Анатолий Рябов
Можайск и Ельня, Минск и Белосток — этапы боевого пути Василия Арсентьевича Змановского из села Нялино. В 1942 году призвали 18-летнего паренька в армию. После окончания снайперской школы присвоили воинское звание сержант и отправили на Западный фронт под Можайск. В тяжелых, кровопролитных боях прошло становление командира отделения.
— Во время наступления на город Ельня нам быта поставлена задача — выводить из строя офицеров противника, — вспоминает Василий Арсентьевич. — Началась настоящая «охота». Ночью с помощью саперов подбирались до переднего края фашистов, метров на 150-200. Саперы помогали нам замаскироваться, и мы оставались один на один с врагом. Кажется, руку протяни и вот они, фрицы. Был такой казус: как-то раз вражеский снайпер заметил ложку, что невзначай обронил мой напарник. Только я ее захотел убрать, как грохнул выстрел. Обожгло руку. Пришлось ждать темноты. Лишь ночью уполз в лазарет.
На снайперской винтовке Змановского было уже 5 зарубок — 5 поверженных врагов, когда через месяц после госпиталя вернулся сержант в сваю часть.
— Запомнились ожесточенные бои за Оршу, — продолжает Василий Арсентьевич. — Когда наконец-то заняли город, то на его улицах увидели жуткую картину — десятки повешенных мирных граждан. Целую неделю их хоронили. Такое зверство немцы учинили, смотреть страшно… Двинулись дальше на запад, и снова мне не повезло. Под Витебском получил тяжелое ранение в плечо, уложившее меня в госпиталь на целых 3 месяца.
Война катилась на запад. После выздоровления Василий Арсентьевич попал в артиллерию. Стал наводчиком, потом адъютантом командира полка. Великая Отечественная шла к логическому завершению — наконец перешли государственную границу.
Лишь в 1947 году вернулся Василий Арсентьевич домой в Нялино. На его гимнастерке знаки воинской доблести, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны.
2004