Равиль Нигматулин. На фото: пристань Самарово. Начало 60-х годов. Передана Бариновым Андреем Геннадьевичем
«Сырая колхозная юрта, дневной свет в которую проникал через льдину, вставленную вместо стекла, заменяется деревянным домом, с окнами и печкой. В быт трудящихся тундры входят зубная щетка, мыло и полотенце…» («Омская правда», 24.11.1940, № 273. М.Широков, Ханты-Мансийск).
Можно много говорить об огромном историческом отрезке между прошлым и настоящим Югры. О несметном количестве событий, уместившихся в этом отрезке. О достижениях и победах…
А можно всего лишь взглянуть на сухие, скуповатые сообщения газет тех лет. Чтобы, как говорится, почувствовать колорит эпохи. И еще раз удивиться: сколько же смогли сделать, сколько осилили те, кто по своей или не по своей воле приехал в этот край — строить будущее древней Югры…
В первый год образования округа, сообщает статистика, во всех типах школ обучалось 4249 человек, а в 1940-1941 учебном году число учащихся всех ступеней обучения достигает 13424 человек. Общий процент грамотности населения в округе возрастает до 75…
«…В 1931 году весь бюджет здравоохранения по округу составлял 317000 рублей, а в 1940 году он составляет 5270 тыс. рублей — рост на 1662,7 процента» (Из доклада М.Савина на юбилейной сессии окружного Совета депутатов трудящихся, «Сталинская трибуна», 12.01.1941, № 10).
…Завтра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра будет отмечать очередной юбилей. Солидный юбилей. А это хороший повод, чтобы вспомнить о людях. О тех, кто жил рядом с нами, ходил по одним улицам. Терпел вместе с нами лишения, неуют. О тех, кто не дожил до наших дней. Времена не выбирают. Однако во времени и пространстве остаются наши следы. Остается память.
В периоды празднования, в пылу эйфории от рапортов и побед, под звон фанфар и дробь барабанов мы зачастую забываем о людях. Кто первым высадился на этих суровых берегах. Кто первым, задыхаясь от пьянящего запаха черемухи, прорубал просеки. И трехгранным гвоздем (на 150 или даже 200 мм!) пришивал к стволам кедров таблички с названиями улиц: Коминтерна, Ленина, Энгельса, Комсомольской, Ударной, Дзержинского. Это первые улицы нового поселка Остяко-Вогульска, будущей столицы Югры.
23 мая 1931 года президиум Уральского областного исполнительного комитета издал постановление «О границах и составе Ямальского и Остяко-Вогульского национальных округов и их районов». Для непосредственной работы на месте Уральский облисполком командирует с 1 июля 1931 года Якова Матвеевича Рознина. Улица Красная, протянувшаяся параллельно Пионерской (Ударной), в начале 80-х годов переименована в улицу Рознина. Мне трудно давать оценку происшедшему событию. При всей кипучей энергии организатора Яков Матвеевич Рознин был одним из самых ярых проводников коммунистической идеологии и теории классовой борьбы.
Основываясь на требовании оргбюро по организации Остяко-Вогульского округа после доклада окружного коменданта об использовании спецпереселенцев, руководство Самаровского леспромхоза дало распоряжение о привлечении на лесозаготовки всех без исключения спецпереселенцев. Без различия пола и возраста. Установив жесткие нормы выработки даже для детей 12-летнего возраста и стариков…
Отметим еще одну особенность жизни спецпереселенцев: все они вплоть до 1935 года были лишены права на медицинскую помощь. Более того, им запрещалось — даже малолетним детям! — собирать ягоды, растущие в изобилии на болотах, склонах холмов… Спустя столько лет, пропуская через себя жизнь обитателей поселка Перековка, мне трудно определить, выразить в словах свои мысли и чувства…
Однако: «Не судите — да не судимы будете».
В становлении Остяко-Вогульска — Ханты-Мансийска обитатели поселка Перековка и поселка Рыбников оставили глубочайший след как профессионалы и мастера, которым любой труд любой сложности — по плечу. Самые безропотные и самые квалифицированные.
Обойти молчанием труд спецпереселенцев столицы Югры, будет, мягко говоря, неуважением к памяти тысяч безропотных мастеровых, хлебопашцев, вынесших свой крест в такое непростое время.
С 3 июня 1931 года главным техническим руководителем строительства Остяко-Вогульска назначается Константин Николаевич Пайвин. Вот кому — наравне с первооткрывателями сибирской нефти — нужно возводить обелиск, ставить памятник! А ведь до сих пор в Ханты-Мансийске нет даже мемориальной доски…
Благодаря стараниям Константина Николаевича Пайвина планировка улиц, площадей, скверов окружной столицы по сегодняшний день остается неизменной. Слова «талант», «организатор» в употреблении требуют строгости, сдержанности. Однако к деятельности К.Пайвина эти слова можно отнести в первую очередь.
На углу улиц Пионерской (бывшей Ударной) и Свердлова установлен монумент жертвам политических репрессий. Монумент установлен на месте снесенного здания, где до начала 70-х годов располагалось правление колхоза имени Чкалова.
В 1935 году в недрах поселка Перековка возникла артель им. Чкалова, состоявшая из трех мастерских: столярной, швейной, сапожной. Потенциал обитателей поселка высок. В 1938 году артель преобразовывается в колхоз им. Чкалова. Трудолюбие у бывших кулаков в крови! Могли и дом построить, и хлеб вырастить, и скотину вылечить. И ничего удивительного нет в том, что основной костяк колхоза состоял из жителей поселка…
Годы испытаний. Великая Отечественная тяжелым катком прошлась по каждой семье, по каждому двору. Тысячи детей-сирот, матерей без сыновей, вдов без поддержки сильных мужских плеч. Тысячи ушли на фронт…
Вернулись…
В парке Победы тысячи фамилий и бюсты 13 Героев Советского Союза.
Возвращаясь после продолжительного отсутствия, подлетая к городу в светлое время суток, порой поражаешься переменам, происшедшим в облике города. Она ли это, некогда зачуханная, утопавшая по весне и осени в болотной жиже провинциальная глубинка? Мы, прожившие в округе несколько десятков лет (не говоря о тех, кто прожил всю жизнь), и верим, и не верим. Хотя факт: вот они — женщины в модных туфельках на улочках и мостовых городов Югры…
В комфортабельных автобусах, на теплоходах, с разных концов мира — Европы, России — едут и плывут сюда тысячи туристов. С наступлением зимы почти еженедельно — соревнования по зимним видам спорта европейского и мирового уровня. Биатлон — визитная карточка округа.
В сегодняшнем облике города — энергия наших современников.
Время 90-х годов, процессы, проистекающие в экономической и социальной жизни России, выдвинули немало талантливых, способных принять груз ответственности региональных лидеров. Александр Васильевич Филипенко — первый губернатор Югры — один из них. При всем моем личном неоднозначном к нему отношении не могу не признать: население Ханты-Мансийска из бараков переселилось в современное жилье во многом благодаря его энергии руководителя, профессионализму как строителя. Были, наверное, ошибки. Но не ошибается тот, кто ничего не делает! С удобными транспортными развязками, многоэтажными жилыми комплексами, научно-исследовательскими институтами, Югорским государственным университетом и Югорским медицинским институтом, с центром для одаренных детей Севера, с высококлассными учреждениями культуры — таким стал наш городок.
С праздником, Югра!
4249 человек обучалось во всех типах школ в первый год образования округа.
75% составил общий процент грамотности населения в 1940-1941 учебном году.
В комфортабельных автобусах, на теплоходах, с разных концов мира — Европы, России — едут и плывут сюда тысячи туристов.
2010
Мысль на тему “Несколько мгновений из жизни Югры”
Отличное фото. Но могу со стопроцентной уверенностью сказать,что фото осени 1970 года. так как виден наш домик,а за ним строится магазин,в 1971 году наш дом снесут.