому мать с детьми добралась до Нялино. В деревне жил дальний родственник Алексей Баженов. Он и его мать пригрели путешественников, напоили чаем с невиданной в ту пору сладостью – конфетами. Хозяин посоветовал семье идти дальше, в деревню Майка.
Измученные странствиями прибыли в Майку. Но и там их никто не ждал с распростертыми объятьями. Собрание колхоза решило не принимать Баженовых, мол, слишком много иждивенцев и мало рабочих рук. Но председатель колхоза Тихон Игнатьевич Коровин, который у себя приютил семью, был не согласен с решением. Он поехал к начальству и вернулся с резолюцией: «Принять!»
Анастасия Георгиевна стала работать дояркой. Клавдия тоже пригодилась в колхозе. Жили сначала у брата председателя колхоза. Федя с Валей, хоть и были малы, помогали по хозяйству: они кололи дрова — отрабатывали проживание.
Петру Данииловичу не суждено было встретиться с семьей. В марте 1942 года Анастасия получила известие о смерти отца семейства. Ни причин, ни обстоятельств… Даже неизвестно, где он был захоронен.
Клаву и Федю отправили в Луговское, чтобы забрать пожитки отца. От яркого весеннего солнца, отражающегося от снега, ребята получили ожоги глаз. К счастью, на деревенских детях все быстро заживает.
Роковые годы войны
Через год те, кого в колхозе считали иждивенцами и нахлебниками, стали работать наравне со взрослыми, помогали в тылу ковать Победу. Валентину было уже 13 лет, Федору – 15, старшая сестра Клавдия — совершеннолетняя, Юрию всего пять. Жилья своего по-прежнему не было – жили и в банях, и там, где приютят. Деревенские жители делились всем, чем могли. Шел 1943 год.
Детям пришлось рано повзрослеть. Они остались без отца, а через год и мать покинула их при трагических обстоятельствах.
У Петра Данииловича было две родных сестры – Ефросинья и Татьяна. Тетка Фрося жила в Самарово, работала прислугой у зажиточных людей. Своей семьи у нее не было. Татьяна жила неподалеку – в деревне Ярки, воспитывала сына Анатолия. Когда до сестер добралась весть о смерти кормилицы, Татьяна с сыном поехала в Нялино. Она стала второй матерью для своих племянников.
Старший из детей Баженовых – Василий отправился на фронт в 1941 году. Он прошел всю войну до Победы и вернулся домой живым. В мае 1945 года и Федора призвали. Он добрался до Тобольска, где узнал, что война окончена.
Жили долго и счастливо
После войны жизнь начала налаживаться. Старшая сестра Клавдия вышла замуж за Василия Тихоновича Коровина – сына того самого председателя, который заступился за семью Баженовых. Валентин женился на Нине Князевой, у них родилось трое детей. Галина Самолданова – его дочь.
Федор также нашел спутницу жизни Елизавету, у них родилось пятеро девочек и один сын, которого назвали в честь деда — Петра. Почти у всех продолжателей рода Баженовых – многодетные семьи.
Сейчас род Баженовых насчитывает около 200 человек. Интересно, что носителей фамилии не так много. Федор Петрович Баженов (1988 г.р.) – внук Федора подарил роду продолжателя фамилии – Максима Баженова (2015 г.р.). Еще один молодой мужчина – Виталий Викторович Баженов (1983 г.р.) еще не обзавелся семьей.
Рассматривая старинные фотографии, можно заметить неуловимое сходство всех мужчин этого рода. Острые носы, тонкие губы, вытянутые лица и глаза – пронзительные и глубокие.
«Отец очень хотел, чтобы детство его наследников не было похоже на его собственное», — говорит Галина Валентиновна.
P.S. Баженовы – фамилия пошла от имени Бажен, что означает «желанное дитя»
2 комментария “Род Баженовых: вековая история крестьянской семьи”
Мой муж тоже Баженов и семья его родом с Ханты-Мансийска, его мама училась в Нялино а жила в Сильярово.
Мой дед Баженов Василий Александрович 1917г погиб в 1943г . но он с Вятской губернии по рассказам. в их семье было 8 детей . проездом они остановились и прожили в ст. Гиагинской Краснодарского края. дальше переехали жить Дагомыс и Сочи. В Дагомысе в верх в горы жили название 4 рота.