Альбина Глухих
Большая крестьянская семья Одинцовых — коренная для маленькой деревни Аксурки, что в Дубровинском (ныне Вагайском) районе. Не нищенствовали Одинцовы, но и богатыми не были, жили как все, а война началась, отдавали мужей, братьев и сыновей на фронт.
Друг за другом ушли воевать Ефим, Иван, Прохор и последним — Григорий, старшие братья уже были семейные. Мать Татьяна Тимофеевна каждому одевала крестик, благословляла молитвой, надеясь, что это защитит сыновей от гибели. Но не вернулись домой ее Ефим, Иван и Проша, погибли смертью храбрых. Судьба хранила младшенького. Раненый, контуженный, он вернулся домой уже после победы над Японией. Но некоторые эпизоды из фронтовой жизни до сих пор не может забыть Григорий Павлович.
Война шла к концу. В одном из боев Одинцов был ранен в спину и два месяца провалялся в госпитале. Поправившись, попросился снова на фронт. Но в свою танковую часть Григорий не попал, зачислили его в 39-й стрелковый полк. Впереди было освобождение Чехословакии. Шли бои за город Брно. Рядом с Одинцовым разорвался снаряд. Взрывом солдата отбросило и ударило о дерево. Наутро очнулся — в голове шумит. Выкарабкался из-под земли, огляделся: никого. Словно и боя не было. Смотрит, броневичок идет и красная звезда на борту, значит наш. Экипаж помог ему забраться в машину, довез до части, благо не очень далеко отошла. Но, оказалось, командир счел его погибшим и даже отправил похоронку родителям.
Теперь он боялся за мать, все же трех сыновей она уже потеряла, как выдержит очередной удар? Написал письмо об ошибке писаря. Ответ из деревни пришел, когда Одинцов уже знал об отправке его части на войну с Японией.
Бытует мнение, что война с Японией была не только непродолжительной, но и легкой. Ничего подобного. Григорий Павлович Одинцов навсегда запомнил японских солдат-смертников, приковывающих себя к пулеметам, и солдат, делающих себе харакири только чтобы не попасть в плен. Невероятная по жестокости и фанатизму война закончилась для сибиряка тяжелы м заболеванием, домой его отправили в сопровождении медсестры. Домашний климат, материнская забота оказали благотворное влияние: он выздоровел. Сегодня о войне Григорий Павлович старается не вспоминать. Жалко, материнский крестик-оберег не сохранился.
2007