Второе покорение Сибири и его нравственные уроки

Валерий Белобородов

Многое уже написано об этом и успело забыться. Уже миновала череда отмежеваний почти всех, чьи фамилии могли хоть как-то оправдать затею с разделом округа, и нигде не доводилось читать или слышать слов глубокого народного удовлетворения посулами грядущего процветания под рукой западного соседа. Там, где свердловчане более или менее открыто заявляют о своих намерениях перед лицом местного населения, они встречают отпор. И тем не менее тема, которая выглядела однодневкой, подает заявку на долгожительство. Дело екатеринбургских народолюбцев с их бессмертным лозунгом «За Мансийский автономный округ!» (со свердловской спецификой) живет и исправно выполняет свою провокационную роль. Газета «Манси маа», этот коллективный пропагандист и агитатор, продолжает свои манипуляции историческими фактами в подтверждение тезиса о фатальной невозможности выживания мансийского народа в существующих границах.

И вот уже у неравнодушных людей возникает потребность ответить, вступить в публичную полемику, привести контраргументы. Уже в «Новостях Югры» появилась статья, подсказывающая екатеринбуржцам новое — западное направление их территориальных притязаний: Пермь — вот земля, где надо искать братьев-вогулов. Значит, провокация удается, завязывается историческая дискуссия на тему: «А почему аборигены съели Кука?»

Но не лучше ли в этой ситуации переключить внимание с истории на ту группу товарищей, которая затеяла столь же небескорыстное и неправое, сколь и безответственное мероприятие? Присмотревшись к их действиям на избранном поприще, к набору используемых средств, к их, так сказать, «творческому поведению», приходится признать, что эти люди, действующие одновременно и расчетливо, и безрассудно, представляют определенный интерес. Они интересны своей готовностью взять на себя любую тяжелую ношу — хоть спикера неизвестно кем избранного совета старейшин мансийского народа, хоть редактора печатного органа «Верховного Совета и Совета Министров Мансийского автономного округа». Они готовы осознать себя потомственными вогуличами и этим на порядок увеличить действительную численность народа. Они могут осчастливить аборигенов дарением бус и железных ножей и в два счета докажут, что Урай необходимо срочно переименовать в Нью-Москву. Редкостный энтузиазм даже по меркам тридцатых годов!

Набор средств, коими пытаются вторично покорить Сибирь, поучителен с точки зрения познания технологии любого неправого, неблаговидного дела. Здесь, например, широко используется подмена: экономическая проблема подменяется этнической, история и культура — политикой, договорные отношения — силовыми, свои трудности — трудностями соседей, действительно — желаемым. Знакомые правила — «цель оправдывает средства», «разделяй (хантов и манси) и властвуй», «главное — ввязаться в драку, а там посмотрим» — действуют, как мы видим, и здесь. Санкционированный в Екатеринбурге и Москве «конгресс культуры мансийского народа» в ходе работы перерождается в «учредительный конгресс» и вот он уже избирает «Национальную Палату Верховного Совета Мансийского автономного округа». С равным основанием он мог бы избрать английский парламент. Чем-то знакомым веет от этого молодецкого игрища. Еще немного и конгресс, организуемый и направляемый умными людьми, объявил бы себя правомочным решать любой вопрос. Видно, такая у этих людей работа, что любую влагу приходит< я принимать за божью росу.

Рассматриваемая тема — пример того, насколько наше общество проникнуто тоталитарным духом. Если удалось заручиться чьей-то поддержкой в центре, то нравственный закон послушно отступает перед непререкаемой целесообразностью, диктующей свой бюрократический порядок. «Так надо! >» — и появляется скромненько и со вкусом скроенный лозунг дня: «За Мансийский автономный округ!» «Надо» — и группа молодых людей, из которых, может быть, не все год назад знали само слово «манси», берет на себя миссию выразителей вековых чаяний мансийского народа.

И быстро находятся готовые к сотрудничеству на основе столь «свободных» правил игры. Городские власти Урая оказывают гостеприимство организаторам конгресса, подавив в себе естественный вопрос: а не «липа» ли это? Эти же власти не слишком тревожатся, в состоянии ли они выполнить постановление Правительства Российской Федерации о создании в Урае культурно-просветительского центра народа манси, самое ли это подходящее место для размещения такого центра. И Уральское отделение Российского международного фонда культуры ничтоже сумняшеся вступает в ряды бойцов, становясь учредителем газеты «Манси маа». Этой ли авторитетной организации включаться в политическую игру столь сомнительного свойства?

Пока что игра идет втемную и на «театре военных действий» мы видим авангард легкой кавалерии, ведущей разведку боем. Он бы не зашел так далеко, не будь ему это позволено. Но кем? Главные силы остаются в тени и неизвестно, выступят ли они когда-либо на свет. Что на уме у стратегов, каким образом они хотят ампутировать половину округа? Тайна сия велика есть. И хотя член малого Совета Свердловской области юрист Л. Тарабанчик заявляет (см. «Новости Югры» за 25 марта) о расхождении во взглядах с редакцией «Манси маа», не из Ханты-Мансийска и Тюмени, а из Екатеринбурга был приветствован восхитительный урайский конгресс. Да и непотопляемость «Манси маа» при очевидных нарушениях закона, ее способность к мимикрии, непринужденность ее маневра говорят о том, что за ней стоят сильные и богатые покровители отнюдь не в лице фонда культуры. Случайным стечением обстоятельств все вышеупомянутое не назовешь, это звенья некоей спланированной и координированной акции, единого плана мероприятий.

Налицо заинтересованность руководителей соседней области в расширении границ. Свердловской индустрии тесно в этих границах. Но не нужно искать выход с помощью вчерашнего набора средств. Вполне отчетливый уже почерк говорит: не одержимость желанием обеспечить счастливую жизнь манси в отдельно взятой Свердловской области движет идеологами территориальной экспансии (этот популистский мотивчик слишком уж заезжен). Скорее, они хотели бы заново колонизировать территорию — мол, было ваше — стало наше — и брать ясак уже не мягкой рухлядью, а нефтью и лесом.

Если они добьются своего, никакого чуда не произойдет, как бы мы ни любили все чудесное. Темы эксплуатации ресурсов территории, «деланья ракет и перекрытия Енисея» вполне вероятно, еще усилятся, и мы не раз услышим вновь, как уничтожение среды обитания будут мотивировать жизненными интересами населения. Такой подход опоздал на 400 лет. Пытаться повторить подвиг Ермака Тимофеевича, но уже не военной силой, а бюрократическими манипуляциями, не стоит, это фарсовый путь повторения пройденного. Не нужно авантюрными средствами добиваться того, к чему равноправные стороны могут прийти только путем договоренности и согласования интересов.

Журнал «Югра», 1993, №5

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика