В фондах Берёзовского музея хранится множество фотографий. Среди сотен фотоснимков выделяется аккуратный фотоальбом «Из поездки до Саранпауля, март 1953 г.», оформленный киномехаником, краеведом Павлом Сергеевичем Баушкиным. Одна из страниц альбома посвящена селу Сартынья, на ней три фотографии. Автором аккуратно подписаны фотоснимки, первая надпись гласит: «Клуб (бывшая церковь)». Перед нашим взглядом предстает заброшенный храм с поверженными крестами.
В истории нашего края период «богоборчества» 30-х годов ХХ века оставил свой неизгладимый след. Так культура потеряла значительный пласт духовного наследия, архитектурных памятников, изготовленных столетия назад, имевших свой неповторимый облик и значение для верующего человека. Сартыньинский храм постигла участь большинства церквей, закрытых или разрушенных.
«Одним из результатов миссионерской деятельности митрополита Филофея стало строительство церквей и образование православных приходов в инородческих волостях Берёзовского края…
Успенская церковь была поставлена в месте впадения в р. Сартыньи в реку Северная Сосьва около 1717 г., то есть через три года после того, как митрополит Филофей Лещинский крестил «инородцев» Ляпинской, Куноватской и Сосьвинской волостей. По-видимому, во второй половине 30-х годов XVIII века храм перепосвятили во имя Рождества Христова. В 1740 г. Г.Ф. Миллер, путешествуя по р. Сосьве, отметил, что в «Сортининском» погосте стоит «построенная для вогулов церковь Рождества Христова, при которой, помимо жилищ церковных служителей, имеется не более двух вогульских юрт». Похоже, что храм, упомянутый Миллером, стоял давно, так как к 1751 г. он обветшал и потребовал капитального ремонта. Ремонт, а фактически перестройку храма, выполнили четыре березовских жителя во главе с казаком Петром Фофоновым на условиях подряда. Вновь церковное здание пришло в негодность к 1788 г. Казна отказалась выделить деньги на строительство под предлогом «нынешних военных обстоятельств». В это время шла вторая русско-турецкая война. Только 10 лет спустя прихожане начали строительство на собственные средства. Освятили храм в 1801 г. Эту церковь в 1882 г. видел протоиерей П. Попов, инспектировавший приходы Березовского уезда: «Церковь архитектуры доселе нами невиданной. Купола на самой церкви и алтарь не круглый, а прекрутым скатом на две стороны с течью в крыше, проникающей в церковь; обита тесом, с оградой бревенчатой в четыре и три ряда, притом крайне обветшавшей». Однако «невиданной архитектуры» церковь была разобрана только в начале XX в. Вместо нее в 1894 г. начала строиться, а 1898 г. явилась новая деревянная церковь во имя Рождества Христова. Но окрасили храм «снаружи и внутри» только в 1901 г. Тогда же была возведена церковная ограда. К приходу сосьвинской Рождественской церкви относились 26 поселений аборигенов Сосьвинской и Ляпинской волостей, разбросанных на огромной территории. В 1882 г. за Рождественской церковью числилось 1030 прихожан. Среди поселений, вошедших в свое время в Сартыньинский приход, были и юрты Няксимвольские».
Что же история сохранила об утраченном храме Сартыньи? В фондах Берёзовского музея хранятся копии генерального плана «На постройку деревянной на каменном фундаменте Церкви в селе Сосьвинском Берёзовского округа, Тобольской губернии» от 1894 г., переданные Владимиром Ивановичем Елфимовым в 1999 г., подлинники хранятся в Тобольском архиве.
Ценнейшими для нас являются воспоминания о церкви жителя Сартыньи Прокопия Кирилловича Бешкильцева: «Говорят, что деревня строилась по указу царя, по особому плану. В центре деревни на высоком месте должна была стоять церковь. На ее строительство деньги выделены царским правительством. В середине 19 века строительство было начато и к концу века закончено. Церковь построили большую. Два купола, увенчанные крестами, пять больших колоколов. Церковь видна была из каждого дома.
…Большие добротные дома, стены которых строгались с обеих сторон, располагались в «шахматном порядке». Лицевой стороной дома были обращены к церкви, окна в горнице спаренные, из них открывался вид на церковь. Говорят, что провинившихся детишек родители ставили к окошку и заставляли смотреть на церковь».
Спустя столетия о ней ещё помнили жители деревни Сартынья. В их открытом письме за 2012 год говорится: «…У церкви большая история… имелась церковноприходская школа. К числу славных деяний верующих деревни Сартынья можно отнести факт, который имел место быть в 1922 году. Церковный совет села, в ответ на просьбу Советского правительства об оказании помощи голодающим Поволжья, принял решение передать государству все золото и серебро, являющееся украшением церкви, оставив только нужное для богослужений. Кроме того, верующие отдали на благое дело и собственные золотые и серебряные вещи. К сожалению, с 1930 года здание церкви стало использоваться как клуб, а в 1964 году оно сгорело».
Действительно, большая половина православных церквей на территории Ханты-Мансийского (Остяко-Вогульского) национального округа были закрыты в конце 1929 – начале 1930 года, эти события коснулись и церкви села Сартынья.
Как советская власть распорядилась имуществом церкви, конкретно её зданием в документах отражено косвенно, но в архивном отделе администрации Берёзовского района бережно хранятся документы по Сартынинскому сельскому совету с 1934 по 1939 годы. К сожалению, в документах о бывшей церкви не говорится ни слова, но есть упоминания о клубе. В протоколе №1 от 12 февраля 1937 г. Сартынинский национальный совет просит президиум РИКа (Районного исполнительного Комитета) продать склад и на вырученные средства построить новое здание национального совета и провести ремонт клуба. Сохранилось расписание работы клуба за 1937 г. В докладной записке к протоколу от 16 июня 1937 г. говорится, что «на вечер самодеятельности приглашали все население Сартыньи. Клуб был битком набит народом, был организован буфет».
В повестке дня за 1938 г. на рассмотрении и утверждении смет расходов на 1939 год предусматривается приобретение и «добавлено в смету клуба, музыкальных инструментов: гитар – мандалин – балалаек – гармошек. Так же приобретение материалов для спорта в летний сезон».
Александр Молостов, проживавший с 1954 года в Сартынье, поделился своими воспоминаниями о тушении церкви во время пожара 1964 года: «Наша семья жила на первом этаже в здании начальной школы (бывший купеческий дом), церковь стояла напротив и когда геофизики «сплоховали», у них вроде как буржуйка загорелась, начался пожар. Все пытались потушить огонь, в том числе и мы — дети. Бегали с ведрами на реку Сосьву, это был поздний вечер, стояла осень — на реке лед, воду брали из проруби».
Ивану Сочневу историю утраты храма рассказывали отец и жители Сартыньи: «Когда пришли геофизики, здание церкви использовали как склад, в селе был построен новый клуб. Чтобы затушить остатки сгоревшей церкви, попытались снести стены при помощи тросов и 2 больших «танка», но это не удалось сделать, настолько крепко были сложены стены. Так она и догорала в течение всей зимы».
Светлана Давыдова поделилась своими воспоминаниями: «Знаю точную дату, когда загорелась церковь. Это было 21 октября 1964 г., утром родился мой младший брат, а вечером загорелась церковь. В Сартынье больница (роддом) и церковь стояли рядом».
Деревне Сартынья в этом году исполняется 245 лет. Это один из старейших русских населенных пунктов Берёзовского района с богатой историей и духовной культурой. С появлением села была заложена православная церковь, которая вследствие антирелигиозной политики советской власти стала клубом, затем складом. В архивах Тобольска, Ханты-Мансийска, Берёзово, в нашем музее, а так же личных архивах жителей д. Сартынья и сегодня хранятся не только фотографии, документы, но и воспоминания о судьбе церкви. Галина Вынгилева рассказала, что в 2021 году жители деревни планируют поставить памятный крест на месте сгоревшего храма Рождества Христова. В жизни Сартыньи откроется ещё одна страница истории.