Песчаный, что на берегу Ляминского сора, начал свою историю 10 июня 1930 года как посёлок спецпереселенцев. По воле порядков тех лет свыше 400 человек (взрослые, старики, дети), живших своими крепкими хозяйствами в добротных домах со строгим и ладным бытом, были сорваны с обжитых мест. Здесь, в тайге, они начали заново писать свою жизнь, жизнь своего поселения. Много интересных судеб в этом маленьком уютном посёлке. «Февральским морозным днём приказали отцу за 4,5 часа собраться к высылке из Нижней Тавды. Вопросов «Куда?» и «За что?» никто не задавал. Молча отец вышел во двор, запряг двух своих лошадей, рассадил в сани всю свою семью: отца, мать, жену, четверых детей. Брать с собой ничего не разрешалось, да и что можно было положить, если и сидеть-то было тесно», – вспоминает старожил Песчаного 80-летняя Е.С. Сафонова
Тяготы и лишения в дороге, болезни и смерть детей и стариков от простуды и голода – всё запечатлела память восьмилетней девочки Дуси. «Зимником доставили нас до Тугалово, где держали до открытия реки, а после на лодках-неводниках из Сармановской Половинки довезли до песчаного берега Ляминского сора, – продолжает свои нелегкие воспоминания Евдокия Сергеевна. – Сначала-то хотели высадитьна берег Лямы, недалеко от Ляминой, но жители деревни запротестова-ли, боясь «ссыльных бандитов», так они нас называли»
Так и началась история поселения – с вырытых землянок, с вырубки леса, со строительства комендатуры, двухквартирных домов. Надо отметить, что не умели те мужики делать все «абы как», так что в этих домах и сейчас ещё живут песчановцы. Осенью 1931 года дети начали учиться в небольшом деревянном домике, а в 1932 году открыла двери новая школа, которая закрылась только в 1970 году в связи с открытием в Ляминой восьмилетки. До этого и ляминские дети учились в песчановской школе. Возили их сюда на лошадях, на тракторном прицепе.
В 1932 году была организована неуставная сельхозартель. Стали раскорчёвывать под поля землю около Ляминой, там лес был помельче. А как вывалили лес в Песчаном, так стали там разрабатывать поля. Продолжалось это вплоть до 1948 года. Семена привозили из Сургута, а после и свой семенной фонд создали. Стали заводить коров на две-три семьи. А раз вступали в артель, то нужно было туда вложить живность. Вот и начали сдавать в неё телят.
Так «вредители», приняв Устав, в 1935 году объединились в колхоз имени Первого мая. В колхозе тогда насчитывалось около 100 дойных коров, десятки лошадей, свиньи, овцы. «Только из Песчаного 65 лошадей взяли в годы войны для трудовой армии, а 9 самых лучших коней передали в действующую армию», – не без гордости дополняет воспоминания 76-летний старожил Лазарь Лукич Фарносов.
Помнит он, как пригнали первый трактор, первую трактористку Анну Щепёткину помнит, и как ватага ребятни, дёргая за веревку, помогала ей заводить трактор.
«В 1940 году мы – 13-летние мальчишки и девчонки рыбачили уже в самостоятельной бригаде: Антонина Краваль, Руфина Бокова, Феня Пестрякова и я. А бригадиром у нас был Антипин Григорий Сергеевич, лет 80-ти от роду. Как не вспомнить добрым словом тружениц-женщин, которые работали наравне с мужчинами в рыболовецкой бригаде и в цехе по изготовлению бочек: Рянина Фелиста Васильевна, Червина Евдокия Ефимовна, Сафонова Фёкла Ивановна. В годы войны у нас был детский дом, в котором жили измождённые, истощённые ребятишки из Ленинграда. С ними вместе приехали и такие же воспитатели – худенькие, ослабленные. Так Рянина Фелиста Васильевна приютила у себя в домике двоих воспитателей, делилась с ними, чем могла, хотя и сама жила трудно», – тяжко вздыхает Лазарь Лукич.
Тяжелы воспоминания, они до сих пор терзают душу, но ведь всё это пережито, не сломлен стержень души этих людей…
При въезде в посёлок Песчаный встречает нас поленницами дров, сложенных аккуратно, как по линеечке. Это визитная карточка Фарносовых – Лазаря Лукича и Таисьи Васильевны. Такие же поленницы у ограды высокого большого дома с резными украшениями. В усадьбе порядок, ко всему приложена хозяйская рука – и эти деревянные кружева, и поленницы – всё так и должно быть, только стоит учесть, что содержат это хозяйство люди, которым под 80 лет.
Многие жители района знают плясунью и частушечницу Анфису Ивановну Рожкову. Это её задорные частушки славят Песчаный на всех районных конкурсах, нет ей равных и в переплясе.
«Танцевать-то как-то раньше не танцевали, всё плясали больше, – вспоминает Анфиса Ивановна, – чёрная саржевая юбчонка да цветная кофточка – вот и весь мой наряд. В нарядах-то важные сидели – ни топнуть, ни хлопнуть. А на мне весь круг держался – на частушке и чечётке. Теперь-то пою больше за прялкой и не замечаю, как уж веретёнко полное…»
И в мастерстве прядения, пожалуй, Анфисе Ивановне нет равных. Вот так вот, день за днём, добрыми делами старожилы Песчаного продолжают писать страницы истории своего родного посёлка.
2003