30 апреля свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых героических профессий – пожарные. Сегодня о буднях ханты-мансийских огнеборцев рассказывает один из них — Станислав Макаров, пожарный 75-й пожарно-спасательной части 7 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Вся жизнь — Север
Вся жизнь нашего героя связана с Севером и Сибирью. Родился он в Магаданской области, мама работала нянечкой, отец — шахтером, строителем, служил в военизированной пожарной части. Лишь единожды Станислав «переезжал» в теплые края, да и то по воле Родины – служил срочную в Военно-морском флоте, на Черном море. А после демобилизации работал в Енисейске на звероферме.
Так продолжалось до 1998 года, когда старший брат Гарик, к тому времени уже живший в Ханты-Мансийске и работавший инспектором пожарной охраны (сейчас он уже вышел на пенсию в звании подполковника), не настоял на переезде младшего Макарова в столицу автономного округа.
С тех пор Станислав борется с пожарами – без малого вот уже четверть века. Сколько их было на его счету – Бог весть. Правда, запомнился самый первый, который ему доверили потушить:
– Вы просили рассказать что-нибудь смешное? – интересуется герой, хитро поблескивая глазами. – Пожалуйста! Я тогда деревянный туалет самостоятельно работал…
Вообще наш собеседник суров и немногословен, честно признается: «Я неразговорчивый, и вообще себе на уме». На вопросы отвечает откровенно и по-военному четко, но без лирики. Чувствуется, что ему абсолютно чужды хвастовство и самолюбование.
— Страх? Ну, поначалу его вообще не было, всегда заходишь на куролесье, на адреналине. А вообще-то, конечно, страх присутствует, но его гасит простая мысль: надо идти, потому что иначе этого никто не сделает. Надо – значит, надо, — пожимает широкими плечами Станислав.
«Пожар есть пожар»
Дежурят пожарные сутки через трое. Служба начинается с развода, потом — приемка техники, теоретические занятия, спортивные мероприятия, отработка нормативов – и так все время, с перерывами на прием пищи и ночной отдых. Это, конечно, если не поступит вызов и спецтехника под завывание сирен и рев моторов не сорвется из гаража на зов беды…
По словам нашего героя, в конце девяностых пожарным приходилось туго, тогда за сутки в Ханты-Мансийске случалось по 7-8 возгораний за сутки. Сейчас количество пожаров значительно сократилось – и деревянных зданий стало гораздо меньше, и возросло самосознание жителей, в большей степени стремящихся соблюсти правила пожарной безопасности.
— Кто приходит к нам на службу? Чаще всего те, кто об этом мечтал с детства, есть целые династии пожарных. Бывает, уходят по разным причинам, и крайне редко случается, когда человек не выдерживает, ломается, — голос собеседника становится задумчив. — Был когда-то у нас случай – пожарного отсекло огнем, какое-то время не мог выйти к своим, и в результате у него появился страх перед пожаром. Перешел в другую структуру, но это — редчайший случай. А вообще-то с нами постоянно психологи работают, тестируют, так что случайных людей практически нет.
На вопрос о самых запомнившихся и сложных пожарах собеседник на пару секунд задумывается, а потом вспоминает возгорание крыши, случившееся несколько лет назад в доме по улице Ямской, напротив Гимназии №1. Огнеборцам тогда пришлось крепко потрудиться – слишком обширная площадь была объята пламенем, и на слишком большой высоте.
— А вообще пожар — есть пожар. Тяжело, когда при этом люди гибнут. Дай Бог, чтобы случалось это реже, — сокрушается Станислав. – Нет, сам я травм на пожарах — тьфу-тьфу — не получал. А то, что ресницы и брови, бывает, сгорают, так это в порядке вещей…
На помощь приходят профессионалы
Лишь под давлением неопровержимых улик Макаров неохотно признается в том, что за свою работу он удостоен ряда наград. Среди них, между прочим, есть и медаль «За отвагу на пожаре», которую он получил за спасение людей. Тогда беда пришла в жилой дом на улице Ледовой, напротив горнолыжного подъемника. В квартирах наверху скопилось большое количество дыма, около десяти жильцов оказались заблокированными и не могли самостоятельно выбраться наружу.
На помощь пришли профессионалы. С помощью дыхательных аппаратов и спасательных устройств, в кромешном дыму, где абсолютно ничего не было видно, они стали выводить запаниковавших граждан. Об этом Станислав говорит коротко и без эмоций:
— Что рассказывать — спасли и спасли. Наша работа всегда связана с риском. Я — не герой, в отряде есть люди и погероичней. Просто привычка у нас такая – спасать людей.
Чувствуется, что к «штатским» отношение у собеседника слегка ироничное, как к любимым, но неразумным детям, требующим постоянного присмотра и заботы. Несмотря на то, что подавляющее большинство граждан – люди законопослушные, встречаются отдельные водители, которые не уступают дорогу пожарным машинам со включенными спецсигналами. Бывает, и во время тушения находятся жильцы, которые ведут себя, мягко говоря, неадекватно.
Художественные фильмы про пожарных, которых так много появилось в последнее время, Макаров смотрит редко:
— В них много неправды. И никакой мистики при пожарах не случается, выдумки все это.
Тем не менее, в свои, профессиональные приметы большинство огнеборцев верит – по крайней мере, поговорить об этом они не прочь:
— Считается, что утром обувь чистить нельзя. А если новую, еще не обкатанную «боевку» (боевую одежду пожарных – А.Р.) на дежурство надеть, то в этот день обязательно пожар случится. Правда, я как раз сегодня новую надел, но пока тишина…
…И немного о личном
Не изменяет Станислав своему «разведчицкому» характеру и при разговоре на личные, не связанные с работой темы. А на вопрос об увлечениях он замолкает надолго. Наконец, выдает:
— Да ничем особым не занимаюсь, все больше по хозяйству. Обед приготовить могу — жаркое, борщ, в общем, что-нибудь зажарить-запарить. За грибами могу поездить. В том году, наконец, занялся рыбалкой — на удочку, конечно. А вообще я — домашний человек, люблю находиться в семье.
Семья нашего героя – это прежде всего жена Наталья, она работает парикмахером. Младшая дочь Анастасия еще учится в школе, а старшая Екатерина находится в декретном отпуске, внуку Ивану исполнился годик. Говоря о нем, наш герой именно так, по-взрослому, его и представил: «Иван», а не «Ванечка» или там «Ванюша». Почему-то думается, что такой замечательный дед и своего внука воспитает правильно, по-настоящему, по-мужски…
Услышав традиционный вопрос о том, чем является для него Ханты-Мансийск, Макаров посмотрел на журналиста недоуменно:
— Как чем, если здесь появилась на свет моя дочь? Конечно, родным городом.
А на предложение высказать добрые пожелания своим коллегам в преддверии Дня пожарной охраны ответил коротко:
— Здоровья — это для пожарного главное. Ну, счастья в личной жизни. Что-нибудь там еще напишите – вы лучше знаете, а мне идти пора.
Оно и правда, Станиславу Макарову и его коллегам некогда заниматься пустословием, их задача – спасать наши с вами жизни и здоровье.
Сухих рукавов вам, земляки!