Первая олимпиада манси

Новомир Патрикеев, на фото: лучшие стрелки национальной олимпиады. 1938

Первая олимпиада национального искусства народности манси состоялась в Березовском районе 20 марта 1936 года. Она была организована Сосьвинской культбазой. Надо заметить, что в то время в округе работали две культурные базы — Сосьвинская, и Казымская, подчиненные Омскому территориальному управлению ГУСМП (Главного управления Северного морского пути).

Это были комплексные учреждения, которые вплоть до послевоенных лет вели не только культурно-просветительную работу, но и имели школы с интернатами, занимались ликвидацией неграмотности, проводили медицинское и ветеринарное обслуживание, краеведческую работу, помогали национальным Советам, готовили кадры — словом, были подлинными форпостами советской власти в отдаленных уголках тайги и тундры.

На праздник собралось около 120 человек — жители поселка, оленеводы и охотники совхоза Саранпаульский». Олимпиада открылась докладом помощника начальника культбазы В.К. Машетаса о развитии национальной культуры. С приветствиями выступили секретарь райкома комсомола Е.В. Монин, представитель Сартыньинского национального Совета и другие гости.

О работе школы рассказал ее директор А.В. Голошубин. Беседу о санитарной культуре провел врач культбазы. Участники олимпиады состязались в стрельбе и беге на охотничьих лыжах. Победители в гонках на оленях и лошадях получили призы. Большой интерес вызвали выступления самодеятельных артистов, особенно национальные номера. С отдельным концертом выступили учащиеся школы. Своеобразным итогом праздника было то, что 49 участников олимпиады записались в друзья культбазы.

С тех пор олимпиады стали ежегодными. Культурные базы выполнили свою высокую миссию и в послевоенные годы прекратили существование. Но чтобы еще раз отдать должное их вкладу в осуществление культурной революции на Севере, продолжим рассказ о наиболее интересных делах Сосьвинской культбазы в 1936 году.

Вскоре после олимпиады культбаза провела слет женской молодежи с участием 40 девушек. В апреле здесь открылись первые мансийские курсы. 27 человек прошли подготовку для работы счетоводами-учетчиками (они же и ликвидаторы неграмотности или культармейцы), бригадирами охотничьего промысла и сельского хозяйства, мотористами. Май был объявлен ударным месяцем на производстве.

С наступлением теплых дней приступили к постройке плавучей культбазы. На небольшом судне разместили кинопередвижку, библиотечку, фото- и радиокомнаты, баню, ларек, амбулаторию и т. д. В июле на ней вышли в первый рейс работники базы: помполит, учитель, радист, медицинский работник, культмассовик, краевед, слесарь по ремонту охотничьих ружей и металлической посуды, переводчик, продавец, специалисты сельского хозяйства. За лето на плавучей культбазе побывало 700 жителей 30 промыслов и населенных пунктов, расположенных по рекам Сосьве и Ляпину.

Кроме культурно-бытового, торгового и медицинского обслуживания, плавучая культбаза провела большую разъяснительную работу. Были проведены беседы о проекте Конституции СССР, о значении переписи населения, стахановском движении, государственных займах, международном антивоенном дне 1 августа.

Осень принесла новые заботы. Это окончание лова рыбы по открытой воде, начало учебного года в школе. Затем сборы охотников в тайгу, переход оленеводов на зимние пастбища. Всюду нужна была помощь работников культбазы, которые с началом зимы не только активизировали работу на стационаре, но и разъезжались по отдаленным стойбищам, юртам и оленьим стадам.

Журнал «Югра», 1992, №2

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика