За березовскую архивную библиотеку, собранную когда то ссыльными декабристами, за березовский старинный архив, Академия Наук предлагала в свое время 14000 руб. Березовцы не сошлись в цене. Они просили 20 000 и архив остался в Березово.
Остался ли?
Во дворе райисполкома имеется сарай. В сарае чердак. На чердаке — огромные кипы бумаг и груды разрозненных книг.
Их моют дожди сквозь дырявую крышу. В них роется всякий кому не лень. И многие, многие книги уже разошлись неизвестно куда. Часть увез Тобольский музей. Часть изъяли заезжие любители. Все оставшееся в таком хаотическом состоянии, что вообще неизвестно, что сохранилось и что пропало.
Нам удалось наугад, запустив руку в груды бумаг, вытащить книги издания 1762 года. Какова бы ни была книга, уже одно то, что ей 173 года, что издана она в средине XVIII века, придает ей большую букинистическую ценность.
Таких книг еще много на чердаке риковского сарая.
А что таится в груде бумаг? Одна сплошная макулатура или много ценных документов периода до революционного, или первых дней существования Советской власти?
Никто этого не знает. Но архив идет на раскурку, растопку и прочие мероприятия отнюдь не имеющие архивного значения.
Неужели в Березове не понимают важности сохранения архива и неужели нельзя найти пару сотен рублей, чтобы этот архив привести в порядок, выяснить что еще наперекор благодушию районных работников, сохранилось, узнать что ценного осталось в этом, когда то много стоившем архиве г. Березова?!
М АРК
«Остяко-Вогульская правда», 9.10.1935