На фото: Реполовский совхоз, 1938 год
Прежде чем рассказать о рождении и деятельности первой комсомольской ячейки в селе Реполово, нужно сказать, как и когда докатилась весть о революции 1917 года в наше село (действия контрреволюции, которая пыталась огнем и мечом ликвидировать, уничтожить революционные элементы, это были последние, предсмертные потуги колчаковщины), как различные слои населения относились к этим событиям и какова была общая обстановка в которой комсомольцы тогда начинали работать.
Зимой 1917 года стало известно, что рабочие и солдаты Петрограда низвергли царизм и образовалось Временное революционное правительство.
По-разному было воспринято это сообщение. Многие не верили, считали, что это вымысел. Как можно жить без царя? Ведь совсем недавно, кажется, в 1914 году торжественно отмечалось 300-летие дома Романовых. «Царь это бог на земле», — говорили старики и старухи.
Сначала местные купцы и кулаки тоже возмущались, но когда они узнали, что Временное правительство находится в руках буржуазии, то успокоились. Бывшие солдаты, вернувшись с фронтов империалиста ческой войны искалеченными и израненными, говорили: «Так и надо, давно пора свалить царя». Многие мужики не высказывали своего мнения — еще не успели разобраться. Попы продолжали по-старому призывать молиться за «царя и отечество».
Так было до конца зимы и все лето 1917 года. Уже зимой, с установлением пути, докатилась в деревни и села Самаровской волости весть о Великой Октябрьской социалистической революции. Ее привезла почта и демобилизованные солдаты. Мы узнали о том, что свергнуто Временное буржуазное правительство.
Купцы, кулаки и попы проклинали большевиков, всячески поносили и ругали и объявляли большевиков антихристами, внушали трудовому крестьянству, что наступает светопредставление. Они ратовали за свергнутое правительство Керенского, а затем стали горой на сторону Омского правителя Колчака и всякого контрреволюционного сброда.
Солдаты, вернувшиеся с фронта, особенно из бедноты, маломощных середняков, да и из средних слоев крестьян не жалели Временное правительство, которое этих солдат с таким же упорством и ожесточением, как и царизм, гнало на фронт, на убой. Солдаты в своем большинстве были за большевиков, за Ленина, выведших Россию из империалистической войны, распустивших солдат по домам, объявивших, что фабрики и заводы передают рабочим, которые на них трудятся, а землю передают крестьянам, которые ее обрабатывают.
Совершенно простая и ясная политика большевиков, вождя большевиков В. И. Ленина доходила до самого сердца каждого труженика. Батраки и бедняки начали сочувствовать большевикам.
Но не успели еще искры ленинских идей овладеть массами крестьян и разгореться пламя революции на Крайнем Севере, как контрреволюция с помощью международного капитала по всей Сибири захватила власть в свои руки. Колчаковщина начала душить, ликвидировать не успевшее организоваться и сколько-нибудь окрепнуть революционное движение среди крестьян. Колчак огнем и мечом искоренял идеи большевизма, арестовывал, без суда и следствия вешал, топил в Иртыше и расстреливал всех большевиков и сочувствующих Советской власти. Карательные отряды Туркова, Волкова и других офицеров — выходцев из буржуазии, зверствовали по всему Северу. Это был страшный террор. Это была месть буржуазии. Месть за посягательство на ее право эксплуатировать народ. Месть за то, что трудовой народ попытался поднять голову, посмел мыслить о свержении рабства, о своей свободе.
Не было, пожалуй, ни одного села, деревни или юрт, где бы колчаковские каратели не арестовывали, не отправляли в тюрьму или не расстреливали, не замучили крестьянина, обвинив его в большевизме.
В нашем небольшом селе Реполово колчаковцы арестовали и отправили в Тобольскую тюрьму Лаврентия Ефимовича Худякова. Его обвинили в связи с большевиками. В Тобольске держали его в камере смертников. Затем отправили в барже смерти на Томск, и старику буквально чудом удалость спастись.
Был такой случай: пароход с отступающими на Томск из Тобольска белыми не остановился на пристани в с. Реполово, видимо, опасались партизан и большевиков. В Реполовских юртах пароход сделал остановку. Тогда некоторые крестьяне — мужчины и женщины и особенно молодежь, побежали прямо дорогой через лес к месту остановки парохода и на лодках перебрались в Реполовские юрты. Многие рассчитывали встретить родных знакомых, солдат, мобилизованных Колчаком, которые кстати сказать, на каждой пристани и при малейшей возможности дезертировали и скрывались в тайге. Пришел на пристань и Сургутсков Владимир Петрович. Он рассчитывал встретить какого-то родственника или знакомого и, действительно, встретил. При разговоре со своим приятелем он посоветовал ему бежать, сказав, что дело колчаковцев проиграно. Этот разговор подслушал какой-то подлец и сообщил офицеру-контрразведчику. Мужик немедленно был арестован и приведен на пароход. Затем на лодке, под покровом ночи, белогвардейцы перевезли его на другой берег Иртыша и там в лесу учинили зверскую расправу. Труп его, исколотый штыками, был обнаружен только через неделю.
Подобные факты имели место и в селах Батово, Тюли, Базьяны, Самарово, Елизарово и многих других деревнях и юртах.
Но ни зверские расправы с населением, ни агитация купцов, кулаков, попов, меньшевиков и эсеров за Омское правительство, ни помощь международной интервенции и, в первую очередь, японцев и чехов не помогали колчаковщине.
Идеи ленинизма, лозунги большевиков были настолько понятны, правдивы, близки трудовому народу, что они, эти идеи, быстро овладевали крестьянами и превращались в непобедимую материальную силу. Слово большевиков, ленинскую правду невозможно было арестовать, заковать в кандалы и посадить в тюрьму, за решетку, в камеру или баржу смертников. Ее нельзя было утопить в бурных водах Иртыша, повесить, расстрелять, сжечь в огне. Люди гибли, а ленинизм жил, распространялся в массах. На сто убитого, замученного пытками одного большевика или
сочувствующего коммунизму, становились все новые и новые люди, десятки людей, сотни, тысячи…
В конце лета 1919 года Колчак попытался провести еще одну большую, можно сказать, всеобщую мобилизацию населения в свою армию. Призывалось все мужское население Крайнего Севера от 17 до 50 или 60 лет. Во все деревни, села и юрты прибыли специальные карательные отряды, чтобы отправить призывников на сборный пункт. Под охраной белогвардейцев нас везли на специальных пароходах до г. Тобольска.
Вместе с пожилыми мужиками везли и нас, семнадцатилетних безусых юнцов, не знавших ужасов войны, не нюхавших, пороха битвы между людьми. Как только мы прибыли в Тобольск, сошли с парохода на берег и разместились на постоялых дворах, немедленно стали распространяться слухи, что Красная Армия совсем недалеко от города, что не надо являться на призывной пункт, где собираются из нас немедленно сформировать воинские части и бросить в бой против Красной Армии, против наших братьев-рабочих и крестьян, а вместо этого необходимо бежать в лес, в тайгу и пробираться на родину — в свои деревни и села. Как потом выяснилось, это действовала Тобольская подпольная большевистская организация. Агенты контрразведки шныряли среди нас, старались подслушать разговоры, расспрашивать, делали обыски, искали большевиков и сочувствующих им, но безуспешно. У нас народ таежный — неразговорчивый. Молчали или перебрасывались изредка короткими фразами и то только с теми, кого хорошо знали. И было что-то грозное в этом молчании.
Только сынки купцов, попов и кулаков поспешили на призывной пункт и явились к нам в новенькой военной форме английского образца с офицерскими погонами. Они предлагали нам скорее явиться к воинскому начальству, призывали вставать в ряды защитников православной веры, Колчака и Отечества. Их слушали и молчали. А глубокой темной осенней ночью, как будто бы по чьей-то команде тихо поднимались, будили соседа, забирали свои котомки и снова молча, тихо один за другим выбирались во двор и по каким-то грязным темным переулкам, за каким-то вожаком, добрались до горной лесной части г. Тобольска. Потом тайгой, не по дорогам (дорогой было опасно, она охранялась белыми), небольшими группами и в одиночку брели на север, вниз по Иртышу к с. Медведчиково.
И когда в Тобольске настал день, а карательные отряды белых с раннего утра оцепили все постоялые дворы с тем, чтобы под охраной отправить нас в казармы, они нашли только одиночек — сынков богатеев, кулаков, чиновников, которые спокойно спали и ничего не знали, куда девалась остальная масса.
Погоню за нами, видимо, устраивать боялись: было поздно. Трудно было собирать людей, рассыпавшихся группами и в одиночку по необъятной лесной тайге, которая тянется по правой горной стороне Иртыша на север вплоть до тундры. К тому же белое командование вынуждено было поднять и бросить весь гарнизон на защиту Тобольска, на который очень интенсивно наступали части Красной Армии.
Таким образом, расчеты колчаковцев на то, чтобы использовать жителей северных сел и деревень в обороне города и в организации контрнаступления на Красную Армию, провалились.
Это, естественно, ослабило силы белых соединений, которые защищали город, ускорило его падение, а затем и паническое бегство офицерства и местной тобольской буржуазии вниз по Иртышу с расчетом выбраться через Самарово на р. Обь, а потом подняться через Сургут, Нарым до г. Томска и соединиться с белыми войсками.
Растерявшаяся тобольская буржуазия вместе с разгромленными белыми бандами офицеров и небольшим количеством солдат в панике бежала по этому пути, захватив оставшиеся пароходы, баржи и просто рыбачья лодки. Многие из бежавшей буржуазии не достигли цели, так как наступали осенние холода и Иртыш замерз. Они вынуждены были остаться до зимнего пути в деревнях и селах у местной буржуазии, попов и кулаков. Офицерство поснимало погоны, перерядилось под мужика и пробиралось в Томск к Колчаку. Остатки солдат по дороге разбежались.
