Анатолий Рябов
Одно из значимых событий декабря минувшего года — празднование 65-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Гостями столицы были около тысячи ее защитников. В числе приглашенных оказался и житель окружного центра Феофан Кирьянович Николаев.
Многодетная семья Николаевых из Челябинской области оказалась в округе не по своей воле. Осенью 1929 года отца-священника ошарашило лаконичное решение властей: готовьтесь в ссылку!.. А что там готовиться, если хозяйство до нитки забрали. Потом посадили в товарняк и повезли неведомо куда. На другой год с открытием навигации семья оказалась в селе Троица Самаровского района. Первое жилье — наспех вырытые землянки.
После семилетки парню захотелось поехать в город, чтобы получить специальность, но руководитель комендатуры и председатель сельхозартели согласия не дали. Тогда Феофан решился на отчаянный шаг — сбежал в Челябинск.
Страшную весть о начале войны он услышал, когда уже учился в ремесленном училище. Два месяца спустя его зачислили курсантом Тюменского пехотного училища.
Через год ускоренный выпуск новоявленных младших лейтенантов отправился на фронт, в 160-ю Брестскую Краснознаменную дивизию. Николаев принял минометный взвод.
Первая награда, как первая любовь, помнится долго. Наши войска наступали. Надо бы и дальше развивать успех, однако, по данным разведки, находившуюся на пути следования наших войск белорусскую деревеньку оборонял батальон эсэсовцев. Перед взводом Николаева была поставлена задача: просочиться сквозь линию обороны противника и на рассвете поддержать атаку с тыла.
Командир оглядел свое войско. Большинство бойцов совсем мальчишки (как, собственно, и он сам). Смогут ли они в темноте по бездорожью проникнуть в заданную точку? Ведь на себе придется нести минометы и боекомплект. На душе было тревожно. Когда углубились в тыл, ночную темень осветила первая ракета, за ней другая. Неужели засекли? К счастью, на этот раз обошлось. Позади остался самый опасный участок пути. Задача была выполнена. А под утро четыре минометных расчета буквально прижали противника к земле, чем способствовали прорыву обороны. 19-летний командир за удачное проведение операции был отмечен орденом Красной Звезды.
От Брянска до «встречи на Эльбе» пролегли фронтовые пути-дороги Феофана. Ветеран вспомнил еще один боевой эпизод, случившийся в конце войны. Когда командование узнало, что на усиление обороны Берлина направлена танковая колонна, ранее задействованная против американских союзников, батальону пехоты и минометной роте Николаева поставили задачу: остановить ее и уничтожить!
— «Тигров» встретили как положено, — рассказывает Феофан Кирьянович, — метким отсечным огнем подожгли головные танки и в середине колонны, тем самым закупорили проход…
Орденом Отечественной войны первой степени отмечен этот подвиг старшего лейтенанта Николаева.
На Эльбе побратались с союзниками. И вот — Победа! Она стала самой дорогой наградой фронтовиков, что вернулись живыми домой.
Но радость возвращения Николаева на родину была с горчинкой. Проездные документы выписали к месту призыва, в город Челябинск. Но едва он устроился на завод, как сосед донес в органы: Николаев из семьи сосланных… Коммуниста Феофана Кирьяновича пригласили на партбюро, обсудили, вкатили строгий выговор и предложили немедленно вернуться к месту ссылки.
Полтора десятка лет возглавлял он совхоз. Много лет проработал начальником рыбучастка, директором гормолзавода. С супругой Эмилией Владиславовной воспитал двоих сыновей, подрастают внуки и правнуки.
Феофан Кирьянович давненько на пенсии, живется не очень легко, пошаливает здоровье. Но фронтовик не сдается — на войне было куда труднее!
2007