Редактору газеты «Тюменская правда» т. Иванову. Копия: Секретарю Ханты-Мансийского Окружкома КПСС т. Тайлашеву Л.Г.
Первого апреля сего года в газете «Тюменская правда» была опубликована статья поэта Ю.Шесталова «Северное сияние», в которой автор пытается протащить через национальную Советскую печать отсталые взгляды на самобытное национальное художественное творчество:
Замечания т. Шесталова о том, что рост национальной культуры народов ханты и манси и приобщение ее культуре народов СССР идет медленно, что недостаточно этим занимаются культурно–просветительные учреждения во главе с отделом.
Кто же должен помогать ранее отсталым народностям Крайнего Севера развивать общенародную культуру, кроме выходцев из этого же народа, получивших соответствующее образование. А они как правило пренебрегают выезжать на село, в чем и тов. Шесталов.
Автор расхваливает на все лады медвежьи пляски, называя их праздником. Мы работники отдела пропаганды и агитации Березовского Райкома партии, считаем, что нет «медвежьих праздников» у народов Крайнего Севера, а устраивают так называемые медвежьи пляски.
В действительности эти пляски проводятся не в определенные дни (как об этом пишет т. Шесталов), а в любое время года, когда случается охотникам убить медведя.
Автор пытается доказать антирелигиозность медвежьих плясок, сравнивая их с таким праздником, как масленица. В самом деле религиозен ли этот обряд? Да мы его считаем религиозным.
Во–первых, медвежья пляска начинается с заходом солнца и продолжается до восхода. Почему проводится пляска ночью? Чтобы отец-бог не мог наказать их, участников пляски, ведь при дневном свете он бы опознал танцоров и тех, кто участвовал в убийстве сына бога–медведя. Известно, что по религиозным преданиям местных народов бог–отец выпроводил некогда сына на землю за непослушание. Сын бога упал между двумя деревьями и там долго пролежал, в результате чего якобы оброс шерстью. Когда же отец-бог увидел в таком виде сына, то сказал: «Быть тебе медведем». Однако он наказал ему не беспокоить людей на Земле. Вот почему, когда идет пляска, охотники, убившие медведя, оправдываются говоря вслух, что сын бога беспокоил их. Если же им случается убить медведя, то они ссылаются на то что медведь вышел из берлоги, беспокоит их и т.д. Вот чем оправдываются они перед богом чтобы бог не наказал их.
Во–вторых религиозность медвежьих плясок доказывается и тем, что действующие кладут деньги к голове медведя — задабривают медведя называют словом «Пупи», тогда как существует повседневный термин «мойныр». Ещё на плясках стараются вещи, предметы не называть своими именами, тем самым «усыпляя бдительность бога». Это делается для того, чтобы бог не понял, о чем идет речь на пляске.
Товарищ Шесталов пишет в статье о том, что кто убил медведя, опустил голову и ведет себя как виноватый. Почему? По религиозным верованиям охотник, убивший медведя, должен вести себя, как говорится, тише воды, ниже травы, так как в противном случае его в первую очередь бог опознал за убийство сына. Бог не давал указаний убивать сына бога.
Какой вред приносят медвежьи пляски? Почти повсеместно на медвежьи пляски съезжаются люди их ближайших деревень, собираются в доме того, кто убил медведя. В течение ночи пляшут, а днем пьянствуют и спят. Выполнение хозяйственных дел, как–то добыча рыбы, вывозка сена, охотпромысел прекращаются, чем срывается выполнение производственных планов.
Так, например в декабре 1961 года в д. Тутлеим один из колхозников некто Рябчиков, убив медведя, устроил медвежью пляску, которая продолжалась в течение 3-х суток. За это время в качестве жертвования съели годовалую телку. Следует сказать, что все охотники и рыбаки за это время не выходили на работу. Медвежьи пляски содержат в себе кроме религиозности хулиганствующие выходки.
Товарищ Шесталов утверждает, что изменилось содержание песен, звучащих на плясках.
Конечно, кое–что изменилось, дополнилось содержанием сегодняшнего дня, но суть осталась та же, что и была раньше.
Разрешить проводить «медвежьи пляски» /как об этом пишет товарищ Шесталов/ — это значит сознательно культивировать отсталые обычаи и религиозные обряды, значит санкционировать срыв на 5-6 дней всех хозяйственных работ в колхозах и совхозах /в зависимости от того, на чьей территории будет убит медведь/.
В развитии национально-художественного творчества культпросветучреждения берут из медвежьих плясок и используют на сценах сельских клубов пляски-инсценировки и песни, которые отражают труд, быт коренного населения. Кроме того, создано ряд новых песен, хороводы, песен и стихов других народов, разучен новые танцы в форме танцевальной сюиты, о чем товарищ Шесталов, как нам кажется, не знает.
Смотр национального художественного творчества народа ханты и манси, коми в Сосьвинском и Казымском домах культуры народностей Крайнего Севера растет. Но нет в ней еще своего музыкального и песенного творчества, слабо развито танцевальное искусство.
Таковы наши замечания по статье тов. Шесталова «Северное сияние».
Отдел пропаганды и агитации Березовского РК КПСС
Инструктор РК КПСС Мачитова
№ 518 2/VII 1968г.