Мы же, выбравшись из Тобольска в тайгу, шли по ней на север. Брели звериными тропами. Перебирались через многочисленные речки и протоки на плотах. Доставали рыбачьи лодки и по ночам плыли по течению Иртыша, пока не достигли своих сел.
— Как только мы прибыли домой, наступили морозы и Иртыш сковало льдом. На несколько дней остановилось всякое передвижение.
В нашем селе тогда вынужден был остановиться небольшой транспорт, на котором бежало несколько белых офицеров и тобольских купцов. Офицеры скрылись, а буржуа с семьями разместились у местных кулаков, решив здесь отсидеться…
Красная Армия еще не пришла к нам, советская власть не установлена. Действовало старое волостное управление, во главе которого стоял местный кулак. Телеграфа не было, телефон был за несколько десятков верст за Иртышом в горе, где проходила линия. Во время распутицы никакой связи не было ни с Тобольском, ни с Самарово — соседним волостным, где был телеграф. У местной власти была полная растерянность.
Закончился период осенней распутицы, в Реполово прибыла часть партизанского отряда Зырянова. Вскоре за ним прибыла вторая группа партизан под командой т. Башмакова. Они в Реполово не задержались, в их задачу входило ликвидировать остатки бежавших на Север белогвардейских частей и карательных отрядов.
Вскоре вслед за партизанами приехали два товарища из Тобольского укома комсомола. Они рассказали о том, что колчаковщина ликвидирована и установлена Советская власть, что в городах и селах из молодежи создаются организации, которые должны защищать Советскую власть, и быть впереди.
На этом собрании выступил первый большевик, которого я видел собственными глазами впервые в жизни. Этим коммунистом был Константин Кропотин, Тобольский моторист с катера, который зимовал
в с. Реполово. Он был членом Коммунистам партии с 1917 года.
Только теперь нам стало понятно, почему у Кости Кропотина (так мы его звали тогда) произошла «авария» катера и белые должны были бросить его в нашем селе, а Костя кое-как спасся от расстрела. Только теперь нам стало ясно, почему он завел дружбу с беднотой и молодежью из бедняцко-середняцкой среды. Он много нам рассказывал о том, почему надо было свергнуть царизм и капитализм и установить Советскую власть, кто такие большевики и их вождь В.И. Ленин.
На нашем собрании была почти вся крестьянская молодежь комсомольского возраста. Пришли и сынки местной буржуазии и кулаков. Многое было нам непонятно. Сидели до глубокой ночи и решили создать реполовскую ячейку РКСМ. Тут же открыли запись желающих вступить в комсомол. Много, очень много записалось тогда в члены РКСМ, кажется, человек 45-50. А на другой вечер Константин Кропотин собрал нас, комсомольцев, на первое собрание.
На этом собрании мы избрали председателя ячейки РКСМ и товарища председателя (бюро или комитет тогда не избирались). Товарищем председателя комсомольцы избрали меня.
Между тем, местные купцы, священнослужители и кулаки, распускали злостные слухи о том, что Советская власть пала или вот-вот упадет, что на борьбу против Советов поднялся весь мир, что не сегодня-завтра в село придут сильные карательные отряды, поймают и повесят большевиков, комсомольцев и всех сочувствующих Советской власти с их семьями, а дома и имущество их сожгут.
Что мы могли противопоставить этим злостным провокационным слухам? Газету мы получали в ячейке комсомола раз-два в месяц. Радио тогда не было. Мы старались читать эти газеты для всех комсомольцев и молодежи, но нам говорили, что это старо. А слухи все ползли и ползли. И многие мужики верили купцам, кулакам, особенно попу, ибо народ у нас был религиозный и темный. Атмосфера накалялась все больше. Родители стали требовать, чтобы их дети вышли из комсомола. Кулаки и подкулачники стали угрожать комсомольцам расправой. Были случаи, когда темной ночью встречают тебя два-три подлеца, закутанные в зимние одежды, как ряженые на святках, покажут тебе нож и прокричат: «Или ты завтра уберешься из комсомола, или перережем тебе горло и спустим в прорубь Иртыша, а там поминай как звали». Отдельных комсомольцев по ночам начали избивать те же неизвестные лица. Мы перестали ходить в одиночку. Стали чем попало вооружаться. Многие упали духом. Константин Кропотин всячески нас поддерживал, поднимал в нас бодрость, старался организовать. Это он предложил нам не холить ночью в одиночку, вооружиться, кто чем может, каждый вечер просиживал с нами в ячейке РКСМ и провожал последнего из нас.
Собирались все вместе мы почти каждый день, но если на первое собрание пришло много комсомольцев, то на последующих их было все меньше и меньше. Вместо этого мы стали получать заявления о выходе из комсомола. Это было страшно тяжелое время для Реполовской ячейки РКСМ. Товарищ Кропотин и мы, несколько комсомольцев, пытались убедить ребят, что они поступают неправильно. Но это не помогло. Кулаки и попы сумели запугать и самого председателя.
