Через призму времени

Анатолий Рябов

Недавно окружной военный комиссар В.И. Мамонов по поручению Президиума Верховного Совета Союза ССР поздравил Василия Герасимовича Абазовика с боевой наградой и прикрепил к его груди орден Красной Звезды. Награда нашла героя спустя треть века.

…Все дальше от нас уходит война. Многое стирается в памяти защитников Родины. И все же свой главный бой Василий Герасимович запомнил на всю жизнь…

— Настороженно ощетинился огневыми точками западный берег полноводной Вислы. А на восточном под покровом ночи в кулак собралась наша огромная сила, чтобы ударить по врагу. В составе гвардейского кавалерийского корпуса готовился к форсированию реки и мой пулеметный расчет, — рассказывает ветеран.

— Понтонных средств не хватало. Выручила солдатская смекалка. В плащ-палатки завертывали тугие снопы соломы. Несколько таких тюков свяжешь вместе — и плотик для оружия, для не умеющих плавать готов. До берега оставалось рукой подать, когда с помощью ракет нас заметили. Батальон с ходу устремился вперед под прикрытием пулеметов. Не ожидавшие такой дерзкой атаки, фашисты опомнились, открыли яростную стрельбу. Но нависающий высокий берег уже скрывал первую волну бойцов.

Так мы вступили в бой за Сандомирский плацдарм. Прицельным огнем своего пулемета расчет уничтожил, пожалуй, несколько десятков врагов.

После выхода из боя командир полка мне и еще шестерым бойцам вручил медали «За отвагу». Впереди — упорные бои. Чем дальше на запад откатывался враг, тем яростнее становилось его сопротивление. Жестока война. За год с небольшим несколько раз менялся пулеметный расчет. Везло мне, пока не подошли к Одеру.

На кавалерийских тачанках часто совершали рейды по тылам. Наносили ощутимые удары по вражеским коммуникациям, создавали заторы. В одной из таких операций попали в засаду. Как только втянулись в зону обстрела, фашисты открыли прицельный огонь. Выгодную позицию выбирать некогда. Упал на землю, укрыться негде. Лежать — верная смерть. Какая-то неведомая сила подняла меня, момент — и бросился вперед. Спрятался за какой-то кочкой, стал осторожно искать цель. Заметил… Послал туда длинную очередь. Товарищи воспользовались поддержкой, и последовали моему примеру. Больше ничего не помято, очнулся в госпитале.

После выздоровления свой корпус разыскал в Германии, Над рейхстагом уже развевалась победное знамя. Слышал, что был представлен к награде за последний бой. Но получить ее не довелось – демобилизовался.

Прошли десятилетия, и вот сегодня орден вновь мне напомнил о былом…

1978

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика