фото Светланы Трифановой
Анна Ивановна Бессонова – уникальный человек. Шутка ли, закончив хантымансийскую школу №2, она вернулась в родные пенаты в качестве преподавателя и проработала здесь… ПЯТЬДЕСЯТ лет!
Рожденная 1-го сентября
Родители Анны Ивановны оказались на Севере, как и многие другие югорчане, не по своей воле. В 30-е годы тысячи репрессированных со всех уголков Урала и юга Западной Сибири были сосланы в дремучую нехоженую тайгу – государству требовалась дармовая рабочая сила.
Появилась на свет наша героиня в поселке Кирзавод, а в пятилетнем возрасте ее большая семья, где росло семеро детей, переехала в Ханты-Мансийск. В 1957 году девочка пошла в школу – сначала в четвертую, а после окончания восьмого класса — во вторую, тем самым связав с ней всю свою жизнь.
С выбором профессии Анна Ивановна определилась рано:
— В пятом классе меня назначили пионервожатой, и уж больно мне эта обязанность понравилось. И пошло дальше – избрали председателем Совета дружины, потом членом комитета комсомола…
Училась девочка практически на круглые «пятерки», школу закончила с серебряной медалью, а единственная итоговая «четверка» была ей поставлена… по алгебре.
— Помню, перед последним экзаменом мы семьей картошку копаем и мама спрашивает: «Дочка, ты хоть школу-то закончишь?» Родители у меня были людьми простыми, отец — столяр, мама – техничка, даже не знали, как учусь…
А их дочь в 1966 году поступила в Тюменский педагогический институт, после окончания которого вернулась в родную школу – теперь уже в качестве учителя математики. Своими наставниками, повлиявшими на выбор профессии, она считает Евдокию Константиновну Мишагину и Надежду Ивановну Коренькову, завуча 2-й школы, которую называли «учителем учителей».
— Да и родилась я 1-го сентября. Наверное, сам Бог велел идти работать учителем, — улыбается Анна Ивановна. — Что представлял собой Ханты-Мансийск пятьдесят лет назад? Ни город, ни деревня – где-то посредине, маленький, но такой родной. Настроение у тебя плохое, а на колонку за водой пойдешь — с одним поговоришь, с другим, глядь – и настроение поднимается. Тогда это был город знакомых прохожих…
Чему равна площадь круга
— Конечно, пришлось поплакать первое время, а потом ничего, втянулась. Всегда с охотой шла на работу. Наша добрая старая школа, стояла на пригорке и смотрела за Иртыш…, — с ностальгией говорит собеседница. — Учителя служили хорошим примером – интеллигентные, внимательные, такие, как Клара Федоровна Мухина и Валентина Ивановна Сидорова буквально жили школой.
С теплотой вспоминает педагог Андрея Филипповича Пашина, который на протяжении почти двадцати лет проработал директором:
— Он являлся настоящим хозяином этой школы. Приходил утром самым первым, уходил самым последним. У него была такая своеобразная походка, и было понятно, что это он идет по коридору. И все в классе невольно улыбались — шёл Андрей Филиппович… А вообще за годы моей работы в школе сменилось много руководителей – Пашин, Коренькова, Трифонов. И мне со всеми работалось хорошо.
Алгебра и геометрия, которые преподавала наша героиня – предметы сложные, и даются далеко не каждому. И объяснить их так, чтобы у любого, самого нерадивого ученика появились какие-то представления о косинусах, интегралах и аксиомах – задача не из легких.
— На занятиях старалась доходчиво объяснять тему. Да, на уроках я была строгой. За некоторые «двойки», поставленные детям в молодости, сегодня я должна была бы извиниться… Всегда считала, что любую «тройку» ребенок должен заработать.
Зато благодаря такой строгости педагога у многих ее бывших учеников математические законы запечатлелись глубоко в памяти. Она со смехом вспоминает, как стоявший рядом на автобусной остановке взрослый мужчина поздоровался и вдруг заявил: «А я до сих пор помню, что площадь круга — пи эр квадрат!»
Или другой забавный случай, когда в магазине кассир внезапно протянула нашей героине шоколадку: «Вы несколько уроков подменяли нашу учительницу и только благодаря вам я поняла, что такое математика. Спасибо, вы – очень хороший педагог!» А вся немаленькая очередь безропотно ждала, слушая такой спич в адрес застеснявшейся женщины…
С любимыми – не расстаются
Еще одна неотъемлемая составляющая учительской профессии — классное руководство. Об этом Анна Ивановна рассказывает охотно:
– Поначалу я ни одного воскресенья дома не проводила, все время с классом куда-то выезжали. Да и дети тогда были другими – более ответственными, самостоятельными, добрыми и трудолюбивыми. В походы все отправлялись на своих шлюпках. Если вдруг возникала необходимость что-то сделать – вставали и шли. Забот у школьников было много — дрова кололи подшефным, картошку копали на полях опытной станции. А когда у рыбокомбината план не шел, то целыми классами отправлялись на разделку рыбы, в первый цех.
Много в памяти педагога разных лиц, интересных случаев, поучительных примеров. Многих своих учеников она хорошо помнит, и далеко не все из них отличались усердием и способностями:
— Конечно, бывало, проказничали. Однажды, еще в старой школе, чуть пожар не устроили — подожгли урну с бумагой. Забавно, что на предложение виновникам признаться, встали совсем не те, на кого могла бы подумать…
И вспоминает, как однажды встреченный на улице бывший ученик, никогда не отличавшийся прилежанием и хорошими отметками, побежал в магазин, купил розы и с благодарностью вручил своему педагогу.
— Конечно, особенно дорог самый первый выпуск 1977-го года, с этими ребятами дружим до сих пор. По возрасту между нами ровно десять лет разницы. Когда мне исполнилось шестьдесят, а им всем по пятьдесят, то мы все рестораны города обошли, празднуя наши юбилеи, — вспоминает героиня. — И вообще, если бы в школе мне было плохо, то не отработала бы я здесь целых полвека. Как домой шла, здесь забывались все личные проблемы.
Новации и традиции
На протяжении всей своей жизни Анна Ивановна старалась идти в ногу со временем, внимательно относясь к любым новациям в профессии. Так, например, когда в середине 70-х годов прошлого века из гороно стали опрашивать педагогов, кто из них хочет пройти подготовку в качестве учителей информатики, то, конечно, не осталась в стороне и Бессонова.
— Поехала в Тобольск, изучать устройство ЭВМ. А потом на доске мелом это детям объясняла…
Обладая колоссальным опытом, она имеет право сравнивать прежнюю и современную систему образования:
— Раньше в математике требовалось, чтобы все решения сопровождались доказательствами, поэтому дети понимали предмет более глубоко. Сейчас учебные программы стали сложнее, но изучение их идет поверхностно.
Но, по мнению педагога, неизменными остаются глубинные качества, присущие российской школе:
— Такие качества, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие никуда не ушли, на них держится все наше общество. А еще – на традициях. Первое сентября – это всегда улыбки, а двадцать пятое мая – это всегда слезы…
В этом году Анна Ивановна Бессонова, «Отличник народного просвещения», неоднократно награжденная различного рода Почетными грамотами, чей портрет украшал городскую Доску почета, приняла решение уйти на давно заслуженный отдых:
— В этом виноват коронавирус. Полгода все коллеги технически помогали мне обеспечивать образовательный процесс в удаленном режиме, но теперь я созрела для того, чтобы уйти. Зато благодаря этому нынче я впервые попала на свою дачу как положено, в начале сезона…
Пожалуй, больше всего этому событию радуются близкие нашей героини — дочь Екатерина, сотрудница ТРК «Югра», и внучка, восьмиклассница Полина.
К концу разговора собеседница всерьез забеспокоилась:
— Как-то неправильно у нас беседа идет, чего это я все о себе да о себе? Вы лучше о других хороших учителях напишите! Знаете, как я благодарна всем ученикам, родителям и коллегам, своим родным за понимание! Даже заголовок вам придумала, слова из песни Сенчиной: «Спасибо вам, люди, за дружбу со мной!»
А из песни слов не выкинешь…
2 комментария “Полвека у школьной доски”
Счастья и здоровья-Анне Ивановне, Анна Ивановна училась моего сына.
На таких образование еще держится