Реполово в 30-е годы

А. Сургутсков

Село Реполово находится на левом берегу Иртыша в 83 километрах выше Ханты-Мансийска. Раньше оно было большим, до 3-х километров в длину и в ширину до одного километра, располагалось по обоим берегам речки Еловая, которая с весенним паводком разливалась и стояла полноводной почти до середины лета. По протоке ходили катера и путейские пароходы, сокращая в 2 раза путь до старого устья Конды. Осенью протока обсыхала и лишь оставались с водой одни омуты. Теперь этой речки уже не стало и нет ее признаков по причине отсутствия весенних подъемов воды и постройки водохранилищ в верховьях Иртыша.

По воспоминаниям старожилов, здесь обосновался один рыбак по имени Репко, поэтому и село стало называться Реполово. Почти половина его жителей носила фамилии Сургутсковых, Пластининых и Худяковых. В селе насчитывалось до 300-350 домов, среди них были и двухэтажные. Ниже Реполово, в десяти километрах против старого устья Конды была деревня Реполовские Юрты, где в основном жили ханты. После укрупнения колхозов этой деревни не стало.

Реполово тогда было районным центром, председателем РИКа был Чащин. Здесь располагалась тарифная пристань, через которую шла перевалка грузов, следуемых на реку Конду. Пристань была обнесена забором, имелись склады. Чтобы пройти к пароходу, необходимо было приобрести перронный билет, который стоил 15 копеек. Весь штат пристани составляли ее начальник Мечев, приемосдатчик, три матроса и кассир. После Мечева начальником стал В.Ф. Шухов. Сын его Анатолий сейчас работает деканом в Омском филиале Новосибирского института инженеров водного транспорта. Реку Конду обслуживали два небольших парохода, сначала «Омич», затем «Баррикадист», которые занимались перевозкой пассажиров и грузов.

В приречном районе стояла церковь. В праздничные дни, особенно в пасху, был слышен приятный, мелодичный перезвон колоколов, который создавал хорошее настроение, а когда в тайге терялись охотники, звонили редкими ударами.

В селе была семилетняя школа, в которой учились дети из Цингалов, Батово, Заводинских и Реполовских юрт и Реполовского совхоза (сейчас поселок Сибирский). Реполовский совхоз образовался в период массовой коллективизации.

Река, подмывая левый берег, ушла в глубь села на два километра. Сейчас осталось не более 30-40 домов. Население раньше занималось рыболовством, охотой и домашним хозяйством. Держали много скота, каждый имел от 2 до 15 лошадей, 2-3 коровы, 10-15 овец. Зимой лошади обычно ходили в ямщину (обоз). Для хозяйства — привезти сена, дрова — оставляли одну, а то и две лошади. Ямщики везли в Тобольск рыбу, пушнину, а оттуда продовольствие и материалы. Дорога проходила недалеко от нашего дома, и я хорошо помню, как обозы шли часами. Были постоялые дворы, опознавательным знаком которых служил пук сена на длинном шесте. Почту и пассажиров возили на лошадях в легких кошевках. Этот транспорт назывался «веревочка». Летом лошадей отпускали на волю, и они паслисьдо глубокой осени. Коров, овец выпускали на пастбище без пастуха.

День прибытия парохода в деревне был как праздник, все бросали работу и шли на пароход, хотя и дела никакого не было. Если гудок парохода был коротким, это значило: долго стоять не будет. Продолжительный гудок обозначал, что предстоит выгрузка и стоять будет долго. Я впоследствии, когда работал капитаном парохода «М. Калинин», эти сигналы — длинный или короткий гудок — строго соблюдал. Придя на пристань к прибытию такого парохода, торговали рыбой свежей, соленой, копченой, молоком свежим и топленым и другим товаром. Картофель стоил 20 копеек ведро, стерлядь копченая крупная — 25 копеек штука. Народу всегда было столько, что пробивались к сходням с трудом.

В селе был клуб, где шли кинофильмы и работала художественная самодеятельность. На берегу Иртыша в летнее время на площадке (называлась «Полянка») всегда собиралась молодежь, были танцы, игры. Никаких хулиганских выходок не было.

Журнал «Югра», 1993, №12

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика