Александр Пурышев
Еще вчера Михаил наблюдал высокий берег родной деревни Пашкино недалеко от слияния двух могучих сибирских рек.
— Товарищ командир, можно пристать к берегу, хочу попрощаться с мамой?
— Не положено! – коротко ответил командир, завтра отходим в Омск.
8 июля 1942 года от пристани Самарово отошёл пароход «Коммунист» в Омский пересыльный пункт с очередной партией мобилизованных Ханты-Мансийским окрвоенкоматом. В команде № 35, состоящей из 8-и человек и предназначенной для пополнения военных училищ, находился и Пурышев Михаил.
На причал пришла провожать Михаила младшая сестра Аня, с которой они были очень дружны. Аня в то время училась в фельдшерско-акушерской школе вместе с будущим первым врачом-ханты Еленой Сагандуковой.
— Надолго уезжаешь? Я буду ждать.
— Мне бы вернуться с фронта, хоть раненым, пусть без ног, буду косы тебе заплетать.
Пароход уносил его все дальше от дома, и он погрузился в воспоминания.
14 февраля 1932 года Президиум Уральского областного Исполнительного Комитета принял постановление о переводе туземного отделения Тобольского педагогического техникума в посёлок Остяко-Вогульск. В связи с реорганизацией техникума 8 учащихся подготовительного отделения туземной школы переехали учиться в Остяко-Вогульск на первый курс. Кроме этого в результате дополнительного набора учащихся из сёл округа было принято ещё 5 человек. В числе этих счастливчиков оказался и Пурышев Михаил Нестерович.
В начале 1934 года его отца лишили избирательных прав по доносу приезжих граждан, которые не знали, как жил отец раньше, а жил бедно до 1928 года. Только в этот год его перевели в средняки, благодаря хорошему улову рыбы и удачной охоте на пушного зверя. Лично сам в средняках добыл только одной рыбы на 800 рублей и на эти средства поставил дом пятистенный и покрыл его железом, так как в 1928-1929 гг. железо еще можно было достать. Ему как хорошему рыбаку-охотнику Самаровский интегралсоюз отпустил железа в кредит. До переезда в новый дом отец с семьей жил в ветхой дедовской избенке. В период строительства дома он брал подсобную рабочую силу, плотников и вместе с ними работал сам. Но батраков и рабочей силы он никогда не имел. Со дня организации Пашкинского колхоза он вошел в колхоз. В колхозе он был основным охотником. Возлагаемое на него задание он всегда выполнял. Но приезжие выгнали семью из дома в баню и повесили на дом красный флаг.
А все началось летом 1930 года, когда во все партийные ячейки Самаровского района поступило секретное указание: «Проведение мероприятий по переустройству сельского хозяйства возможно лишь при самой решительной борьбе с кулачеством. Практическими задачами в данный момент являются – самая решительная борьба с кулаком, довершение работы по ликвидации кулачества как класса».
Но раскулачивание было ещё не самой худшей бедой. После раскулачивания их ожидал ещё более сокрушительный удар – лишение избирательных прав. Это сейчас многие и не ходят на выборы, а тогда формулировка «лишённый избирательных прав» означала жить изгоем.
Лишенцы не имели права участвовать в выборах и не избирались на руководящие должности. Лишения следовали одно за другим, будь то изгнание детей из школы или отказ в медицинской помощи. Но отца как хорошего охотника и рыбака оставили в колхозе, где он был в передовиках. Чтобы как-то облегчить участь своей семьи, маме Михаила, Аксинье Сергеевне Пурышевой (уроженке деревни Ахтино из многодетной семьи Ломотковых), советовали уйти от мужа, но она предпочла вместе перенести испытания. Михаил был отчислен из педучилища как сын кулака-лишенца. Но это его не остановило. Он стал вольнослушателем и после окончания учебного заведения учительствовал в Остяко-Вогульском округе. Сначала в деревне Корлики Ларьякского района (ныне Нижневартовского), а затем в 1937-1939 годах в деревне Шухтунгорт Березовского района.
В мае 1942 года Пурышев Михаил был назначен киномехаником и временно исполняющим обязанности заведующего Красным чумом Назымского сельсовета. В 1940-е годы этот передвижной очаг культуры занимался культурно-массовым, просветительским, медицинским обслуживанием населения деревень Назымского сельсовета, расположенных по р. Назым. Свою семью создать не успел.
Обучившись навыкам военного дела, Михаил отправляется на фронт. В качестве помощника командира взвода он принимал участие в боевых сражениях 66-й Гвардейской дивизии, входящей в состав 5-й Гвардейской армии. Летом 1943 года, когда на Курской дуге развернулось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны, войсками ударной группировки Воронежского фронта, в состав которого входила и 5-я Гвардейская армия, был нанесён мощный наступательный контрудар по группировке противника. В результате этой операции (с 12 по 23 июля) гитлеровские войска понесли большой урон. Не миновали потери и наступающих.
Осенью 1943 года добравшийся до деревни Пашкино почтальон вручил Пурышевой Аксинье Сергеевне извещение из военкомата: «Ваш сын гвардии красноармеец Пурышев Михаил Нестерович, уроженец Омской области Самаровского района д. Пашкино, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 23 июля 1943 года и похоронен в братской могиле близ сада села Новочеркасское Томаровского района Курской области»… Из наградного листа: «В бою за село Триречье 23 июля 1943 года когда командир роты был выведен из строя, командование ротой принял на себя тов. Пурышев. Выйдя впереди боевых порядков своей роты, тов. Пурышев повёл за собой роту, атакуя противника на окраине села Триречье. Несмотря на ураганный огонь всех огневых средств противника и три танка, которые противник ввёл в бой для отражения атаки, тов. Пурышев продолжал с ротой двигаться вперед и занял окраины населённого пункта, обеспечив тем самым дальнейшее продвижение вперед другим нашим подразделениям. В этом бою тов. Пурышев погиб смертью храбрых.»
Мой прадед, Нестер Пурышев, был призван на фронт 17 июля 1942 года Ханты-Мансийским ОКРвоенкоматом, и в числе 37 мобилизованных был направлен в распоряжение Омского пересыльного пункта. Команда № 32, созданная из мобилизованных села Самарово и Самаровского района, предназначалась для укомплектования стрелковых частей РККА. Из Омска Нестер Ананьевич был направлен на Ленинградский фронт в расположение 342-го стрелкового полка 136-й дивизии 67-й армии.
С началом Великой Отечественной войны на Ленинградский фронт была возложена тяжелейшая и ответственная задача – оборона Ленинграда. Город находился в критическом положении, и в январе 1943 года Советское командование приняло решение – начать операцию «Искра». Операция по прорыву и снятию блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Для наступления были сформированы ударные группы Ленинградского и Волховского фронтов. Основной ударной группировкой Ленинградского фронта являлась 67-я армия. В первом эшелоне наступающих выступала 136-ая стрелковая дивизия, принявшая на себя ожесточённые удары сопротивления противника. Проявив массовый героизм и сноровку, солдаты и командиры 136-й дивизии форсировали Неву и устремились в прорыв. Полк, в котором воевал Пурышев Нестер, шёл в первом эшелоне наступающей дивизии. 67-я армия свою задачу выполнила – оборона противника была прорвана. Но обе стороны понесли значительные тяжёлые потери. Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» составили более 115 тысяч бойцов. Ленинградский фронт потерял 12 320 солдат и сержантов. За героизм и мужество, проявленные при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, более 19 тысяч советских воинов были награждены орденами и медалям.
Когда забрали на фронт отца, Нестера Пурышева, не окончив фельдшерско-акушерской школы, дочь Аня вернулась в родное село помогать матери управляться с хозяйством. Через десять лет у нее родилась дочь Антонина, а еще через три года 27 апреля 1955 года появился на свет мой отец, которого Анна назвала в честь своего брата Михаилом. При укрупнении деревень семья переехала в деревню Треньку, где Аксинья Сергеевна дожила до преклонного возраста.
В нашем округе имена Пурышева Нестера Ананьевича и Пурышева Михаила Нестеровича увековечены на гранитной стеле Мемориала Славы в парке Победы г. Ханты-Мансийска.
В нашей семье есть традиция вместе с отцом и моим сыном Мишей навещать вечный огонь в парке Победы и вспоминать наших предков, которые всегда будут жить в нашей памяти.
3 комментария “История семьи – история народа”
Хотелось бы добавить, что имя Пурышева Михаила Нестеровича вернул из забвения краевед-исследователь Струсь Владимир Филиппович. И только благодаря ему имя Пурышева М.Н. появилось на Мемориале в окружном центре. Полностью статью, посвященную отцу и сыну Пурышевым можно прочитать в журнале «Архивы Югории. — 2012. — № 11.
Добрый день! При отправке материала указывал источники, в том числе «Архивы Югории», 2012 г. №11, «Подорожник», вып. 13. Владимир Струсь. Лично благодарил за его бесценный труд.
Вечная память!