Г. Сандов (7 класс), п. Сосьва
Кто ж открыл счастливый коридор для продолжения рода Слепцовых? Уже пяти поколений, живущих в посёлке Сосьва. И хочу представить вашему вниманию людей, которые своими боевыми и трудовыми подвигами подарили нам счастливую жизнь.
Двух героев моей поисковой работы уже нет в живых. Они, то и есть участники Великой Отечественной войны, прапрадед Дмитрий Петрович Слепцов и его сын Георгий Дмитриевич Слепцов. А информацию про них даёт мне прабабушка Роза Дмитриевна Слепцова, дочь и сестра этих участников в Великой Отечественной войне. Сама Роза Дмитриевна тоже приближала Победу, работая в тылу. О ней я тоже буду говорить. Рассказывая о всех героях, моей исследовательской работы, я буду описывать моменты из жизни членов некоторых поколений рода Слепцовых.
В 1941 году прабабушке Розе исполнилось уже 16 лет. Закончила 10 классов в посёлке Берёзово. Тринадцать юношей из их выпуска взяли на фронт. Двенадцать из них остались на поле боя. Она была уже в таком возрасте, что её воспоминаниям вполне можно доверять. О Дмитрии Петровиче мы можем говорить уже, что жил, воевал, вернулся с Победой. Имел медали. Был контужен. Покоится тело его в городе Тюмень.
На его единственного сына Георгия Дмитриевича была похоронка. Призвали его на фронт прямо с армии. Совпало так: демобилизация и Война. Домой не пришлось приехать после трёхлетней службы, сначала в Биробиджане, затем в Сучане. Бабушка Роза всегда с любовью и грустью вспоминает о своих братьях: родном брате Гоше и двоюродном Борисе. Борис ушёл на фронт из Сартыньи. Он был чуть постарше бабы Розы и они были очень дружны.
Уже после войны донеслось до родителей, что Георгий жив. Но без ног и слепой. Скитается по берегам Чёрного моря, в районе города Геленджик. Не хочет домой ехать в таком виде.
Отец мой, Дмитрий Петрович рванул туда. В надежде привезти сына домой. Ездил долго. Вернулся с очень тяжёлым настроением. Молчаливый, угрюмый. На вопросы не отвечал. И ничего никогда никому об этом вообще не рассказывал. Это оставалось тяжёлой тайной загадкой! Эта тайна ушла из жизни вместе с Дмитрием Петровичем.
«Вот и сын мой, Владислав, ездил на Мамаев Курган в 2014 году,- говорит моя прабабушка Роза, — в списках погибших Георгий не значится. Так и не узнали мы окончательную судьбу Гоши, — тяжко вздохнула бабуля. — Я родилась после Гоши. А после меня росли ещё четыре сестры: Валя, Клара и Вера. Отец был партийным и строго выполнял все приказы по партийной линии. До войны очень часто приходилось переезжать семье с одного места на другое. И мы как цыгане ездили с ним. У родителей росло шестеро детей. Когда жили в Кушевате, школы не было. И Гоша — брат мой — жил в Нарыкарах, в интернате. По неосторожности один из товарищей попал из ружья ему в щеку и выбил зубы. Ему в армии их вставили. Пришла пора мне идти в школу. Отец не отдал в интернат. И мы переехали в Берёзово.
Когда в 1934 году отца отправили для создания Казымской культбазы, мы с ним не поехали. Первый раз в жизни мама отказалась от переезда. Отец был там во время Казымского восстания в 1935 году. Когда в 1938 году его командировали возглавить строительство Сосьвинской культбазы мы опять остались в Берёзово. Но в Сосьве побывать мне всё же пришлось, судьба, наверно», — весело добавила бабушка.
Вот тут я немного добавлю от себя. В 1968 году в посёлке Устрём нашли друг друга и определились в своей судьбе мой дедушка Слепцов Владислав Александрович и уроженка посёлка Сосьва Зюзева Валентина Ивановна. Вырастили пятерых детей. Виктория — моя мама — самая старшая. Дед и бабушка тоже по-бойцовски отработали до пенсии по 40 с лишним лет в своём районе. Баба Валя в образовании, а дед Владик по партийной линии. Вот и мама моя учительствует 27 лет в нашем Районе. Сегодня в глубокой старости, прабабушка Роза проживает у своего сына в посёлке Сосьва, который строил её отец, Дмитрий Петрович. Она говорит, что жизнь человека, как крутящийся глобус. Всё приходит на свои круги. Она у нас философ и большая шутница, в общем боевая прабабуля.
Вернёмся к интервью. «Когда началась война, я заканчивала школу. Отца сразу не взяли на фронт. Он работал председателем рыбкоопа, в те времена сельпо. Местное население дало ему прозвище «Митька-лапка» (от слова лавка — магазин). По партийной линии он получил задание: сдавать рыбу в фонд обороны. Я с ним рыбачила с 41 года по 43год. Пока его не взяли на фронт. Я продолжала работать и в рыбокомбинате, и ездила с молодёжью по приказу комсомола по деревням. Косили сено для колхозов, траву силосовали, делали кирпичи в Кирсарае, ловили селёдку по реке Cосьва, заготавливали тал для колхозного скота. Учиться дальше не пришлось, сестрёнки были маленькие, и маме было тяжело. Потом всем сёстрам помогла получить образование. Сама без образования проработала 40 лет в детских учреждениях. В Нахрачах воспитателем в детском доме, их много было после войны, заведующей Дома пионеров в Ханты-Мансийске, заведующей интернатом, заведующей Детским садом в посёлке Устрём». «А как же бабушка без образования-то?» «Так ведь просили, вот и работала, а учила жизнь, она хороший учитель».
Я ловил каждое слово прабабушки. Очень хотелось узнать и запомнить всё. Пока она жива. Чтобы потом рассказать своим детям и внукам о замечательных людях, настоящих героях своего времени. Хочу походить на своих героических предков и думаю, что тоже стану героем своего времени.
Если по окончании моей работы возникнут вопросы или будут пожелания, то обращайтесь. Я обязательно уточню у Розы Дмитриевны-прабабушки нашей, которая воспитала четырёх сыновей, имеет 14 внуков, двадцать пять правнуков и пока только одну праправнучку Софию, которой может быть, уже и не придётся её услышать и увидеть, чтоб запомнить осознано. Жаль! Но такова жизнь…
В конце своей исследовательской работы я хочу подвести итог по темам, выбранным мною для исследовательской работы.
Активное участие в боевых действиях приняли предки из нашего рода, когда в 1941 году нависли чёрные тучи над нашей родиной Россией. Воевали и Дмитрий Петрович Слепцов и Георгий Дмитриевич Слепцов. Отец и сын: они ковали победу над фашизмом.
В глубинах Обдорского края не сидели люди равнодушно. И в тылу их дочь и сестра Роза Дмитриевна работала день и ночь, чтобы солдаты наши на фронте были одеты тепло, сыты и здоровы для победы над врагом.
И прабабушку Розу я хочу назвать настоящим бойцом с 1941 года по настоящий день. Работала в тылу под дождём и под снегом. Вставала рано, ложилась поздно. Думала о старших и о младших. Её ценили на роботе с детьми и в школе, и в садике за ответственность, самостоятельность, творчество, умение сплачивать детей и взрослых. Ей 91 год. Она сумела мне дать материал для моей поисковой работы.
Какое счастье быть Человеком!
Содержание моей работы подталкивает меня на следующие поиски для ответа на мои вопросы, вытекающие из содержания собранного материала: где воевал Георгий Дмитриевич Слепцов, узнать, как сложилась его судьба. Найти свидетелей-ровесников, работавших в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой Розой. Это нужно ей для получения книжки «Труженик тыла». Очень хочется, чтобы она подержала её в своих натруженных руках.
Передо мною встаёт вопрос: почему такие люди, как бабушка Роза, не внесены в «Книгу памяти» Берёзовского района?
P.S. Эта удивительная история нашла свое отражение на страницах окружной газеты «Сталинская трибуна» в далеком 1949 году. 23 марта там была опубликована зарисовка о человеке, повторившем судьбу Кирьяна Инютина из «Вечного зова». Вашему вниманию она будет предложена завтра.