Полвека под знаком любви к детям

Полвека – на одном рабочем месте, в окружении десятков внимательных, требовательных, растерянных маленьких глаз – карих, голубых, зеленых. Полвека радости, тревог, забот, потерянных заколок, надетых на левую ногу правых сандалий, нелюбимой манной каши и любимых утренников.

Вы можете представить себя на месте воспитателя детского сада – на пятьдесят долгих лет? Вот именно. А вот Зинаида Ивановна Угрюмова до сих пор не может привыкнуть к своему «гражданскому» статусу и при этом ничуть не жалеет о своей жизни, которая прошла под знаком любви к детям.

Все дети – хорошие!

Наша героиня родилась здесь, в уютном березово-черемуховом Ханты-Мансийске. Папа, Иван Иванович Король, был известным в городе парикмахером. Мама, Мария Григорьевна, поначалу работала на рыбоконсервном комбинате, а потом тоже стала мастером причесок. Сама Зинаида в детстве очень хотела стать артисткой и поступить в театральный институт, но вместо этого после окончания школы №1, вслед за старшей сестрой, пошла в педучилище.

Во время учебы девушка проходила практику в детском доме, обстановка в котором произвела на нее неизгладимое впечатление. Она до сих пор помнит одного из воспитанников – Валеру:

— Он меня «мамой» звал… Ох, сколько я из-за него плакала, просила родителей к нам забрать. Мама отговаривала: не торопись, знаешь, сколько еще впереди у тебя их будет!

А в 1969 году молодой специалист впервые переступила порог нового детского сада №8 «Солнышко», и «немножко» задержалась там — на следующие пятьдесят лет.

— Поставили меня на подготовительную группу. Поначалу я жутко стеснялась, а дети меня испытывали, — вспоминает героиня. — На одно из первых занятий, посвященное теме посадки растений, руководители пришли посмотреть, как я справляюсь. А ребятишки устроили кавардак, начали баловаться, кидаться землей. Я очень расстроилась, заплакала и убежала в раздевалку. А вслед за мной зашел мальчик по фамилии Кашкаров, и говорит: «А вы будьте с нами построже!»

Впрочем, Зинаиде Ивановне быстро удалось преодолеть смятение первых минут и наладить тесный контакт с юными «испытателями».

— Запоминаются и «тихушники», и озорники. Были когда-то у меня три мальчика: Набоких – блондин, Давлетов — брюнет, а Санников – рыжий. Это была целая «диверсионная» организация, которая могла потихоньку убежать домой, чтобы чаю попить. Но в то же время на них всегда можно было положиться. Помню и других, например, Таню и Андрея. Такие спокойные, поставишь их – будут стоять, положишь – будут лежать. Стоили они друг друга, а спустя годы поженились. А вообще все дети – хорошие!

Не случайно по прошествии лет многие выпускники приводили в «Солнышко» своих детей и просили взять их в группу к любимому воспитателю. А встретив на улице, взрослые тетеньки и солидные дяденьки друг превращаются в малышей и бегут навстречу:

— Здравствуйте, дорогая Зиночка Ивановна!

Килька с горчицей

По словам нашей героини, дети от поколения к поколению значительно меняются — и физически, и духовно:

— Раньше они были в большей степени предоставлены сами себе, с утра до ночи на улице, а потому росли здоровыми и крепкими. Сейчас чаще плачут, боятся проиграть, их надо постоянно направлять, оказывать им помощь, вытягивать. Мне кажется, прежние ребятишки были ответственными, на улице могли пристыдить взрослого, бросившего окурок. А еще раньше дети не обращали внимания на то, как одеваются их сверстники, а в наше время смотрят.

Улыбнувшись своим воспоминаниям, собеседница продолжает:

— Детям советских времен еды не хватало, поэтому кушали все, что ни дашь. Все смолотят. Сегодня нередко приходится слышать: это я не ем! Помню, мы с коллегами покупали в 34-м магазине кильку себе на обед, а дети заметили и заявили: мы тоже хотим! Ну, тогда родился в группе такой обычай: по возвращению с прогулки мы каждому из ребятишек давали по кусочку хлеба с домашней горчицей и по кильке. И знаете, ни один у нас не болел!

Доброта и человечность – определяющие качества настоящего воспитателя. А еще – неравнодушие к судьбам своих подопечных. Лишь один пример: мальчика Сашу, который плохо разговаривал, хотели было зачислить во вспомогательную коррекционную школу, но Зинаида Ивановна воспротивилась и долго отговаривала родителей – не торопитесь ломать жизнь ребенка, попробуйте нанять репетиторов, испробуйте все шансы! В итоге Саша с медалью закончил общеобразовательную школу, а после окончания университета внезапно пришел вместе с родителями к любимому воспитателю — с шампанским и букетом цветов. Просто сказать «спасибо»…

И таких примеров в биографии нашей героини множество. Она рассказывает о них просто, без рисовки и пафоса:

— Сережа был очень нервозным и вспыльчивым, мог даже схватить воспитателя за грудки. Администрация всерьез собиралась убирать его из стен учреждения. Долго я ломала голову, как заинтересовать, чем увлечь мальчика. И однажды предложила: а давай я тебя в шашки научу играть! Потом мы сели за шахматную доску, и в конце концов ребенок кардинально изменился, стал уравновешенным, а спустя годы поступил в шахматную академию.