На очередное собрание комсомола нас пришло не более 10 человек. Это были ребята, которые твердо решили под влиянием Константина Кропотина остаться в комсомоле, сохранить организацию, теснее сплотиться, не поддаваться провокации и бороться, а если нужно будет, уйти в лес и пробираться в Тобольск. Мы поклялись тогда во что бы то ни стало быть комсомольцами, помогать всеми силами большевикам, Советской власти, В.И. Ленину.
Товарищ Кропотин — этот неутомимый и бесстрашный большевик (к сожалению, не знаю, где он теперь, так как я потерял с ним связь в 1937 году) от имени Коммунистической партии, от имени В.И. Ленина принимал от нас, комсомольцев, эту священную клятву. Он говорил нам: «Ребята, будьте стойкими, не поддавайтесь на провокацию. Борьба будет длительная, кровавая, но победа неизбежно будет за нами, за большевиками, за В.И. Лениным, за трудовым народом. Но если кто-то боится, трусит, пусть уходит сегодня из комсомола. Все равно мы победим, победим обязательно».
Мы обсудили основательно создавшееся положение. Никто из нас не пожелал уходить из комсомола. Все высказали мысль, что лучше пережить все бури, невзгоды, несчастья и радости, но в комсомоле. Лучше умереть комсомольцем — помощником большевиков. Тогда мы порешили сохранить ячейку РКСМ и избрать новое руководстве ячейки. По предложению товарища Кропотина, ребята избрали тогда председателем ячейки меня. Помню, как сейчас, — поздняя темная зимняя ночь. На дворе бушевала вьюга. Мы сидели в большой полупустой комнате второго этажа купеческого дома Пластининых, слабо освещенной керосиновой лампой, проводили свое, можно теперь сказать, историческое комсомольское собрание. Буря завывала на разные голоса, то угрожающе, то жалобно, то свистела, как в старинных сказаниях соловей-разбойник, то ревела, как страшный зверь. Но силы природы нас не пугали. Мы, сибиряки, таежники, люди привыкшие к своему суровому краю. Мы любили его. Страшнее для нас было вражеское окружение в селе. Нам казалось, что мы сидим в маленькой крепости. Здесь мы как-то защищены. А на дворе, за воротами, на улице нас подстерегает безжалостный враг, который из-за угла в темноте может нанести смертельный удар в спину. Боялись. Героями мы не были. Порох еще не нюхали. Драться не умели, но надо было идти на все.
Когда кончилось наше собрание, т. Кропотин предложил нам спеть «Интернационал» — этот пролетарский гимн, и как бы закрепить нашу клятву на всю жизнь. Мы условились каждый вечер, если у ребят свободное время, собираться. Он обещал нам ежедневно заходить и беседовать с нами на политические и другие темы. К тому же из Тобольского укома РКСМ мы получили большую почту. В ней было много газет (кажется, за две недели), несколько плакатов, брошюрок. Все это надо было прочитать и осмыслить. Мы были рады, что о нас знали в уездном городе, что нас там не забыли, что Советская власть там жива.
Чтобы не порвать связь с бывшими комсомольцами, мы решили продолжать дружить с ребятами, ходить на молодежные вечерники, но там держаться ближе один к другому, следить за обстановкой и в случае какой-либо провокации действовать организованно, дружно, если надо будет, то и драться.
Уходили мы с этого комсомольского собрания как-то по-новому воодушевленные, поверившие более в свои силы, чем раньше, когда нас было в четыре раза больше. Это было потому, что мы, кажется, впервые в жизни поверили в силу и мощь организации и организованности. Т. Кропотин нам рассказывал в тот вечер о В.И. Ленине, о его речи на II съезде партии. Он нам тогда говорил примерно следующее: «Не бойтесь, ребята, что большинство ушло из комсомола. Дело ведь не в количестве, а в качестве людей. Из партии тоже уходили, но она живет и будет жить. В.И. Ленин учит, что показных членов партии нам не надо и даром. Ну, а зачем нам показные члены комсомола? Если они боятся и трусят, если ими завладели религиозные и другие предрассудки и буржуазные пережитки, если они под влиянием родных, которые не хотят, чтобы они были с нами в комсомоле, пусть пока уходят. Настанет время, и все честные труженики вернутся к нам и снова будут с нами обязательно… Ленин учил, что сила партии не в количестве ее членов, а в организованности партии, сила организованного десятка больше, чем сила неорганизованной сотни, а сила организованной сотни людей больше, чем сила неорганизованной тысячи».
Прошло с тех пор 38 лет, но эти пламенные ленинские слова я не забыл и не забуду никогда.
Выходили с этого собрания мы все вместе. Впереди шел т. Кропотин, как командир маленького отряда. Проводили всех до дому, я был последним. Около моего дома т. Кропотин крепко пожал мне руку, по-отечески обнял и, проваливаясь по колено в сугробах снега, скрылся в бушевавшей еще во дворе вьюге.
До утра я лежал, переворачиваясь с бока на бок, с открытыми глазами и думал. Думал много, мучительно о том, почему большинство комсомольцев, а среди них было много хороших ребят, моих друзей, ушли от нас. Как их вернуть обратно? Как защитить нашу маленькую и
слабую комсомольскую организацию? Чем мы должны помогать партии большевиков и Советской власти?
Как только наступили сумерки следующего дня, все мы собрались снова в нашей ячейке РКСМ, в той же просторной купеческой комнате, где еще не так давно жили в безделье и роскоши купцы Пластинины. Здесь был наш штаб — штаб первой Реполовской комсомольской ячейки.
Кстати, надо сказать, как попали мы в этот купеческий дом. Это, кажется, было одно из революционных мероприятий, проведенных комсомолом. Ни национализации, ни экспроприации местной буржуазии у нас в селе тогда еще не проводилось. Когда была организована ячейка РКСМ, мы с товарищем Кропотиным пошли в Волисполком и попросили, чтобы нам дали помещение, где можно было бы вести работу с молодежью. Нам первоначально отказали, сказав, что в селе нет свободных домов. Тогда тов. Кропотин заявил, что у купца Пластилина три дома и можно было бы их потеснить. Нам ответили, что если мы имеем такое право, то можем занимать любой дом в селе и отвечать за свои действия. Константин Кропотин сказал, что мы так и сделаем, займем и сами сообщим об этом в уезд. Сразу же из Волисполкома мы пошли к Пластинину и предложили отдать ячейке комсомола один дом. Купец не ожидал такой наглости, растерялся, перетрусил и без разговоров согласился освободить к следующему дню второй этаж одного из своих домов. Когда назавтра мы явились, нам вручили ключи от помещения, оно было совершенно пустое: ни стула, ни стола. Снова пришлось идти к толстосуму и требовать мебель. Тогда нам дали несколько старых столов и стульев. Затем мы еще раз были у него и потребовали, чтобы дал нам красного материала на знамя. Так было «национализировано» самой ячейкой РКСМ помещение, мебель и даже красный материал. На своем красном знамени мы написали «Реполовская ячейка РКСМ» — на одной стороне и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — на другой.
Каждый вечер, как правило, мы все собирались в этом помещении и читали вслух газету, книжки. Читали, обсуждали, спорили, иногда ругались. Тов. Кропотин был у нас частым и любимым гостем, главным судьей наших споров. Он все мог как-то просто и убедительно разъяснить нам, и времени было много (ночи зимой долгие), но его нам не хватало.
С каждым таким вечером мы росли, узнавали все больше и больше, но возникали все новые и новые вопросы, и казалось, что чем больше узнаешь, тем еще больше надо знать, усвоить, осмыслить.
Теперь уже много времени прошло с тех пор, но вспоминается, что каждый такой вечер у нас был и школой политграмоты, и комсомольским собранием, на котором горячо обсуждались и решались наши практические вопросы. С точки зрения политического роста мы узнали, что чем больше мы читаем газеты и книги, тем больше мы узнаем, политически зреем. Но с точки зрения политической, революционной деятельности, направленной на оказание помощи большевикам, Советской власти, мы часто были в большом затруднении. Все, что мы узнавали из газет и книжек, старались, как умели, пересказать дома родным и передать нашим друзьям — некомсомольцам, ушедшим из комсомола. Дома старшие нас слушали, но своего мнения не высказывали, а иногда коротко замечали, что «все может быть» или «дай-то бог, чтобы так было при Советской власти», или отвечали старой русской поговоркой «твоими устами да мед бы пить». Я жил тогда в семье отчима — крестьянина-бедняка Сургутскова Трофима Николаевича. Ни он, ни мать моя не возражали против того, что я вступил и остался в комсомоле. Но они боялись за меня, да и за себя тоже. Частенько у меня с отчимом был такой, примерно, разговор:
— Тятя (так я звал отчима), а ведь Колчака Красная Армия разбила в пух и прах, и самого адмирала расстреляли. Так написано в газетах, которые мы читали в ячейке РКСМ.
— Ну, что-ж, — отвечает он, — может быть и так. Но на место Колчака, говорят, есть посильнее его, а сила у них агромадная.
— Но ведь это неправда, — говорил я, — это все выдумывают и врут вам буржуи. Против Красной Армии никому не устоять.
— Дай бы бог, — отвечает он. — Да ведь есть еще англичане, американцы, французы, японцы. Они, говорят, все против Советской власти. Все на нас. Японцев я, слава богу, знаю, я с ними воевал в русско-японскую войну, был ранен. Знаешь, какие у них тогда были пушки, как они нас в Манчжурии бомбили? А какие у них корабли — на нос корабля смотришь, корму его не видишь!
— Всех Красная Армия побьет, всех выгонит из России! — горячился я. -Она же нас защищает, нашу рабоче-крестьянскую власть. И такая армия, такая всенародная власть все равно победит обязательно и японцев, и англичан, и французов, и американцев.
— Вот бы бог помог. Знаешь, мы в Манчжурии японцев тоже иногда били основательно. Народ у них мелкий, можно было по два на один штык. А техника у них была сильна. У нас ее не было. Потому они нас со штыком близко не подпускали. И порядка у нас в армии не было.
