Т.А. Ядрошникова, д. Русскинская
Далеким эхом раскатилась Великая Отечественная по Сибири. Не коснулся сапог фашиста нашей земли, но война вошла в каждый дом, в каждую семью. Сотни тысяч земляков ушли на фронт. И в тылу победный день «приближали, как могли». Все четыре года с утра и до утра – «Все для фронта! Все для Победы».
Свой посильный вклад в Победу внесли жители Тром-Аганского сельского совета Сургутского района, в основном это были коренные жители – ханты, манси и ненцы. Не жалея сил, день за днём, час за часом люди валили лес, разводили оленей, ловили рыбу, добывали пушнину, помогали эвакуированным.
Основной задачей населения Тром-Аганского сельсовета была добыча рыбы. В короткие сроки государственное задание промысловикам (от 28 октября 1941 года) довели до каждого колхозника. Вся работа по вылову рыбы и сдаче её государству была решительно перестроена на военный лад, все колхозы и каждый рыбак были охвачены соцсоревнованием.
В годы войны на территории Тром-Аганского сельсовета было три рыбартели: им. Ворошилова в Ермаково, им. Стаханова в юртах Кочевых, на территории нынешней Русскинской в рыбартели им. Сталина в бригаде 30-летнего И.И. Сопочина трудилось 55 человек – ханты и ненцы, среди которых были и женщины. В свободное от занятий время родителям активно помогали дети. В национальном совете работала комиссия по рыбодобыче, которая следила за ходом лова. План всегда старались выполнить, но порой не хватало сил для тяжёлого труда, не всегда осуществлялся своевременный приём рыбы, валили с ног болезни, недоставало материала для ремонта снастей.
Для выполнения клятвы, данной товарищу Сталину по рыбодобыче, райисполком принял ряд мер: запретил снимать рыбаков с лова для других работ, снабдил артели орудиями лова, своевременно поставлял рыбакам продукты и обувь.
В годы войны большое значение имели пушной промысел и оленеводство. На охоту ходили и женщины, и дети. Старики не только учили молодёжь охотничьему промыслу, но и сами старались перевыполнить план.
Восьмая сессия Сургутского районного Совета депутатов трудящихся призвала всех колхозников к подъёму животноводства. Чем выше будут показатели, тем сильнее тыл, который поможет фронту окончательно разгромить врага. С этой целью были оборудованы специальные летние и зимние чумы для пастухов. Чтобы сохранить и возродить стадо оленей, была прекращена езда на беременных важенках.
Особенно трудно в дни войны приходилось женщинам, на чьи плечи легла непосильная ноша. Они не только охотились, рыбачили и пасли оленей, но и работали на лесозаготовках – то был адский не женский труд. Коренные жительницы вспоминают как их, юных, полуголодных, не успевших прихватить тёплой одежды, вывозили на деляны. Всю зиму, по колено в снегу, они валили лес. Некоторые, заболев, так и не дожили до победного дня.
Не легче было и женщинам-медикам… На обласах и лодках, на оленях и лошадях, в любую погоду добирались они до промысловиков для оказания медпомощи и профилактических обследований. Население мучили сыпной тиф, дизентерия, парша, туберкулез, вши… Старики подмечали, что одолевали вши людей именно в самые тяжелые годы. Они не давали покоя ни днём, ни ночью, когда страшно хотелось поспать хоть несколько часов. Пожилые ханты и в наши дни вспоминают фельдшера Тром-Аганского врачучастка Татьяну Андреевну Зеннову, которая не только оказывала медпомощь, но и просвещала людей, читала лекции и привозила с собой культбригады.
Именно культбригады помогали труженикам тыла на короткое время отвлечься от тяжёлого труда и душевных переживаний. Всегда желанными на стойбищах были работники Ермаковского Красного чума, избы-читальни и школьники. Они приезжали с концертами, «несли в народ» и обсуждали постановления Сталина, вести с фронта. Старики вспоминают: после хороших новостей и работа спорилась.
Посильную помощь колхозам в годы войны оказывали учителя и школьники Ермаковской школы-интерната. Они ловили рыбу и готовили орудия для ловли, разгружали баржи, помогали семьям фронтовиков. Многие подростки были вынуждены оставить учебу, помогать взрослым на промыслах.
В докладной записке по проверке Тром-Аганского национального совета за 1943 год указано, что в школе очень холодно, несмотря на то, что дрова учителя и ученики приносят сами. Не хватало в школе бумаги и чернил – большинство документов и учительских отчётов, сохранившихся в архиве, написаны карандашами на обрывках газет. Но, несмотря на трудности, учителя не прекращали учить детей.
Вся ответственность за жизни людей, за выполнение обязательств, данных Родине в годы войны, ложилась на руководителей исполкома района, председателей сельских советов и колхозов. Архивные документы только упоминают их имена, умалчивая о работе этих людей, об отношении к ним земляков. Документы сохранили имена председателей Тром-Аганского сельского совета, среди которых были и представители народа ханты: Е.И. Каюкова, Ф.А. Кечимов. В конце войны сельский совет возглавил демобилизованный с фронта ханты Н.Д. Мултанов, который пользовался уважением не только среди промысловиков, но и в райцентре. В 1950-е годы он руководил колхозом им. Сталина, активно участвовал в строительстве деревни Русскинской.
Долгожданная Победа далась нелегко… Тысячи сибиряков не вернулись в родные края, отдав жизнь за свободу нашей Родины, за счастливую и мирную жизнь родных и земляков. Список не вернувшихся с войны героев… В нём не только тром-аганцы, но и жители из других населённых пунктов.
Ветераны Великой Отечественной продолжают нас покидать… Весной 1999-го Верхний мир принял и Николая Дмитриевича Мултанова. На русскинском кладбище покоятся герои войны, ушедшие в мирное время, отдавшие свою жизнь, свой труд деревне: Иван Пантелеевич Кривых, Александр Григорьевич и Анна Ивановна Тунгусовы, Николай Петрович Чаловский, Михаил Александрович Киселёв, Иван Степанович Итыков, Иван Ефимович Покачев. Вечная слава героям!