Доброта – категория переходящая

Впрочем, и подавляющему большинству современных малышей свойственны обычные человеческие качества – доброта, отзывчивость, заботливость. Зинаида Ивановна, лет десять отработавшая на коррекционной группе, знает об этом гораздо лучше других.

— Главное, ребятишкам надо объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, а потом уже они сами смогут разобраться в жизненных ценностях. Например, однажды я заметила некоторую грубость по отношению к слепой девочке со стороны ровесников. Обдумав ситуацию, предложила провести занятие: давайте завяжем глаза платочками и попробуем так походить. Плохо вам? А теперь представьте, каково приходится Иринке! В итоге дети самостоятельно взяли над девочкой настоящее шефство и принялись ее опекать. Подобную ситуацию наблюдала и по отношению к Диме – у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом и зрением. Так ребятишки помогали ему одеваться!

Секрет своего педагогического успеха наша героиня видит в хороших людях, коллегах, с которыми ей посчастливилось работать, и прежде всего – в руководителях учреждения:

— Многие из них оказали на меня большое влияние. Всегда вспоминаю добрым словом Любовь Александровну Митькину, требовательную и справедливую, Валентину Федоровну Туманову, способную найти подход к каждому работнику. Многому научилась у Ирины Александровны Ермолиной и Светланы Вячеславовны Прокопьевой – методиста от Бога…

Свой опыт она всегда передавала начинающим коллегам, не уставая наставлять их на путь истинный:

— Объясняла: старайтесь не конфликтовать с родителями, тогда всегда будет и тесный контакт с детьми. Когда молодые начинали повышать голос на детей, говорила им – больше улыбайтесь и смейтесь! Нет, меня детский шум не раздражает, я его вообще не слышу. А где ребятишкам поорать-то можно, если дома — нельзя, на улице – нельзя? Вообще за все годы ни разу никого из детей пальцем не тронула, всегда и во всем стремилась договариваться.

До самого выхода на заслуженный отдых Зинаида Ивановна принимала самое активное участие в разных спартакиадах, играла с подопечными в футбол. И с восторгом играла разные роли в утренниках, отдавая тем самым дань своим детским мечтаниям:

— Кем только не довелось побывать — Волком, Козой, Зайчиком. Но по жизни я — Баба Яга. Сколько раз доводилось слышать от детишек на улице: мама, смотри – Баба Яга наша идет! Знаете, как приятно! Сейчас вот опять попросили выступить в подготовительной группе – буду играть эту роль!

О внуках, блинчиках и любви к городу

Честно говоря, я не представляю, откуда наша героиня на протяжении полувека черпала свои силы. У нее четыре дочки: Наташа, Таня, Саша и Света, три из которых стали бухгалтерами, одна – инженером. Кроме того, у Зинаиды Ивановны – барабанная дробь! – десять(!) внуков: Алена, Рустам, Денис, Алеша, Влада, Дана, Вадим, Никита, Тимоша, Саша. И четверо правнуков: Лера, Ксюша, Артем, Арсений.

— Сложно ли с ними? Ну, когда наступают праздники и дни рождения, то не знаешь, куда бежать, ведь каждому хочется сделать подарок. А вообще с внуками я на их языке разговариваю, — признается собеседница. — Люблю для них готовить, вот и сегодня испекла пирог, блинчики, сосиски в тесте. Один из внучат жалуется, говорит, когда я к тебе прихожу, то всегда толстею!

А еще она очень любит путешествовать, занималась оригами, вязала и шила, выучилась водить машину, освоила компьютер и интернет. На ее балконе сейчас тянется к солнцу рассада помидор – скоро начнутся дачные хлопоты.

Очень любит Зинаида Ивановна свой родной Ханты-Мансийск:

— Будь моя воля, оставила бы уголок того, старого города, например, мостик через ручей, который был за городской баней. Конечно, он очень изменился, стал ухоженным. Это самый красивый город на свете!

И очень скучает по «Солнышку»:

— Детский сад действительно стал для меня вторым домом, из которого не хотелось уходить. Отрадно, когда слышу от коллег слова «Мы скучаем!». И если можно было повернуть время вспять, то я бы снова пошла работать воспитателем…

фото Светланы Трифановой

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика