Иван Белоусов
В истории Ханты-Мансийска – казалось бы, изученной вдоль и поперек – еще остаются неизвестные страницы, которые даже спустя десятилетия будоражат умы и не дают архивам застояться.
Спросите сейчас своих юных родственников – «Кем был Борис Лосев, в честь которого назван главный парк столицы округа и одна из улиц города?». Более чем уверен, что внятного ответа на этот вопрос вы не получите. Более того, жизнь Лосева оставила после себя массу загадок, которые так и не решены до сих пор. Или же… засекречены. Да и обстоятельства его смерти тоже до конца не выяснены.
Поиски фактов по этой давней истории привели к очень грустному результату. Информации по Борису Лосеву очень немного. Да и та, что имеется, пестрит несоответствиями и зачастую домыслами. Точно известно лишь то, что в округ Лосевы прибыли в 1908-09 годах. В 1906 году отец Бориса Николай Анатольевич был осужден по обвинению «в подстрекательстве крестьян к ниспровержению существующего строя» и выслан из Костромской в Тобольскую губернию, в деревню Цингалы. Его неуемная натура проявилась и здесь. Но не в революционном запале, а в мужицкой смекалке. Николай Лосев создал одно из первых на Севере сельское потребительское общество. В годы Гражданской войны он был арестован, этапирован сначала в Тобольск, а потом в Читу, где и был расстрелян колчаковцами.
Борис Лосев родился в 1905 году. А уже через две недели после его рождения отца со всей семьей сослали. Борис рос очень способным, жизнерадостным, крепким мальчиком. Он был единственным сыном, поэтому отец в нем души не чаял: воспитывал с особой любовью, закалял, брал с собой на рыбалку, в лес по грибы и ягоды, на охоту. Не удивительно, что в свои десять лет Борис мог в одиночку ходить на охоту за зайцами и куропатками, ставил в лесу капканы и силки; на реке – переметы. Вдобавок он хорошо играл на балалайке и мандолине, обладал хорошим слухом, имел красивый и звонкий голос, любил петь, читать книги и декламировал стихи Пушкина, Некрасова, Никитина.
Как известно, первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи состоялся 29 октября 1918 года. Съезд провозгласил создание организации молодежи нового типа и утвердил её название – Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ). На Обском Севере первые комсомольские ячейки начали создаваться в конце 1919-начале 1920-х годов после освобождения Западной Сибири от колчаковцев и восстановления Советской власти.
Территория нынешнего Ханты-Мансийского района в то время входила в состав Тобольского уезда Тюменской губернии. Общее руководство созданием комсомольских ячеек и организаций в регионе осуществляло Урало-Сибирское бюро ЦК РКСМ.
Одна из первых комсомольских ячеек на севере Тобольского уезда была создана в ноябре 1919 года в селе Реполово по инициативе коммуниста К. Кропотина. В селе Самарово (ныне Ханты-Мансийск) инициатором создания комсомольской ячейки стала группа сочувствующих РКП(б) во главе с бывшим политическим ссыльным, большевиком, красным партизаном И. А. Бубликом. В конце ноября 1919 года входившая в эту группу бедняцко-батрацкая молодежь объединилась в комсомольскую ячейку, секретарем которой избрали Евдокию Ершову. В августе 1920 года Тобольский уездный комитет РКСМ создал комсомольскую ячейку в селе Цингалы.
Процесс образования комсомольских ячеек был прерван крестьянским восстанием, которое началось в январе 1921 года в Ишимском уезде Омской области. В середине февраля оно распространилось на районы Обского Севера. Многие ячейки были разгромлены. Самаровская ячейка также понесла потери.
В свои 14 лет Борис уже был одним из первых комсомольцев. В это время и случился «кулацко-эсеровский мятеж» из-за которого он вступил в красный партизанский отряд. На этом каноническая история заканчивается. И начинаются нестыковки.
По одной из версий, которую можно найти в Интернете, в 1921 году Борис вместе с частями особого назначения (ЧОН) изымал зерно у крестьян. Побывав в селе Самарово, они реквизировали зерно, погрузили на подводы и отправились дальше. Но по какой-то причине Лосев не ушел со своими, а задержался на несколько часов в селе. Тут его изловили обозленные мужики, распороли живот и набили соломой.
По второй версии все это произошло в Реполово. Борис вместе с коммунистом Ильей Рыбиным вызвался спилить часть телеграфных столбов, чтобы нарушить телеграфную связь. Выполнив задание, напарники вошли в село и попали в руки врагов. После мучительных пыток «…палачи вспороли Борису живот и насыпали в него зерна. Мертвого Лосева привязали у развилки дорог с дощечкой на груди «Продразверстка выполнена».
Третья версия тоже не привносит ясности. Зимой 1921 года контрреволюция подняла голову, бандиты захватили Тобольск и двигались на Север. Повсеместно коммунисты, комсомольцы и советские активисты создавали боевые группы и шли на соединение с Березовким красноармейским отрядом для подавления восстания. Известие о мятеже застало Бориса Лосева в Демьянске, где он учился. Юноша на лыжах вернулся в родное село и с группой партийных, советских работников направился в Реполово, где формировался отряд. Выполняя боевое задание партизанского командования в с. Реполово, Борис Лосев попал в руки бандитов и был зверски убит.
Как видим, сходится лишь концовка. Впрочем, есть еще вариант, что все это произошло в селе Зенково… И сегодня невозможно точно сказать – где таится правда и насколько она отличается от истины. Когда я рассказывал о судьбе Бориса Лосева знакомым, то первым вопросом, как правило, было наличие у крестьян зерна: «Разве в Сибири было развито хлеборобство? При наших-то морозах да дождях?». Как бы то ни было, юный комсомолец стал одним из тех, кого забрала Гражданская война.
А 28 октября 1968 г., в день 50-й годовщины ВЛКСМ, в березовом сквере Ханты-Мансийска был торжественно открыт памятник Борису Лосеву, а скверу было присвоено его имя. Опять же, непонятно, почему именно Лосев был удостоен такой чести? В те огненные послереволюционные годы было немало героев, отдавших свои жизни «в борьбе за это». Даже на территории округа. По всей стране улицы, скверы и парки назывались именами общеизвестных людей: Павлик Морозов, Юрий Гагарин, Феликс Дзержинский, молодогвардейцы и пионеры-герои. Откуда возникла идея назвать будущий городской парк именем мало кому известного комсомольца?
За время своего существования парк видел многое. Тут была знаменитая «Сковородка» — танцплощадка, которую любили и знали все горожане. Тут стояло судно на подводных крыльях «Ракета», перестроенное под молодежное кафе. Сегодня бывший сквер не узнать, он изменился кардинально.
Памятник Борису Лосеву был снесен в 1995 году. И сейчас в парке ничего не напоминает о герое. Просто имя, без указания подвига, без каких-то еще сведений. Прежний памятник сохранился лишь на пожелтевших фотографиях. Изображения Бориса Лосева мне так и не довелось найти. Единственной заметной памятью о Борисе стала песня бессмертия тюменского журналиста, литератора, автора книг о людях Севера Юрия Переплеткина в газете «Знамя коммунизма»:
«А Лосев стоял молчаливо и гордо,
К любым испытаниям готов.
Им слёз не увидеть!
И юноша гордо смотрел на бессильных врагов.
Они его били, штыками кололи,
Раздетым вели на мороз,
Но пленный, как будто не чувствовал боли
И словно не слышал угроз».
Все тайное однажды становится явным. Увы, но эта аксиома срабатывает не всегда. И как знать, может быть когда-нибудь мы сможем узнать настоящую историю жизни и смерти Бориса Лосева. Или хотя бы мемориальную доску. Без искажений. Без утайки. Чтобы знать и помнить.
Продолжение следует…
Мысль на тему “Загадка Бориса. Герой, о котором мало что известно”
Здравствуйте, уважаемый Андрей!
С большим интересом и волнением прочитал Вашу статью. У нас в посёлке Бобровка Ханты-Мансийского района в 60-х годах пионерская дружина в восьмилетней школе носила имя Бориса Лосева. В пионерской комнате висел карандашный портрет Бориса Лосева. К нам в школу приезжала сестра Бориса. Фамилия у неё была по мужу Виноградова. Она подарила девочкам-отличницам белые ажурные воротнички, а единственному в нашей школе Борису Капле отдельный подарок. Рассказывала, как погиб её брат. Это было зимой, между Цынгалами и Батово. Пишите. С уважением, Виктор Южаков, к.и.н., г. Тюмень