— Но ведь бога-то нет! Мы сами должны помочь Советской власти и Красной Армии.
— Это ты откуда взял, что бога нет? Ты мне бога не тронь. Кто тебе так сказал о боге-то? Тоже, наверное, и своих газетах прочитал и в книжках?
— И прочитал, а что?
— Брехня, слушай их, антихристов.
— Но вы же слушаете разную брехню про большевиков и про Советскую власть.
— Ну и что же, пусть брешут .
— И верите им?
— Не верим.
Так, примерно, мы частенько спорили с Трофимом Николаевичем.
Ребята, ушедшие из комсомола, не сторонились нас. Частенько мы с ними беседовали по одиночке. Слушали они нас. Иногда спорили подолгу. Во многом соглашались с нами. Иногда заходили в ячейку РКСМ. Читали газеты и книжки. Но в комсомол не возвращались. Одни побаивались отцов и матерей, другие верили злостным слухам, ожидали белых, старую власть. На молодежные вечеринки мы ходили все вместе. Большинство молодежи относилось к нам по-прежнему хорошо. Некоторые сынки купцов и кулаков вели себя вызывающе, пытались провоцировать нас на драку, дразнить. Были случаи, когда кое-кто из нас получал оскорбление, подзатыльник. Тогда сразу весь наш десяток дружно прижимал к стенке подлеца. А он, не находя поддержки других ребят, старался убраться подобру-поздорову. Надо сказать, что молодежь таких провокаторов не поддерживала. Наоборот, она сочувствовала нам, часто вставала на нашу сторону. И потому ни один подлец не смел нас тронуть, когда мы были все вместе и к тому же на народе. Но не дай бог, когда мы случайно одиночками вечерком или ночью встречались с сынками купцов и кулаков. И если нас не спасали ноги, то болели у нас бока. Сынки богатеев пытались было тоже создать свою организацию, которую можно было бы противопоставить нам, но у них ничего не выходило, ребята к ним не шли. Так было всю зиму.
Наступила весна 1920 года. Снова началась распутица. Снова прервалась связь с уездным городом Тобольском. И поползли по селу из дома в дом старые и новые выдумки о гибели Советской власти, о разгроме Красной Армии, об уничтожении большевиков. Мы, комсомольцы, да и не только мы, уже знали цену этим провокационным слухам. Но кое-кто в них верил.
Наступило 1 мая 1920 года. Впервые в истории села Реполово мы решили по-революционному отметить этот всенародный праздник. Константин Кропотин рассказал нам на комсомольском собрании, как рабочие еще при царе нелегально справляли дань 1 Мая, как его отмечают рабочие и крестьяне теперь в освобожденной России и как следовало бы его отпраздновать в нашем селе.
Решили мы тогда перед 1-м Маем провести общее собрание всей молодежи села и пригласить на него мужиков-бедняков и батраков, а 1 Мая с утра провести демонстрацию по селу с портретом В.И. Ленина, нашим знаменем и лозунгами. Собрание мы назначили на вечер, кажется, на 28 или 29 апреля в помещении ячейки РКСМ. Между собой распределили, кто и кого должен приглашать на собрание и на демонстрацию.
Кроме нас, комсомольцев, на это собрание пришел т. Кропотин (он был докладчик), коммунист Илья Рыбин. Было до десятка батраков и человек 15 молодежи. Мы даже не ожидали такого сбора народа. После доклада было много вопросов. Всех присутствующих мы пригласили на первомайскую демонстрацию. Назначили время и место сбора на улице у здания, где помещалась ячейка РКСМ. Очень мы готовились к этому празднику. Под руководством того же Константина Кропотина разучивали революционные песни. Сами хорошо оформили имевшийся портрет В. И. Ленина, чтобы его можно было нести в колонне. Подновили наше комсомольское Красное Знамя и сделали к нему лучшее древко, на конце которого смастерили красную звезду. Снова пошли к купцу Пластинину и вытребовали у него четыре аршина красного материала. На этом материале мелом, который добыли в школе, написали лозунг «Да здравствует Советская власть!», «Долой буржуазию!» и сделали к нему два древка. Для всех комсомольцев сделали из этого материала красные бантики, которые во время демонстрации должны быть у нас на груди. Вот и все, что мы придумали тогда для оформления нашей первой майской демонстрации.
Наступил наш первый революционный праздник. День был солнечный, ясный и теплый. Вода на Иртыше поднялась высоко, залила речку Яловую. По всему Иртышу шел с треском и шумом лед. Снега в селе уже не было, но еще не подсохло. На улицах было очень грязно.
Рано утром, с восходом солнца, когда народ привык в деревне подниматься, все мы, комсомольцы, кто как мог принарядившись, были уже на своем сборном пункте и начали готовиться к демонстрации.
Весть об этом необычайном явлении облетела всех еще до 1 Мая, и, естественно, многим, особенно молодежи, было интересно, если не участвовать, то хотя бы посмотреть, что же такое задумали сделать комсомольцы. Мы, конечно, переживали, волновались. Для нас решался очень важный вопрос, окажемся ли мы в этом мероприятии изолированным десятком, или нас поддержит молодежь, придет к нам, пойдет вместе с нами. Купцы и кулаки снова распускали усиленно разные провокационные слухи, запугивали ребят и мужиков.
Мы уже были готовы. Но никого не было. Ждали. Минуты казались часами: «Неужели не придут? Все равно пойдем одни», — думали мы. Но вот явилась пара вихрастых десятилетних мальчишек. Смело шлепая босыми ножонками по холодной грязи, они подбежали к нам и попросили, чтобы мы их взяли с собой. Мы, конечно, были рады и этим ребятам. Затем, с другой стороны, подошло еще трое мальчишек и попросились с нами. Потом еще, и толпа стала расти. Через некоторое время к нам стали подходить уже ребята нашего возраста, наши друзья, сочувствующие нам, которые соглашались идти вместе с нами. Появились и наши противники. Это были сынки купцов и кулаков и их прихвостни. Они не подходили к нам, добирались обособленно на другой стороне улицы. Их кучка не росла. Набралось всего лишь не более десятка человек. Нас же было с ребятишками за полсотню. Решили больше не ждать. Построились по четыре человека в ряд. Вперед вынесли наше комсомольское знамя, затем портрет В.И. Ленина, потом лозунг на красном полотнище. У всех нас на груди были красные бантики. Мы их сделали побольше и разделили еще и нашим друзьям. Они их тоже прикрепили себе на грудь.
Вот вся колонна двинулась вперед к центру села. Впервые на улице нашего села мы запели революционную песню «Смело, товарищи, в ногу». Ее подхватила вся наша колонна, особенно ребятишки. Песню вообще у нас в селе любили, и многие ребята имели неплохие голоса. Вышло очень дружно и хорошо. Песня революции загремела и понеслась на все село. Затем пели «Варшавянку», «Интернационал», потом повторили их же. И чем больше мы повторяли, тем лучше получалось. А из колонны ребята уже требовали: «А ну, еще раз «Смело, товарищи, в ногу» или «Варшавянку». Так мы прошли мимо церкви, вышли на улицу, что была по правому берегу р. Яловая, прошли по ней до конца села, за последние дома Сетиных. Затем развернулись, пошли обратно, сначала тем же маршрутом, затем дальше на берег Иртыша. Здесь мы повернули налево и по другой улице пошли снова к центру села, мимо домов купцов Пластининых, возле двух домов попов, вышли еще раз на площадь к церкви, где развернулись и направились к ячейке РКСМ. Закончив нашу первую революционную демонстрацию, мы вместе со всей молодежью пошли на берег Иртыша к месту, где обычно собирались на гулянье.
Эффект был исключительный. Вначале нас шло всего лишь пять десятков с ребятишками вместе, под конец наша колонна выросла в два-три раза. По существу, вся молодежь комсомольского возраста была с нами, исключая десяток купеческих и кулацких сынков. Многие мужики и женщины, особенно девушки, выходили из домов посмотреть на нас. Большинство одобряли, другие покачивали головами, не то одобряя, не то осуждая нас, третьи плевались и бранились, называя нас антихристами. Так мы отпраздновали 1 Мая 1920 года в с. Реполово.
Эта демонстрация показала нам, что теперь комсомольцы не изолированы от молодежи, что теперь молодежь с нами, что если они сегодня по разным причинам еще не комсомольцы, то завтра они будут комсомольцами. И мы ждали это завтра.
Настроение наше после первомайского праздника было повышенное. Мы чувствовали, что нас уже начинают признавать, что мы заинтересовали молодежь, что нельзя с нами не считаться, что в организации, сплоченности, в единстве действий заложена большая сила. Все это создавало у нас уверенность в своих силах, развивало инициативу, энтузиазм. Мы думали и искали пути, в чем бы еще проявить наши революционные действия, чем бы помочь Советской власти…
Прошло всего лишь несколько дней после праздника, как пришел из Тобольска первый пароход, который привез нам из укома комсомола целую груду почты, газет, журналов, новых книг, писем, плакатов и т.д. Притащили мы весь этот ценный для нас груз в ячейку комсомола и засели за разбором и изучением на всю ночь. Очень много нового, хорошего и радостного узнали мы тогда из присланных нам материалов. Но вместе г тем, была и одна неприятная новость. Мы узнали, что панская Польша объявила войну Советской России, решив помочь генералу Врангелю свергнуть власть рабочих и крестьян и восстановить старый режим, власть буржуазии. На Юге и Западе России шли ожесточенные бои и В.И. Ленин, партия большевиков призывали рабочих и крестьян снова мобилизовать все силы на разгром последней авантюры контрреволюции и международной интервенции. В корреспонденции был исторический плакат, на котором изображался красноармеец с винтовкой в руке с надписью: «А ты еще не записался добровольцем?».
Когда мы читали и перечитывали все это, у нас тут же пришла мысль о том, что наше место должно быть в рядах Красной Армии. А назавтра вечером собралось комсомольское собрание, оно обсуждало один вопрос, как нам, комсомольцам, помочь партии большевиков и Советской власти разгромить белополяков и Врангеля. На этом собрании, как и на других, был секретарь ячейки РКП(б) т. Кропотин. Не было больших и зажигательных речей, но были серьезные суждения, споры о том, идти ли нам сейчас на фронт или подождать, всем ли поехать пли только некоторым из нас, на кого оставить нашу ячейку комсомола, если мы все пойдем добровольцами в Красную Армию.
Уже на рассвете мы договорились и приняли решение ехать всем добровольцами в Красную Армию.
На следующую ночь назначили сбор. Мне, как председателю комсомольской ячейки, поручили подготовить все документы от Волисполкома и обеспечить для нас подводу (т.е. рыбачью лодку) до юрт Заводные, вверх по Иртышу.
Наш отъезд ночью был назначен не случайно. Некоторые ребята боялись, что родители их не отпустят, а могут по-отечески выколотить из головы эту дерзкую мысль. Поэтому было решено ехать срочно и наш отъезд держать в тайне. Однако, как говорят, «шила в мешке не утаишь». Кое кто узнал. Вечером поздно я пришел о Волисполком и послал рассыльного за председателем и секретарем исполкома. Оба явились незамедлительно, так как время считалось тревожным, революционным. Я объявил им решение ячейки комсомола. Попросил тут же написать документы о том, что мы едем срочно добровольцами на фронт и должны явиться в Тобольский уездный военкомат, что во всех деревнях и селах обязаны предоставить нам подводы, а также оказать другое содействие в нашем продвижении.
К началу утренней зари была заказана подвода, но люди не должны были знать, кого и куда повезут. Председатель и секретарь Волисполкома были предупреждены не разглашать нашего секрета до следующего дня.
Пришел я домой ночью. Мать не спала и предложила покушать. Она спросила меня, не уезжаю ли я добровольцем в Красную Армию, на фронт. Я удивился, что наша тайна уже не секрет. Когда я признался, она всплакнула, но не отговаривала и стала собирать меня. Отчим не поднялся с кровати. Он. видимо, тоже знал и держал строгий нейтралитет. Обнявшись с матерью, и забрал котомку с продуктами и парой белья и побежал к месту сбора.
Велико было мое смущение и удивление, когда на высоком берегу Иртыша, в устье р. Яловая, на месте нашего сбора, я обнаружил более трех десятков ребят и девчат, в среде которых трудно было разыскать комсомольцев. Оказалось, что молодежь узнала нашу тайну и пришла проводить нас, как полагается. Появилась гармоника. Ночью, на заре, вдруг дружно загремела песня, одна, другая. Затем грянули «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянку», потом «Интернационал». Мы начали спешить. Крепко и дружески распрощались со всеми. Сели в лодку, поехали и запели снова революционные песни. Мы в лодке, а ребята шли по берегу Иртыша вплоть до леса и пели от всей души, пели и махали платочками. Многие ребята с берега кричали нам: «Подождите нас в Тобольске, мы тоже приедем добровольцами в Красную Армию». Они нас упрекали за то, что мы скрыли от них свои намерения. Ребята были правы. Примерно через неделю вторая группа молодежи, но уже некомсомольцы, поехала вслед за нами на фронт. С некоторыми из них мы встретились уже в г. Омске, где формировалась первая сибирская стрелковая добровольческая бригада под командованием сибирского партизана т. Мамонтова. Позднее наши встречи были уже на Украине на Южном фронте, в боях с дроздовской дивизией.
С тех пор прошло 37 лет. Сейчас трудно вспомнить, восстановить в памяти фамилии всех реполовских комсомольцев и некомсомольцев, которые ушли тогда добровольцами в Красную Армию и защищали с оружием в руках молодую Советскую власть.
С нами были тогда Федор Сургутсков, с которым встречался я, будучи ранен, в августе 1920 года в полевом госпитале, Роман Сургутсков, Федор Воронов, Шалимов, Никодим Сургутсков и ряд других ребят.
После нашего отъезда из с. Реполово там вновь возникла комсомольская ячейка, которая во время кулацко-эсеровского восстания в 1921 году была разгромлена. В третий раз комсомольская ячейка была создана в начале 1923 года, когда старые комсомольцы вернулись с фронта гражданской войны.
Так родилась первая комсомольская организация в селе Реполово Самаровского района Ханты-Мансийского округа Тюменской области в 1919 году. Так комсомольцы тогда начинали свою деятельность.
Дмитрий Федорович Медведев — председатель Реполовской ячейки РКСМ в 1919-1920 гг. В 1924-30 гг. работал на советской работе в Самаровском, Сургутском и Березовском районах. В 1931-34 г.г. работал в Москве в Комитете Севера ВЦИКа и аппарате ЦК КПСС, в 1934-38 г.г. — в Омском обкоме КПСС, затем снова в Москве — на хозяйственной и партийной работе.