Таисья Себурова
С детства помню, как нашу деревню Тугияны называли землей, разделенной семью богами. Об этом пели в своих песнях односельчане. Места здесь действительно прекрасные, очень удобные для ловли рыбы и зимой, и летом. Зимой в нашей таежной речке рыбу, можно сказать, черпают. Летом на нескольких стрежевых песках ловят знаменитую обскую рыбу — мукунов, а когда-то ловили и осетров (теперь осетр занесен в красную книгу). Вспоминаю, что лет десять-пятнадцать назад в этом районе намывали песок земснарядами, что, по всей видимости, и повлияло на численность осетра и стерляди. А в детстве мы со стерлядью играли в кораблики.
Почему наша деревня называется Тугияны? В переводе: так як — крепкий, сильный танец. Об этом пишет известный исследователь мансийского народа В.Чернецов. В 1937 году по пути в деревню Вежакоры он попал на медвежий праздник в Тугияны, и очень восхищался мастерством исполнителей народных песен, интересом детей к старинным обрядам.
Если же заглянуть вглубь веков, то мы увидим, что когда отряды Ермака одержали победу над татарами, на севере стали закрепляться русские. Хантыйские княжества были преобразованы в волости и уезды. Тугияны оказались на стыке трех волостей и считались самой юго-западной точкой Казымской волости. Христианизация здесь началась в первой половине XVIII века и для крещения населения Казымской волости была основана церковь в Полновате.
В материалах Белоярского фольклорного архива первое упоминание о Тугиянах относится к 1730 году (согласно книге 3. Соколовой “Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв.”). В это время деревня относилась к Казымской волости и в ней проживали носители таких фамилий, как Арнахов, Гришкин, Себуров, Сондин, Хазылев. По тем меркам Тугияны считались деревней среднего размера. Гришкины и Себуровы могли жить в разных местах, но они считались единой общностью. Интересную статистику можно найти у А.Якобий в статье, где он говорит о “вымирании” северных народов. По его сведениям, Тугияны относились к деревням, где численность не уменьшалась. В 1803 году здесь насчитывалось 70 человек, 1813 г. — 66, 1825 г. — 71, 1833 г. — 86, 1843 г. — 97, 1855 г. — 96, 1865 г. — 72, 1873 г. — 83, 1888 г. — 97, 1893 г. — 87. В конце XIX века здесь было двенадцать хозяйств. Некоторые рыболовецкие пески арендовались рыбопромышленником Новицким.
С давних времен жители деревни занимались рыбной ловлей, выращивали скот. Так жили их отцы, деды, прадеды, так они живут и сегодня. Каждый род для ловли рыбы, для покоса имеет свои родовые места, лишь рыболовецкими песками пользуются все вместе. Сегодня здесь живут два больших рода: Гришкины и Себуровы, есть Пятниковы и Ользины.
Немецкий исследователь В.Штейниц в 1935 году встретился с жителями Тугиян во время своей экспедиции в Полноват. В эти годы хантыйская культура процветала. Исследователи отмечают, что Гришкины имеют несколько духов-покровителей, Себуровы находятся под покровительством орла.
Жители Тугиян были трудолюбивыми и предприимчивыми людьми, ездили торговать до Обдорска (Салехарда) и Тобольска. Делали жертвоприношения духам-покровителям в Вежакорах, Калтасьянах, Троице.
В тридцатых годах в этих местах были созданы два тузсовета — Полноватский и Казымский. В Полноватский вошли одиннадцать населенных пунктов, в том числе и Тугияны. В это же время по всему Обскому северу начали создавать рыболовецкие артели. В 1934 году в Тугиянах был организован колхоз имени Ворошилова. После Казымского восстания в 1934 году моих родственников, бабушку и дедушку с детьми, со всем своим скарбом сослали в Нахрачи (Кондинское). Туда же были сосланы и другие родственники с семьями. Они ехали туда на своих лошадях. Мужчин отправили в тобольскую тюрьму. Пробыв там около года, они с семьями вернулись в Тугияны. Роковым моментом в жизни деревни был и 1937 год, когда репрессировали несколько состоятельных семей, среди них и моего дедушку с братьями.
В 1938 году произошло объединение нижних и верхних Тугиян. Первым председателем колхоза был Илья Петрович Себуров, на луговой — Сидор Петрович Гришкин.
Во время Великой Отечественной войны работоспособная часть мужчин ушла на фронт и большинство из них не вернулись. В военное и послевоенное время колхозы оказались в тяжелом материальном положении, это объяснялось малочисленностью трудоспособных колхозников и недостаточностью материальной базы, в этот период стала нормой работа за трудодни.
В конце сороковых годов произошло первое укрупнение колхозов, рыбартелей. В Тугияны переехали семьи Ользиных, Пятниковых из деревушки Суреи, в пятидесятых годах — Лельховы из Паштор.
В конце пятидесятых годов Новосибирская киностудия снимала киножурнал “Обь — река сибирская”, где показали нашу деревню, то, как живут и работают ханты в летнюю путину и сенокосную страду. Помню, этот киножурнал смотрела вся Полноватская средняя школа.
В 1958 году в Полновате был организован крупный хозяйственный центр, колхоз имени Фрунзе, куда вошли Тугияны, Пашторы, который просуществовал до 1992 года. Основным направлением хозяйственной деятельности было рыболовство и животноводство.
В девяностых годах колхозы распались, поэтому население реализует свою продукцию разными путями. Зимой жители сдают рыбу в магазин (Белоярский горторг), иногда приезжают коммерсанты из Полновата, Белоярского, Нягани и скупают ее. Люди живут за счет натурального хозяйства, держат лошадей, коров, овец.
Женщины в Тугиянах всегда любили шить, вязать, поэтому ходили нарядными. Вот что пишет этнограф 3 .Соколова, дважды побывавшая в деревне: “Никогда не забуду тех сокровищ, что хранились в сундуках тугиянских женщин… Народ в Тугиянах приветливый, доброжелательный, жизнерадостный. Очень наряден женский костюм: широкие разноцветные платья и халаты поверх них из однотонных тканей. И платья, и халаты расшиты бесчисленными полосками аппликаций из белой ткани бисером. На голове почти каждой модницы огромные цветастые платки с кистями. А в сундуках лежат не менее нарядные рукавицы, тоже расшитые аппликацией”.
В Тугиянах есть свои художники, это Юрий Григорьевич Гришкин, Илья Константинович Себуров, они в основном рисуют пейзажи. Федор Ильич Тользин занимается резьбой по дереву.
В деревне живет большая любительница песен Пелагея Алексеевна Гришкина, она знает очень много сказок. Глядя на таких бабушек, дети тоже учатся шить, работать с бисером, разучивают танцы и песни.
…Изменилась жизнь в Тугиянах: сегодня здесь проживают 115 человек, в общественном производстве работают единицы. Родной язык знают дети, у которых живы бабушки и дедушки, кто сам проявляет интерес и любопытство к знанию языка. Многие дети и взрослые, несмотря на тяжелые условия жизни, верят, что их деревня будет расти и развиваться.
Журнал «Югра», 2000, №3