Из быта и нравов Сибири XVIII века

Источник

До учреждения Сибирской губернии (до 1708 года) общее управление Сибирью лежало на сибирском приказе в Москве, а ближайшее управление краем находилось в руках тобольских воевод. В первые 50 лет управление не представляло больших затруднений, пока со второй половины XVIII века население не стало резко увеличиваться из-за прирастания за счет беглых и  ссыльных, а также принятия разными азиатскими племенами русского подданства.

Несмотря на то, что жизнь в сибирском краю была тяжела и являлась бременем, равносильным самому строгому наказанию, количество беглых было так велико, что в 1673 году были учреждены заставы «у Пермии Великой и у Соли Камской границы», чтобы не пропускать в Сибирь пеших и конных людей без проезжих государевых грамот.

В 1719 году население на треть состояло из ссыльных и беглы, а количество переселенцев-добровольцев было очень незначительно. Положение остального населения было незавидным. В западной части масса беглых и ссыльных теснила и обирала коренных жителей, в восточной — громадная отдаленность от центральной власти способствовала развитию самодурства воевод.

Общую картину состояния сибирского общества в Елизаветинский период В.Щеглов в книге «Госуд. совет в России» (1892) описывает так: «…в самом передовом тогдашнем городе Тобольске один из самых образованных людей того времени тобольский митрополит Павел Конюшкевич не верил в движение земли вокруг солнца, и все старания астронома  Шаппа убедить его оставались тщетными.

Тоболичи вместе с генерал-майором смотрели на Шаппа с его инструментами, как на волшебника, думая, что его прибытие в Сибирь было причиною сильного разлива Иртыша. И что река снова войдет в свои берега, как только уедет Шапп».

В 1782 году было учреждено тобольское наместничество.  И вот некоторые губернаторы начали писать разные книги о Сибири: Соймонов, Семивский, Корнилов и Пестов. Другие образованные сибиряки писали в то время только хроники, так как другая литература была небезопасна. Журналы служили для приятного препровождения времени и почти не оказывали просветительного влияния. Князь Гагарин, например, хотел сослать на Ледовитое море одного пленного шведа только за то, что он вздумал составить географическую карту Сибири.

На весь енисейский и красноярский край была тогда всего одна школа в Енисейске, в которой обучалось грамоте несколько ребят, назначенных родителями в приказные, а учителем был отставной унтер-офицер. Когда Степан Самойлов, избранный депутатом от Енисейска в комиссию для составления проекта нового уложения, предложил обывателям просить через него об открытии аптеки и школы и о приглашении лекаря, то они заявили, что считают это «совершенно излишней роскошью».

Только в конце 18-го усилиями правительства были открыты навигационная школа и гимназия в Иркутске, а также горная школа в Барнауле. Ученики этих школ смотрели на учителей как на врагов, бегство школьников принимало массовый характер. Случалось часто, что мальчики, бежав из школы, зимой уходили в Верхнеудинск, Верхоленск или Енисейск. Их выгоняли обратно мороз и голод, доставляя обратно полицией. Телесные наказания, особенно в духовных учебных заведениях, граничили нередко с жестокостью. Мальчиков секли, иногда давали до 1000 розг, от которых дети умирали. Еще в 20-х годах 19 века семинаристов секли публично, в продолжении наказания звонил набатный колокол под крышей семинарского здания. Публика собиралась на это зрелище в большом количестве и смотрела на него с полным удовольствием.

Паллас, знаменитый исследователь Сибири,  писал в своем дневнике «…разврат и французская болезнь… вместе с пьянством служат ужасным бедствием для населения этой страны». Пили все — старые и молодые, женщины и дети. Вина было много, русские колонисты считали кабак необходимой принадлежностью каждого селения. Воеводы, несмотря на строгие запрещения правительства, сами гнали водку и торговали ей, подрывая казенные продажи. Не только европейцев, но и «соседей азиатцев», возмущало безмерное пьянство сибиряков.

Потеряла прежнюю чистоту и семейная жизнь. Первые завоеватели, пришедшие с Ермаком, отличались особенной строгостью нравов. У них строжайшим образом было запрещено прелюбодеяние, виновного в нарушении супружеской верности сажали в оковы на три дня, потом обмывали от греха при собрании всех товарищей, наполняли песком все его платье и ставили по горло в воду.

Но еще при жизни Ермака все начало меняться. Желая пополнить недостаток женщин в Сибири, правительство посылало их туда, набирая из падших женщин или из преступниц. Например, в 1630 году по указу было препровождено в Сибирь 150 девиц, набранных в Тотьме, Устюге и Сольвычегодске. В 1759 году было решено послать в Сибирь годных для замужества ссыльных женщин. У первых колонистов было развито многоженство.

Часто отцы семейств продавали, закладывали своих жен, дочерей или других родственниц. Распространен был обычай отдачи своих жен «в кортом». Если мужу нужны были деньги, а жену он мог заменить другой, если он уезжал на время в Россию или отправлялся в отдаленный поход, то он оставлял желающему свою жену с тем, чтобы тот за 10-20 рублей пользовался всеми правами мужа и возвратил бы ее в определенное время. Взгляд на женщину, как на вещь, держался в Сибири, особенно в глухих уголках ее, до самого 19-го века.

Удаленный от влияния европейской мысли житель Сибири свято хранил привезенные из митрополии суеверия, да и нередко создавал новые. Нигде на медведя не смотрели с таким страхом и уважением, как в Сибири, про его ум и хитрость рассказывали тысячи рассказов. Его считали человеком, обращенным в зверя. В ноябре 1732 года в Иркутск забежал огромный медведь. Он прогулялся по всему городу, после долго проживал в окрестном лесу, наводя страх на городские табуны. Медведя никто не решился застрелить, считая его оборотнем, а его прогулка по городу была сочтена предвестием смерти вице-губернатора Жолобова.

Тараканов в Сибири долго не было, они стали распространяться в 18 веке через южную границу Западной Сибири из Средней Азии и через Кяхту из Китая посредством перевозимых вещей, а потом из дома в дом сами стали путешествовать по городам и селам.

Помимо суеверий чертой, присущей сибирякам, было презрение к другим народам, особенно к западно-европейцам. Во время северной войны в Сибирь было сослано много шведских пленников, но ни одна сибирячка не хотела идти замуж за «поганаго обливанца». Правительство, желавшее поселить шведов в Сибирь, вынуждено было разъяснить посредством Синода, что брак со шведами «вовсе безгрешен и швед не может опоганить православной женщины». Иностранцы поражались некультурности жителей, их низким нравственным уровнем, сравнивая жизнь в Сибири с адом.

Правительство пыталось что-нибудь изменить. В 1701 году, например, в сибирских городах был получен указ о ношении немецкого платья, обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел. В 1706 году указ этот был отменен. Петр Великий сам признал невозможность введения в Сибири одежды немецкого покроя, население ни за что не хотело променять свою одежду на «дьявольское одеяние». Но другой указ о бритье усов и бороды, изданный 11 января 1715 года, выполнен в точности, может быть потому, что за невыполнение его бралась пошлина 100 рублей с торговых и посадских людей и 30 рублей с прочих городских жителей. Те, кто уплачивали пошлину, получали, установленные специально для этого, которые высылались в сибирские города из Москвы.

Тогдашним сибирским губернаторам были даны слишком большие полномочия из-за удаленности от центра, но это не привело ни к чему хорошему. В Тобольске  долго и упорно в народе держалось убеждение, будто первый сибирский губернатор князь Гагарин замышлял отделиться от России и образовать отдельное Сибирское государство. А иркутский вице-губернатор Жолобов «за разные законопротивные поступки» был предан суду. Ему вменялось в вину ложное обвинение в важных преступлениях сибирского губернатора тайного советника Плещеева, получение взяток с народа деньгами, золотом, серебром, освобождение за взятку якутских сборщиков, обвинявшихся в хищении казны, пытки двух человек, обвиненных без достаточных улик, причем, после пытки «жег огнем», отчего один умер. Приобретение разными злоупотреблениями 34 811 рублей, переплата себе лишнего жалования и многие другие. За эти провинности в назидание другим велено Жолобова казнить 1 июля 1736 года, указ о его проступках напечатать и опубликовать по всему государству.

Сибирские начальники были деспотами и требовали почестей, «соответствующих их служебному положению». Воеводы ходили в церковь «парадным обычаем, носили перед ними меч оберучный, как перед растригою; а люди его все перед ним с пищалями, саблями и со всяким оружием, как перед курфюстом немецким ходят». Холопов у воевод было множество: одни из них звались дворецкими, другие казначеями, стольниками.

В Енисейске уже в начале 19-го века, перед самым приездом Сперанского, городничий Куконевский катался по городу в экипаже, запряженном чиновниками. Это он делал столько же для собственного удовольствия, сколько и для наказания этих чиновников, которые хотели ходатайствовать о смене его. По городам воеводы и другие приказные люди держали много женщин для себя и своих приближенных, продавая из в жены русским инородцам. Некоторые воеводы заводили развратные дома с целью извлекать из них барыши. Енисейский воевода Галихвостов отдавал на откуп помесячно «зернь и корчму и безмужных жен на блуд, и от того брал себе откупу рублев по 100 и больше, и тем блудным женам велел наговаривать на торговых и проезжих и промышленных людей напрасно для взятки».

Воеводы ссорили между собой жителей, приказывали им жаловаться друг на друга, потом начинали судить  их, обирая обе стороны. Занимались и поборами, даже разбоем. Иркутский воевода Ракитин в 1717 году напал на ехавший из Китая караван купца Гусятникова и разграбил его.

Запуганность народа, неуверенность его в торжестве справедливости проявилась особенно сильно во время приезда в Иркутск Сперанского.  Народ боялся подавать жалобы на администрацию. Решились только два дряхлых старика пожаловаться на Лоскутова. А когда Лоскутов при них же был сменен и арестован, то они, трясясь всем телом и рыдая, схватили Сперанского за полу и шептали: «Батюшка наш, что ты делаешь? Ведь ты знаешь его, ведь это Лоскутов! Как бы тебе от него за нас чего худого не было». И только небывалая до сих пор в Сибири доступность и честность Сперанского развязала язык обывателей. Полились жалобы. Создано было несколько следственных комитетов, судить приходилось всех поголовно, начиная с губернатора и заканчивая волосным писарем! Взяточничество до того вошло в нравы, что Сперанский только заставлял возвращать взятое.

Взяточничество было большой бедой для Сибири. Начиная с правления Петра, наказания за взятки усилилось. Взяточников ссылали в каторгу, им вырывали ноздри, били кнутом, рубили головы. Но изменить все эти меры уже ничего не могли.

Хочется верить, что сейчас, много лет спустя все эти беды Сибирь миновали…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика