Народное творчество Сибири отличалось прагматичностью, неравномерностью развития отдельных направлений. Более всего были развиты декоративное искусство, фольклор, игровые виды, праздничная обрядность; менее — песенные жанры, музыкальное искусство.
Декоративное искусство отличалось сдержанностью, определенной скупостью в размерах и красочности изображений, строгостью линий. Сибиряки не любили украшать предмет или сооружение целиком, а ограничивались украшением основной части, отдельных элементов: украшали карнизы домов, углы стен, наличники окон, ставни, могли провести вокруг дома ажурный резной пояс. Особо украшались ворота, но не все полотно, а столбы, карниз крыши ворот, «жуковина» с кольцом. Крыльцо имело резные столбы, ограждения — перильца, точеные «балясины», резную арку входа. Из надворных построек украшались, пожалуй, только амбары. В целом для творчества сибиряков характерны следующие особенности:
- Ясность и уравновешенность композиции. Сибиряки любили украшения — элементы в виде ромба, креста, квадрата, пересекающиеся или расположенные рядами, а также изображенные один в другом.
- На народное искусство сибиряков огромное влияние оказывало искусство местных народов: геометрические, растительные орнаменты.
- Излюбленными цветами были красный, синий, реже — черный, темно-коричневый. Из других цветов любили зеленый и желтый.
- При вышивании, фигурки вышивали красной нитью. Часто применялось шитье фигурных композиций из кривых, изгибающихся и пересекающихся друг с другом линий.
- Более всего сибиряки любили резьбу по дереву. Сквозная резьба доходила до кружевной тонкости. Украшения наличников окон были как «прорезные», так и «накладные»
- Иконы сибирского письма отличались, по описанию, «извилистым орнаментом на фоне и строгим симметричным построением композиции изображения».
Сибирское искусство стало местом встречи искусства Украины и Прибалтики, Поволжья и Польши. Белоруссии и Русского Севера. Так, украинцы принесли украшение «заборок» кути, стен. Часто встречались, стены и печи, расписанные гроздьями винограда, гирляндами пышных цветов, сценами охоты, изображениями фантастических деревьев с цветами и плодами.
СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Чалдоны – крылечки скоблены
Русь навалила, — весь наш край задавила
Родная деревня краше Москвы
На чужой стороне и весна не красна
В Сибири 100 рублей не деньги, 100 верст не расстояние
Человека убить — дальше Сибири не быть
Сибирь — золотое дно
Поселенец что младенец — на что взглянет, то и стянет
Золото веско, а кверху тянет
Драчливый петух жирен не бывает
Накормишь калачом — не бей в спину кирпичом
Мужик робит не покладая рук, пока Бог не пошлет по душу
Правду блюсти по совести
Горькому Кузеньке — горькие песни
Это не в селе, а в себе
Порука — наука
Хитер: первый тащит мясо из горшка
При худе-то худо, а без худа, и того хуже
Осудила чурка палку
Кто на приисках не бывал, — горя не видал
У него правды, как у змеи ног не найдешь
Чудно дядино гумно: семь лет урожая нет, а мыши водятся
В копнах — не сено, в долгах — не деньги, в гребях — не хлеб
Кыска скребет на свой хребет
Кто любит кислое да соленое, а кто — красное да зеленое
Стужа да нужа, нет ее хуже
Съел не худа, всего полпуда, осталось фунтов семь — завтра съем
Митяй сидя спит и лежа работает
То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи
Гнилой веревкой лошадь не ловят
Была бы пища — мыши найдутся
Пустая дума — лишняя тяжесть
Как ручки сделают, так и плечики износят
Вот теперь я поправлюсь! — сказал отец дьякон, выпивши восемнадцатую рюмку водки.
СИБИРСКИЕ ЗАГАДКИ
Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе (Четыре колеса у телеги)
Кину с блошку, — выну с кошку (Редька)
Мокрый теленок в подполье живет (Язык)
Не жива, а сдышит (Квашня)
По сеням ходит, а в избу не является (Дверь)
Сам худ, а голова с пуд (Безмен)
На скате горы косые унты (Уши)
Станет — выше коня, а ляжет — ниже кота (Дуга)
Рыжий, а не конь, с рогами, а не бык, шестиногий, без копыт (Таракан)
ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТОРОЖИЛОВ
У кого пальцы длинны — невеста маленькая будет
Кто на кошку наступил, — жениться захотел
Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники,
иначе хлеб не будет родиться
Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым, если же дать понюхать это подойник быку, то этим дело поправиться
Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет
Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть
Девушке нужно есть селезенку — косы хорошие будут
Парню нельзя есть селезенку — верхом не будет уметь ездить
Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут
На квашню нельзя садиться — обжора будешь
На ушат нельзя садиться — пьяница будешь
Засуха бывает от того, что кем-то оставлены в овине не обмолоченные снопы
Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, пронесет ото льда легко
Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме
ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ
НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ. Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».
При первом весеннем лове первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».
Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны.
Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.
О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.
При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.
О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».
Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка [берет] в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо-идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.
ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА. При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.
Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.
В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.
В жилом доме нельзя прорубать окно или дверь — хозяин умрет или будет вообще крупная потеря.
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Э! Паря, ты не тово, от моёво куска не откусывай и из чашки из моёй не пей. Изурочишь, поди, паря. Мою всю силу через рот возьмешь. Обессилишь меня.
Хлеб отрезанной стороной или отломанной следует класть внутрь стола. Так же точно нельзя класть ковригу или калач вверх «исподней» [нижней] коркой. В первом случае будет мало хлеба, а во втором — на том свете [черти] будут держать вверх ногами.
При дележе в семье [семейном разделе] старший режет ковригу ржаного хлеба на дольки по числу делящихся или имеющихся в семье мужиков. Отделяющийся берет свою часть и отходит от стола. Бабы разливают квашню и уносят свои части.
В старину был обычай не рушить вечером непочатую ковригу хлеба. Говорили, что «коврига спит».
Хлеб нельзя тыкать вилкой — на том свете [черти] самого на вилах будут поднимать.
В СЕМЕЙНОМ БЫТУ. Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить [капризничать].
Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.
Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.
Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.
Умершему кладут в гроб кудель, а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Рассейский народ молитвенный. А мы, челдоны, их [молитвы] не знам. В нашей семье семь человек, а Иван один только знат «Отче» и «Богородицу».
После Пасхи до Троицы нельзя в окно ничего выбрасывать — там стоит Христос, — «штоб не ушибить ево».
Вечером накануне праздников нельзя мести избу и выбрасывать сор из нее. Не будет богатства у хозяев.
Нельзя растягиваться на лавке ногами к божнице — Бог силу отберет.
Всякий праздник обязательно начинается накануне с закатом солнца и кончается также с закатом солнца. Канун праздника называется «вечерей».