Виктор Балин
Вернемся еще раз к планировке. и застройке города. Первоначальный проект планировки предусматривал лишь разбивку территории на кварталы, ограниченные со всех сторон улицами. Кварталы центральной части, ограниченные улицами Мира, Ленина, Энгельса и Дзержинского, резервировались под строительство зданий государственных и общественных учреждений, под объекты культуры, торговли и т. д.
23 марта 1932 г. Окрисполкомом утверждается отвод водной акватории на Иртыше (выше консервной фабрики) для гидроаэропорта.
Возрастающие потребности в рабочей силе для нужд строительства и зарождающейся промышленности со всей остротой поставили перед окружными организациями задачу изыскания и привлечения рабочей силы. Прежде всего принимаются меры к созданию кадров рыбной промышленности и консервной фабрики из числа спецпереселенцев. По решению Самаровского райисполкома от 6 октября 1931 г. в 750 метрах от фабрики создается поселок Рыбный, под строительство его отводится площадь в 7,5 га. Позднее этот поселок сливается с Самаровом и в нем организуется неуставная сельскохозяйственная артель «На новом пути» в составе 65 хозяйств, перешедшая в 1938 году на Устав сельхозартели.
Недостаток в рабочей силе испытывало и строительство окружного центра. По докладу прораба К. Н. Пайвина нужно было 399 человек, имелось же 200. Не хватало свыше 100 плотников, 50 столяров, 8 печников. Совершенно не было каменщиков, стекольщиков, маляров.
В служебной записке 26 ноября 1931 г. на имя плановой комиссии тов. Рознин пишет: «Подработайте вопрос о том, каким путем будет формироваться рабсила для строительства окрцентра. Надо поставить, пожалуй, организацию особого поселка из спецпереселенцев (кто обстраивает, где, какими средствами, каких специальностей). Срок 5 декабря». В ответ на это предложение окрплан вносит проект создания на северной окраине окружного центра поселка строителей в составе 500 семей с отпуском на обустройство поселка 100 тысяч рублей. Комплектуются строительные бригады, которые вместе с семьями размещаются во вновь выстроенных двухквартирных домах за логом от ул. Дзержинского, образуя небольшой поселок в несколькоулиц, которому присваивается название «Перековка».
Рост населения окружного центра выдвинул вопрос создания местной продовольственной базы для удовлетворения хотя бы в минимальных размерах потребности населения в молочных продуктах, овощах, картофеле. Оргбюро 30 июня 1931 года выносит решение об организации по линии интегральной кооперации молочноовощного хозяйства. Такое хозяйство, именуемое молочнотоварной фермой (МТФ), создается в 1932 году из 80 семей спецпереселенцев, расселенных в небольшом поселке в четырех километрах от города, на берегу протоки Ходовой. В порядке землеустройства в 1934 году МТФ отводится свыше 1000 га сельхозугодий. Вскоре это хозяйство стало поставлять городу — в первую очередь, детским и медицинским учреждениям — молочные и овощные продукты, картофель.
Для оказания практической помощи колхозам и пропаганды сельскохозяйственных знаний в 1933 году по постановлению CHK и HK3 РСФСР в окружном центре создается первое научное учреждение — комплексный сельскохозяйственный опорный пункт Наркомзема РСФСР. В нагорной части с. Самарово пункту отводится земельный участок площадью 60 гектаров. Здесь быстрыми темпами строится контора дирекции с лабораториями, теплицы, служебные и жилые помещения. Осваиваются земли под опытные площади открытого и закрытого грунта. Впервые проводятся опыты по выращиванию различных сельскохозяйственных культур, селекции ячменя и картофеля, разрабатываются приемы агротехники в условиях средней полосы округа. Здесь же создается питомник плодово-ягодных растений. Для ведения опытного животноводческого хозяйства пункту отводятся за Иртышем луговые пойменные земли — свыше 900 гектаров. Большую внедренческую работу опорный пункт проводит в колхозах Самаровского, а затем и других районов округа.
Организатором и руководителем пункта был агроном Дмитрий Евлампиевич Перовский, первыми научными работниками — агрономы Виктор Максимович Шувалов, Ариадна Николаевна Голяновская, Дора Васильевна Семенова, зоотехник Федор Васильевич Вашкевич и др. специалисты, проработавшие здесь многие годы и оставившие о себе среди колхозников и работников сельского хозяйства хорошую память.
Большую роль в становлении и развитии сельского хозяйства сыграла окружная одногодичная колхозная школа, организованная в 1936 году, позднее преобразованная в сельскохозяйственную. Школа готовила счетоводов, бригадиров полеводства, животноводства, ветфельдшеров для обоих национальных округов.
Все дольше расширяется строительная площадка окружного центра. Полукольцо некогда дремучего леса отступает все дальше и дальше, открывая новые кварталы, улицы, площади. В течение 1932-35 г.г. построены здания Дома Союзов, кинотеатра, поликлиники, больницы, сберкассы, госбанка, окрконторы связи, ветлечебницы, леспромхоза и т. д.
Широко развертывается социальнокультурное и бытовое строительство. Сдаются в эксплуатацию новые здания педагогического училища (1933 г.), средней школы № 1 (1934 г.), совпартшколы (1934 г.), медицинского училища (1934 г.), правления рыбкоопа с универмагом, хлебопекарни, ряда магазинов рыбкоопа и ОРСа леспромхоза, бани и электростанции в деревянном исполнении.
К 5 декабря 1934г. — дню открытия второго окружного съезда Советов — дала первый ток местная электростанция. В мае 1935 г. На площади между Домом Советов и Домом туземца был заложен сквер. Землеустроителем горкомхоза И. М. Бухваловым определены его границы, размечены аллеи, а в дни субботника молодежью и трудящимися города выкорчеваны пни, посажены деревья, заложены газоны, цветные клумбы. Теперь это сад с аллеями высоких стройных берез.
Летом 1936 года начались капитальные работы по сооружению грунтовой и шоссейной дороги от поселка до Самарово вместо существовавшей лесной тропы. Спрямлялась и расширялась трасса, выравнивалось полотно дороги. Все земельные работы производились, главным образом, вручную. В течение летних месяцев 1936 и 1937 г.г. дорога была приведена в проезжее состояние для конного транспорта и немногих автомашин, только что появившихся на улицах поселка. С сооружением дороги началась усиленная застройка обеих ее сторон преимущественно домами частных владельцев. Так появилась еще одна улица — Остяко-Вогульская (теперь ул. Гагарина) протяженностью в пять километров. Теперь эта улица неузнаваема. Мелкие строения вытесняются двухэтажными деревянными и каменными зданиями.
Работы по улучшению дороги были продолжены и в последующие годы, что диктовалось появлением большого количества автомашин. В этом деле активное участие приняли не только организации и жители города, но и колхозники Самаровского района. Дорога была закончена лишь в 1940 году. Однако в последующие годы, с развитием пассажирского и грузового транспорта, эта дорога не стала удовлетворять требованиям города, особенно в периоды распутицы, когда она становилась совершенно непроезжей. И только в послевоенные годы (1947—49 г.г.) удалось покрыть ее гравием, а полностью заасфальтировать — лишь в 1952— 1962 г.г.
Одновременно ведется большое строительство и в Самарово. Строятся здания Клуба рыбников (1931 г.), народного суда (в нагорной части), средней и восьмилетней школы, детского санатория у ручья «Студеный лог», ряд административных и жилых домов рыбоконсервного комбината и райрыболовпотребсоюза. Вместо старых, покосившихся домов в центре Самарово возникает центральная площадь, постепенно благоустраиваются грязные, иногда совершенно непроезжие улицы, прокладываются тротуары, обсаживаются палисадники.
Реконструируется рыбоконсервная фабрика, в ней вводятся новые цеха по переработке рыбы, усиливается оснащенность их, что значительно увеличивает мощность фабрики. Улучшается пристанское хозяйство, расширяется площадь складских помещений. На территории между консервной фабрикой и поселком Рыбным строится здание гидроаэропорта. Одновременно обустраивается временный зимний аэропорт за Иртышом. Вводится летнее авиасообщение на гидросамолетах. В 1938 году появляется возможность для радиотелефонных переговоров с районными центрами округа и с центром области — Омском. Окрконтора связи получает мощные почтовые катера для связи с отдаленными пунктами округа.
Так завершался десятилетний довоенный период жизни города Ханты-Мансийска.
Журнал «Югра», 1992, №12